Марионетки в тренде: как Театр кукол Образцова стал одним из самых модных мест Москвы
Театр кукол им. Сергея Образцова становится модным местом и начинает входить в топ самых интересных театров Москвы.
В прошлом году, прямо под Новый год, режиссер Екатерина Образцова, внучка знаменитого кукольника, выпустила спектакль «Я — Сергей Образцов» с Евгением Цыгановым в главной роли. Спектакль вышел на фоне триумфа Цыганова у Дмитрия Крымова в спектакле «Моцарт. «Дон Жуан». Генеральная репетиция» в «Мастерской Петра Фоменко».
Примерно тогда же у Крымова и продюсера Леонида Робермана в пространстве Музея Москвы вышел спектакль «Двое» — фантазия о встрече Соломона Михоэлса с Чарли Чаплиным в Америке. В этой постановке играли не только живые актеры. Виктор Платонов, великий конструктор кукол, вместе с художниками Татьяной Ревой, Анной Довженко и Татьяной Скороходовой в мастерских Театра кукол изготовили две куклы Михоэлса и Чаплина высотой два с половиной метра. Десять актеров нужны были, чтобы их «оживить». Режиссеру Крымову хотелось показать такими масштабами, как велик был страх времени, когда страной правил Сталин.
И вот под метель и вьюгу в сопровождении людей в штатском, с чемоданчиком в руках, символом вечного страха ареста, огромный, нелепый, грустный Соломон Михоэлс приезжает в дом к веселому Чарли Чаплину. У одного — ковровые дорожки Кремля, у другого дома — дорогой паркет. Но выясняется, что это встреча двух уходящих людей. Один болен и умирает, другой скоро будет убит. И все это сыграли гигантские куклы.
Тогда Театр Образцова придумал отличный маркетинговый ход — объединить оба достижения года — Евгения Цыганова и кукол. Как оказалось, Цыганов к тому же родственник Образцова. Его бабушка — двоюродная сестра Сергея Образцова.
В кепке, шарфе и широких штанах 1930-х, потом в щегольском белом плаще американского периода и наконец седым стариком с орденом на пиджаке великий кукольник в исполнении Цыганова прошагал весь XX век с любимыми куклами театра. Он меняет голос, его интонации личные, как строчки дневника. И здесь все чудеса театра: ангелы, голуби, волны Атлантического океана, мама, папа, царь у Триумфальной арки, паровозы революции, падающие на Москву бомбы Великой Отечественной, люстры Кремлевского дворца. И встречи с Утесовым, Руслановой, Любовью Орловой. Он бьет чечетку, поет «Стаканчики граненые» перед Немировичем-Данченко на прослушивании в Школе-студии МХАТ, баюкает на руках любимую куклу Тяпу, танцует танго с марионеткой Кармен и легко владеет всеми типами кукол.
Спектакль мгновенно стал хитом, а театр сразу стал интересен не только проверенной публике. И главное — театр вышел за формат «хитрого ежика», «по щучьему велению» и кота Васьки, перестал быть театром для детей. На последней премьере «Играем Шекспира» золотомасочного Виктора Никоненко зал был целиком взрослый, заполнен весь. Такого в истории этого театра не было — дать возможность каждому актеру-кукловоду самому сыграть Ромео и Джульетту, Отелло, Короля Лира или прочитать, наконец, «Быть или не быть».
В «Играем Шекспира» для детей есть только огромная голова льва из «Сна в летнюю ночь». Остальную часть совсем не страшного хищника везет на тележке актер, и на нем сзади львиный хвост. В остальном это серьезный драматический спектакль с куклами невероятных размеров и всевозможными технологиями. Короля Лира играет гигантская голова. Она открывает и закрывает глаза, плачет хрустальными слезами на веревочке.
Ромео и Джульетта — огромные куклы в рост. Одна — тростевая, другая — марионетка. Актеры в традиционных черных костюмах по одной кукле освобождают влюбленных от тросов, и они парят в воздухе. А небеса вместо облаков подставляют им огромную, в четверть сцены, ладонь. Здесь играют на гитаре и поют «Я вышел на подмостки» Высоцкого-Пастернака из знаменитого спектакля Юрия Любимова «Гамлет», а бюст самого Шекспира, вынутый из могилы двумя симпатичными могильщиками, как живой, читает 66-й сонет «Зову я смерть». Потрясающий кусок из «Ричарда III». Актер на глазах зала собирает сломанную куклу в целую, читая знаменитый монолог тирана: «Меня природа жалкая согнула и обделила красотой и ростом».
На фоне такого слияния с драматическим театром даже король мюзикла, режиссер Алексей Франдетти взялся за прозу Диккенса и совсем скоро покажет здесь «Рождественскую историю» с живым оркестром, куклами и артистами театра. Это дебют Франдетти в кукольном театре.