К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

В Японии ждут миллионеров: что происходит на арт-рынке Юго-Восточной Азии

Чжао Уцзи «29.09.64» (Фото Christie’s)
Чжао Уцзи «29.09.64» (Фото Christie’s)
Российские, европейские, американские галереи и коллекционеры уже который год с надеждой смотрят на азиатский рынок. Forbes Life разобрался, оправданны ли эти ожидания

Аукционы: китайская живопись и молодые коллекционеры

Летом, когда аукцион Christie’s отчитывался о финансовых итогах первого полугодия, выяснилось, что китайская живопись лидирует в категории по числу привлекаемых к участию в торгах новых клиентов (+37%). В мае 2022 года картина Чжао Уцзи  «29.09.64» ушла с молотка за $35,6 млн, заняв вторую строчку в числе самых дорогих произведений художника. В последний раз работа появлялась на рынке в 2017 году. Тогда Christie’s удалось выручить за нее всего $19,4 млн, то есть за пять лет цена выросла почти в два раза. Примерно столько же ($35,3 млн) принесли все сентябрьские торги Christie’s, проходившие в Гонконге в рамках ежегодной «Недели азиатского искусства». Топ-лотом стала пара выполненных из редкой породы розового дерева стульев, по форме напоминающих барабаны. Они были проданы за $1,5 млн, в 12 раз превысив свой эстимейт.

Майская неделя гонконгских торгов в сумме принесла Sotheby’s $496 млн. Это второй по величине результат для торгов, проходящих в этом регионе. За $47,2 млн был продан «Пейзаж» Чжана Дацяня, установивший ценовой рекорд на произведения художника. Согласно данным The Wall Street Journal, китайский арт-рынок за последние несколько лет претерпел существенные изменения, получив новый импульс к развитию, в первую очередь — благодаря представителям поколения зумеров.

Sotheby’s признается, что потенциальных покупателей моложе 40 лет из стран Азии сегодня вдвое больше, чем три года назад. «Омоложение» во многом сказывается и на расширении привычных категорий коллекционирования: кроме традиционного искусства, повышенным спросом пользуются брендовые часы, украшения, вино и сигары, коллекционные игрушки и подписанные звездными спортсменами кроссовки. Bloomberg подтверждает, что главный драйвер бурно развивающегося арт-рынка Гонконга сегодня — миллениалы и представители поколения Z.

 

Самыми успешными за 15 лет стали торги Sotheby’s в Сингапуре. Они прошли в августе, собрав в сумме $18 млн, то есть на треть больше того, что ожидалось. До этого аукционный дом проводил торги в Сингапуре с 1996 по 2007 год, а потом перенес их в Гонконг. Свое возвращение в Сингапур Sotheby’s рассматривает как часть глобальной стратегии по «выведению бизнес-модели за пределы традиционных центров продаж» и «расширению присутствия на арт-рынке Юго-Восточной Азии, который в настоящий момент переживает очередной бум». В начале следующего года Sotheby’s планирует открыть новую штаб-квартиру в Шанхае и сформировать команды местных специалистов в Таиланде и Южной Корее.

Ярмарки: в Японии ждут миллионеров, Шанхай делает ставку на проверенные имена

Развитию японского арт-рынка должен способствовать намеченный на июль 2023 года запуск ярмарки Tokyo Gendai, подготовкой которого уже занимается компания Art Assembly, известная крупными арт-проектами в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Эта же компания, к примеру, готовит пилотный выпуск ярмарки ART SG в Сингапуре в следующем сентябре. Ожидается, что в Tokyo Gendai будет ежегодно принимать участие не меньше 100 галерей со всего мира. Глава японского отделения Sotheby’s Ясуаки Исидзака считает, что ярмарка займет свою особую нишу, если будет ориентироваться на работы в ценовом диапазоне $5-10 млн. Это может оказаться прибыльной стратегией, тем более что остальные ярмарки  фокусируются на более дешевом искусстве. Готовность потенциальных покупателей платить больше Исидзака подкрепляет тем фактом, что в ходе майских торгов Sotheby’s, посвященных коллекции четы Маклоу, один из топ-лотов — «Автопортрет» Уорхола — был куплен клиентом из Японии за $18,7 млн.

 
Энди Уорхол. «Автопортрет»

Соучредитель Art Assembly Магнус Ренфрю отмечает, что в Токио также идет характерное для всей Азии «омоложение» аудитории арт-рынка. В 2021 году фактическое количество посетителей ярмарки Art Fair Tokyo уменьшилось из-за пандемии, а вот объем продаж увеличился. Это говорит о росте числа покупок на одного человека. Тренд была особенно заметен среди молодых коллекционеров, которые больше интересовались современным искусством, чем антиквариатом.

О прошедшей недавно на фоне строгих ковидных ограничений шанхайской Неделе искусств эксперты говорят как о пике развития китайского арт-рынка. Об этом свидетельствуют результаты сразу двух ярмарок: ART021 и West Bund Art & Design. Притом что стоимость авиабилетов в Шанхай за последнее время нещадно выросла, на открытии было не протолкнуться, а число участников оказалось сопоставимо с доковидными временами. Продажи совершались активно, но преимущественно в ценовом диапазоне до $100 000. О покупке более дорогих работ коллекционеры предпочитали договариваться с дилерами на будущее. Галерее Hauser & Wirth удалось продать сразу несколько работ Гюнтера Форга от $200 000 до $360 000. Масштабная картина Аниша Капура ушла со стенда Lisson Gallery за $1,1 млн. Многие галереи сделали ставку на проверенные имена, справедливо полагая, что это привлечет клиентов еще до того, как они увидят работы вживую.

Ожидается, что предстоящая ярмарка Art Basel в Гонконге, намеченная на март следующего года, соберет свыше 170 галерей. Эта новость совпала с объявлением послаблений, вызванных эпидемией туристических ограничений, в частности отменой обязательного карантина для приезжих. На этом фоне свое участие в смотре уже подтвердили два десятка западных галерей.

 

Прогнозы на будущее: Китай восстанавливается, Япония вселяет оптимизм

Согласно базе данных Artnet, за последние 10 лет ежегодный объем продаж японских аукционных домов вырос вдвое — с $92,9 млн в 2012 году до $218,6 млн в 2021 году. По состоянию на начало ноября этого года он уже достиг отметки в $197 млн. О всплеске активности со стороны клиентов из Японии говорят представители Sotheby’s, Christie’s и Phillips. Делавший ставки онлайн коллекционер из Токио к удивлению самих аукционистов на недавних лондонских торгах Phillips купил картину американской художницы Элизабет Пейтон «Эван на книжном фестивале» за £567 000.

«Японский рынок вселяет оптимизм: мы наблюдаем рост числа клиентов в возрасте от 30 до 50 лет, для которых коллекционирование стало привычкой за время эпидемии», — говорят в Phillips. Интересы японской публики тоже существенно изменились за последние годы. Если раньше они покупали только «свое» искусство, то теперь переключились на международное и более современное. Сегодня в собрании среднего японца традиционные образцы могут легко соседствовать с работами Яеи Кусамы и Луиз Буржуа. Большой популярностью до сих пор пользуются комиксы. Самый хайповый сегодня художник  — 34-летний Kyne, который в своих работах совмещает эстетику аниме и поп-арта.

Герхард Рихтер. «Абстрактная картина (774-1)»

Китайский арт-рынок уверенно восстанавливается после эпидемии. За 2021 год продажи на материковой части выросли на 36%, до отметки в $5,9 млрд, а объем общемирового аукционного рынка китайского искусства и предметов антиквариата составил $7,4 млрд. Но до рекордного 2011 года с его $12 млрд он все еще не дотягивает. 30 ноября и 1 декабря в Гонконге прошли посвященные искусству XX—XXI веков вечерние торги Christie’s и Phillips. Оба аукциона сделали ставку на западных авторов: топ-лотами стали абстракция Джоан Митчелл «Без названия» (Christie’s, $10,7 млн) и «Абстрактная картина (774-1)» Герхарда Рихтера (Phillips, $11 млн). Эксперты считают, что нехватка работ китайских авторов первой величины объясняется строгими таможенными ограничениями, действовавшими до недавнего времени, но уже в ближайшее время ситуация должна исправиться.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+