Уехать нельзя остаться: как российский театр пережил 2022 год
После 24 февраля страну покинули многие театральные деятели: Дмитрий Крымов, Кирилл Серебренников, Римас Туминас, Юрий Бутусов, Тимофей Кулябин, Миндаугас Карбаускис, Михаил Дурненков, Чулпан Хаматова, Рената Литвинова, Ингеборга Дапкунайте. Одновременно началась тотальная государственная зачистка театрального пространства от персон, не согласных со «спецоперацией»* на Украине. По определению театрального критика Марины Токаревой, Москва перестала быть театральной столицей России. Однако парадоксальным образом произошел апгрейд российского театра.
Режиссер, драматург и хореограф без имени
Наиболее глобальная потеря для российского театра в 2022 году — спектакли Дмитрия Крымова. Они сняты во всех театрах московского Департамента культуры, включая и лучший спектакль Москвы прошлого сезона, «Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция», с Евгением Цыгановым в главной роли в «Мастерской Петра Фоменко».
В Москве остались только «Му-му» в Театре Наций и «Сережа» в МХТ имени Чехова. Худруки федеральных театров, Евгений Миронов и Константин Хабенский, сохранили их в репертуаре, удалив имя режиссера из афиш и программок. Позднее из России уехал артист Анатолий Белый, и, спасая «Сережу» во второй раз, его Каренина теперь играет сам Хабенский. Одновременно каким-то чудом «Золотая маска» показала в Санкт-Петербурге «Костика» Театра имени Пушкина с именем Крымова в программке.
Зачистка имен в театре пока носит хаотичный характер. Одним из первых, выводя из-под удара «Р» Юрия Бутусова, имя драматурга Михаила Дурненкова, который еще в апреле покинул страну, из программки удалил театр «Сатирикон». В Большом театре на сайте удалены даже страницы балетов «Нуреев» и «Герой нашего времени», режиссером которых выступил Кирилл Серебренников, а имя хореографа Алексея Ратманского, стертое с афиши балета «Пламя Парижа», заменено строчкой «сценическая версия Большого театра». Имя режиссера Александра Молочникова исчезло из авторов балета «Чайка». Мариинский также поступил с хореографом Ильей Живым.
Худрук МХТ имени Чехова, Константин Хабенский, кроме «Сережи», сохранил в репертуаре и «19.14» Александра Молочникова, и «Лес» Серебренникова, но также без имен. А вот Константин Богомолов на Бронной снял оба хита Молочникова — «БульбаПир» и «Платонов болит». Также он внес изменения в собственный спектакль «Идеальный муж» на сцене МХТ имени Чехова, удалив «мгновения, связанные с символами веры». Рената Литвинова полностью исчезла из репертуара МХТ, и теперь театр живет без «Северного ветра» и «Звезды нашего периода».
В Театре Наций в репертуаре больше нет «Горбачева» Алвиса Херманиса. Вместо Чулпан Хаматовой в «Мастере и Маргарите» Робера Лепажа теперь играет Наталья Ноздрина, а в «Разбитом кувшине» вместо Дапкунайте в роли судебного советника Вальтера занята Елена Морозова.
В Александринском театре и РАМТе сняли с афиш и из программок имя автора пьес Бориса Акунина, но сами спектакли остались в репертуаре.
Больше всех повезло театру Вахтангова. Директор театра Кирилл Крок на встрече с министром культуры Ольгой Любимовой договорился о сохранении всех спектаклей уехавшего Римаса Туминаса. Клейкой лентой заклеено на афише только упоминание о нем как «художественном руководителе», а имя режиссера полностью сохранено даже в программках. Но из «Бега» Юрия Бутусова, также идущего на сцене театра Вахтангова, убрали песню украинской группы «Океан Эльзы». Сам режиссер уехал из России.
Золотомасочному режиссеру с яркой антивоенной позицией, уехавшей Марфе Горвиц, предлагают ставить спектакли под псевдонимом, написала Горвиц на своей странице в запрещенной социальной сети Facebоok. По словам Марфы Горвиц, лишившейся всех спектаклей в России, она чувствует, что «популярна и нужна людям как «Макдоналдс».
Режиссер Иосиф Райхельгауз, создатель театра «Школа современной пьесы», уволенный из театра Департаментом культуры города Москвы, остался в России и даже встретился с новым худруком Дмитрием Астраханом. Но когда тот предложил Райхельгаузу сотрудничество, его ответ был простым: «Я не войду в театр, пока он оттуда не выйдет».
Одновременно с этим Театр Ермоловой, которым руководит Олег Меньшиков, заключил контракт о сотрудничестве со Следственным комитетом. «Теперь у сотрудников ведомства и учащихся образовательных учреждений СК России есть возможность посещать спектакли и приобщаться к театральному миру», — сообщает сайт Театра Ермоловой. А новый руководитель «Гоголь-центра», теперь уже Театра имени Гоголя, Антон Яковлев своей эстетической программой видит возвышенные чувства, которые придут на смену «безверия и вульгарной социальности».
Театральный критик Марина Токарева замечает, что впервые за много лет донос стал важнейшим инструментом в отношениях театра и власти, театральные худруки лишились своего многолетнего права не отвечать на доносы. «Но и в этих условиях в Москве и Санкт-Петербурге остались режиссеры-олимпийцы: Бородин, Фокин, Додин, Каменькович, Могучий. Те, кто, выбирая между личной ответственностью и коллективной, принял решение не бросать своего зрителя в темноте», — говорит Марина Токарева.
Новый сезон, новые театры, новые спектакли
Несмотря на все сложности, в Москве в новом театральном сезоне уже появилось несколько очень хороших спектаклей. Татьяна Тарасова, режиссер бестселлера прошлого года — студенческой «Толстой тетради», которую она сделала с курсом Олега Кудряшова в ГИТИСе, поехала в Зеленоград и в местном «Ведогонь-театре» поставила четырехчасовую сагу про жизнь армянского села «С неба упали три яблока». Это сентиментальное путешествие по роману Наринэ Абгарян, разбивающее сердца, — с живыми характерами, через засухи и войны, от бабушки к внучке. Отличные актеры театра Павла Курочкина умеют играть радость, умирать от горя и смешить до колик.
Совершенно неожиданно выступил Сергей Женовач в Студии театрального искусства. Никто не ожидал, что после относительных неудач в МХТ имени Чехова он поставит ошеломляющего скандального Гоголя. Его «Ревизор» под названием «Лабардан-с» идет в сауне, с завернутыми в простыни актерами, а все основное действие происходит в бассейне, в воде.
Звездный час настал и у руководителя театра Моссовета Евгения Марчелли. Он поставил один за другим два ультрасовременных дискуссионных спектакля по классике: «ШекспирГамлета» и «БЕСприданницу». Клавдий и Гертруда, оказывается, до безумия любят друга, а в «БЕСприданнице» главным стал роковой образ Ларисы Огудаловой, которая в одной из сцен появляется перед Паратовым в провокационном красном боди.
Есть в московской театральной жизни и приятное открытие. Это театр «Шалом», который возродился при новом художественном руководителе Олеге Липовецком. Теперь Москва идет сюда на «Жирную Любу» и спектакль «Моня Цацкес — знаменосец» — идеальные еврейские спектакли в еврейском театре. «Жирная Люба» — моноспектакль самого Липовецкого по его автобиографической повести «Жизнь номер один», а «Моня Цацкес — знаменосец» — сценическая версия повести Эфраима Севелы про еврея Моню, который попал в литовскую стрелковую дивизию и прошел всю Великую Отечественную войну. Жутко смешно и трагично.
Недавно открытая новая театральная площадка «Пространство внутри», созданная меценатом, архитектором Олегом Карлсоном, привлекает любителей актуального и необычного. Здесь идут спектакли Евгении Беркович. И один из лучших спектаклей Москвы — «Я убил царя» Владимира Мирзоева. Это серия монологов обслуги дома Ипатьевых после расстрела царской семьи. Елена Коренева гениально играет собачку цесаревича Алексея, и только по нелепой случайности роль пуделя Джоя — свидетеля страшной ночи с 16 на 17 июля 1918 года в доме Ипатьева — не получила «Золотую маску».
Осенью 2022 года в Москве появилась еще одна театральная площадка. Она называется Новый театр, ее создатель — бывший руководитель МХАТа имени Горького, продюсер Эдуард Бояков. Это частный театр, расположенный в старинной усадьбе Салтыковых-Чертковых на Мясницкой. Недавно там прошла премьера «Лубянского гримера», иммерсивной «бродилки» с монашками, основанной на истории, как придворный гример Аркашка готовил невинных дев на поругание похотливому барину.
В театре прорывается и молодая поросль. Среди них уже есть безусловная звезда — режиссер Гоша Мнацаканов. В «Школе драматического искусства» у него вышла «Собака с дамочкой» — фантазия в стиле спектаклей Крымова, где главный герой — собака. А в «Сатириконе» и на площадке ШДИ идет его «Елизавета Бам» по пьесе Хармса, где актеры театра играют Никиту Сергеевича Михалкова, Анну Ахматову, самого Хармса. Страшная и добрая сказка о России, где каждому герою Гоша раздал по заслугам и желаниям. Михалкову — какую-то его Родину, Ахматовой в утешение за страдания — бездомного кота Фунтика, Хармсу — планету Маленького принца на вечную жизнь, а двум милиционерам — крылья вместо повесток.
На завершившейся в декабре «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры» 2022 жюри из молодых российских режиссеров, оценивавшее 17 спектаклей мэтров, назвало победителем 81-летнего Алексея Бородина, худрука РАМТа, за спектакль «Душа моя Павел». В сюжете «Павла» — история взросления студента-первокурсника из провинции, попавшего в 1980 году на картошку в компании мажоров, которые читают «Архипелаг ГУЛАГ», слушают рок-н-ролл, Би-би-си и знают про польскую «Солидарность».
Театральный критик, арт-директор биеннале Ольга Егошина считает, что выбор жюри определило и актуальное настроение спектакля — «время инфантильности прошло, пора повзрослеть», — и фигура мастера, Алексея Бородина. «Молодое поколение знает, что Бородин — безупречная фигура, не замешанная в постыдных компромиссах», — говорит Егошина. По ее мнению, сейчас для современного российского театра особое значение имеют репутация и история. Театр обращается к своему прошлому, к опыту прежних поколений, как они обходили сложные вопросы в отношениях с властью. По традиции театр ищет выход в литературной классике, от античности до русского романа XIX века.
Театральный критик Марина Токарева считает, что «театр вернулся к изначальному предназначению. Во времена античности театры строились при храмах Асклепия. Сегодня театр работает как духовный, врачующий инструмент».
Литвинова в Париже, Хаматова в Риге, Крымов в Нью-Йорке
Тем временем уехавшие драматурги, режиссеры и актеры активно работают в Европе и Америке. Три актрисы-звезды — Рената Литвинова, Чулпан Хаматова и Ингеборга Дапкунайте — участвуют в иностранных проектах.
Чулпан играет в «Новом рижском театре» Алвиса Херманиса в спектакле Post Scriptum. Литвинова рассказала театральному критику Сергею Николаевичу, что вначале уезжала в Париж за дочерью, но теперь возвращаться не собирается. В январе в Париже в Theatre Hevertot она готовит премьеру «Кактуса», где в платьях Демны Гвасалия сыграет две ипостаси самой себя — Волшебницы и Безумицы. А Ингеборга Дапкунайте на недавней 35-й церемонии вручения призов Европейской киноакадемии объявляла номинацию за лучшую комедию.
Кирилл Серебренников теперь работает в Гамбурге с немецким театром Thalia Theater, выпустил «Вий», а в мае 2023 года у него выходит обновленная версия «Барокко». А в берлинском Deutsches Theater в сентябре прошла премьера режиссера Тимофея Кулябина — спектакль «Платонов».
Самый популярный среди молодого поколения гитисовцев 25-летний Егор Трухин, постановщик прогремевшего студенческого «Гамлета», поставил в Хельсинки в театре Savoy спектакль «Я здесь» с Анатолием Белым. Белый играет беженца, представителя выброшенного поколения.
Дмитрий Крымов представил в своей нью-йоркской лаборатории «Вишневый сад» и «Евгений Онегин» своими словами».
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.