К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Тайны асимметричного мира: почему большинство людей — правши

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В издательстве «Бомбора» выходит научно-популярная книга Криса Макмануса «Почему сердце находится слева, а стрелки часов двужутся вправо: тайны асимметричности мира», в которой автор рассказывает о загадках асимметрии в природе, человеческом теле и культуре. Forbes Life публикует отрывок из книги о феномене право- и леворукости, скрытом давлении общества и о том, почему у левшей было меньше детей

В семьях, в которых дети родились после 1955 года, среднее количество детей у праворуких родителей составляло 2,49, в случае, если один из родителей левша — 2,6, и у леворуких родителей — 2,57. Разница невелика, у леворуких родителей лишь чуть больше детей. В первой половине XX века, однако, картина была совершенно иной. Семьи вообще были больше, и в среднем у праворуких родителей число детей составляло 3,1. Однако, если один из родителей был левшой, это число падало до 2,69, а если левшами были оба родителя, то всего до 2,32. Иначе говоря, у двух праворуких родителей было на 34% больше детей, чем у двух леворуких. Это на удивление большая разница, которая могла оказать влияние на долю связанных с леворукостью генов в генофонде популяции.

Почему у левшей было меньше детей и как этот вывод совместим с нашим предыдущим выводом о том, что низкий уровень леворукости, как в географическом, так и в историческом отношении, не обусловлен давлением общества? Дело в том, что давление общества происходит не напрямую, как в придуманной Хипрессии, без насильственного принуждения каждого левши стать правшой — битьем ли, унижениями в школе, дома или вообще в обществе. Переделать леворуких не так-то легко, поэтому неудивительно, что лишь относительно немногие левши меняются в результате прямого давления. Непрямое давление общества куда изощреннее. 

Непрямое давление общества — скрытая сила, значительно более действенная. Какой-то слушок, несколько точно направленных подколок, усмешка-другая в нужный момент — и люди чувствуют себя отверженными, отделенными, презираемыми, и, возможно, в итоге не считаются потенциальными сексуальными партнерами. В небольших традиционных и дотехнологических обществах эффекты такого давления могут быть достаточно велики, особенно в мире, где большинство людей вступают в брак с теми, кто живет по соседству, в десяти — двадцати милях. Непрямое давление общества не вынуждает человека совсем прекратить поиски партнера или отказываться от обзаведения потомством, но может отсрочить дело, а чем позже люди обзаводятся детьми, тем меньше у них их будет. В прошлом, когда семьи были больше, а контроль над рождаемостью слабее, подобные эффекты должны были сказываться сильнее. Примерно так могло работать скрытое давление общества. Очевидно, раз есть сведения, что подобные процессы действовали на Западе в начале XX века, они могут действовать и в менее развитой части мира в начале XXI века. 

 

Хотя очевидно, что на протяжении XX столетия в распространенности леворукости произошли большие изменения, ясно и то, что к концу XX века рост леворукости прекратился. Похоже, что был достигнут естественный, или «истинный», уровень частоты леворукости в популяции. Непрямое давление общества викторианских времен могло помешать левшам обзаводиться детьми, но когда это давление прекратилось, доля леворуких стала расти и вернулась к тому, что кажется «истинным» уровнем. Похоже, между долями правшей и левшей существует некий баланс, при этом доля леворуких устойчиво составляет от десяти до двенадцати процентов. Это, однако, вызывает множество вопросов относительно возникновения леворукости и того, насколько ее частота предопределена, а из этого вытекают более общие вопросы о том, как и почему развивались праворукость и леворукость на протяжении более длительных, чем столетие, промежутков времени. 

Чтобы узнать причину возникновения того или иного явления, нужно сначала выяснить, как и когда оно возникло впервые, — а это всегда нелегко, если речь идет об истории доминирования рук. Если не считать одной неточной оценки, относящейся к ветхозаветному Израилю, вплоть до конца XIX века не существует никаких письменных данных. Существуют, однако, другие первоисточники. Один из них — изобразительное искусство. На картинах изображены люди, совершающие самые разные действия. Ванкуверские психологи Стэн Корен и Клер Порак просмотрели картины, рисунки и скульптуры, на которых люди выполняли руками какие-то сложные действия, например бросали копье. Всего они проанализировали более тысячи подобных изображений самых разных культур, самое раннее из которых было выполнено за три тысячи лет до нашей эры. Подавляющее большинство людей на этих изображениях действуют правой рукой, однако около 8% — левой: доля, удивительно близкая к современным оценкам распространенности леворукости. Более того, эта доля удивительно постоянна на протяжении пяти тысяч лет и лишь немного снижается в XIX веке . 

 

О том, какая рука была ведущей в древности, позволяют судить археологические находки. Серебряная ложка из Милденхолльского клада, датируемого IV веком, эпохой римского владычества в Британии — один из 34 предметов, найденных в 1942 году саффолкским фермером, вспахавшим поле на несколько дюймов глубже обычного. Ручку ложки сделали, завернув полоску металла. Правша левой рукой крепко держал бы полоску, закручивая ее по часовой стрелке сильными мышцами правого запястья. Как ни странно, металл в итоге завернется влево, получится левая спираль. Ложка хранится в 49-м зале Британского музея наряду с другими металлическими предметами Римской Британии и Кельтской Европы эпохи бронзы. Среди торквесов (крученых браслетов), ожерелий и предметов быта вроде вилок, ручек котлов и т. п., сделанных между 1600 годом до н. э. и 400 годом н. э., я обнаружил 79 предметов с левыми спиралями и восемь — с правыми, чуть более десяти процентов, так что античные левши оставили след своего существования.

Свидетельство о левшах еще более раннего времени принес Этци, «ледяной человек», живший около 3200 лет до н. э. и погибший в Альпах. Тело его было найдено в горном леднике, где пролежало более 5000 лет вплоть до 19 сентября 1991 года, когда лед вокруг хорошо сохранившегося тела растаял. Среди найденных у Этци предметов были и несколько витых веревок, явно сделанных правшой, скорее всего самим Этци. При себе у Этци также был лук и стрелы в колчане, две из которых имели каменный стреловидный наконечник. Перья на хвосте стрел удерживались тонким шнуром, завязанным вокруг древка. Если его завязывает правша, то неизбежно получается левая спираль, но в данном случае лишь одна стрела была такая, на другой же спираль была правая, и, возможно, делал ее лучник-левша Каменные орудия тоже могут указывать на леворукость. Орудия возрастом около 9000 лет, найденные в Бельгии, подвергли своеобразной «реконструкции» — ученые совместили их, чтобы узнать, из какой глыбы камня они изначально были сделаны. Одна такая глыба была использована для изготовления нескольких орудий, среди которых были и два заостренных сверла. Тщательное микроскопическое исследование сохранившихся на них царапин показало, что вращали эти сверла против часовой стрелки, что характерно для левши. Всего около пяти процентов найденных на стоянке орудий, по-видимому, использовались левшами.

С этого момента след леворуких начинает остывать, хотя еще одно свидетельство обнаружилось в Боксгрове, чуть южнее холмов Сассекс-Даунс. Пятьсот тысяч лет назад это был край пресноводных болот, где обитали носороги и гигантские олени. Здесь было найдено около 150 каменных ручных рубил, пригодных для разделки таких животных. Орудия столь хорошо сохранились, что в трех случаях остались отщепы, получавшиеся при изготовлении рубила. В одном случае 1715 отщепов были плотно сосредоточены с правой стороны, из чего можно предположить, что работавший там был левшой. 

 

Хотя наличие леворуких прослеживается с давних времен, большая часть человечества — правши, и такое положение сохраняется по меньшей мере два миллиона лет, то есть со времен Homo habilis, предшественника современного Homo sapiens. Некоторые обстоятельства наводят на мысль, что Homo habilis был праворуким. Как и у современных людей, у Homo habilis порой застревала пища в зубах, и одним из первых изобретений была зубочистка, которую, судя по оставленным на зубах возрастом в полтора миллиона лет, обычно держали правой рукой. Иногда ведущую руку удается определить по костям скелета, однако, если не считать черепов, окаменелые кости встречаются редко и еще реже в достаточно полном виде, чтобы можно было сравнить правую и левую стороны. В одном из скелетов возрастом 1,6 миллиона лет, найденном в Кении в Нариокотоме, сохранились обе ключичные кости, и по ним можно судить, где крепилась мощная дельтовидная мышца. Правая мышца была больше левой, и правая рука, по-видимому, сильнее, а значит, человек был правшой. Куда лучше, чем кости, сохранились каменные орудия, почти неразрушимые свидетельства начала человеческой культуры. О нашем долге безвестным праотцам писал Оден: 

...какой великий шаг пришлось им сделать. Должны быть памятники, должны быть оды, безымянным героям, впервые взявшим камень, и первыми ударившим по кремню, 

забыв о пище...
где бы мы были, если б не они? 

Эти орудия также могут рассказать и о том, какая рука была ведущей у первых каменотесов. Большинство правшей держат левой рукой камень-ядро, в правой держа ударник, которым откалывают куски. Каждый удар слегка поворачивает ядро, и отщепы отлетают с некоторым отклонением, позволяя судить о том, какой рукой человек работал. Антрополог Николас Тот изучил отщепы со стоянки Кооби Фора в Кении, возраст которой около 1,8 миллиона лет, и выяснил, что расположение отщепов соответствует работе правой рукой, и праворукость, по-видимому, преобладала.

Итак, наши древние предки, как и мы, были в основном праворукими. Но как обстоит дело с их предшественниками? Это ключевой вопрос для понимания эволюции преобладания той или иной руки, и в настоящее время он горячо обсуждается. В поисках ответа нам стоит задаться вопросом, можно ли говорить о ведущих конечностях применительно к каким-либо животным. В широком смысле слова следует ответить «да», хотя праворукость проявляется лишь у людей. Взять, например, кошек. Большинство кошек достают еду из банки одной из лап чаще, чем другой. Как и люди, они отдают предпочтение одной из конечностей. Но от людей кошки отличаются тем, что половина кошек предпочитают левую лапу, а половина — правую. Среди людей же 90% предпочитают правую руку. Таким образом, люди проявляют праворукость, а кошки — нет. 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+