Портрет как зеркало русской эволюции: новая выставка в петербургском Манеже
На выставке «Зерцало» русский провинциальный портрет XVIII–XIX веков подают как зеркало эпохи. Но это не столько зеркало, сколько идеальный мир, где обитают полные достоинства персонажи. Люди, изображенные на полотнах, имели возможность заказывать свои портреты, а значит, они были богаты или знатны. Таким образом, в «Манеже» представлен исторический провинциальный глянец, простодушный и не стесняющийся своего богатства.
Уютное пространство выставки спроектировано архитектором Анной Ильиной. В залах звучит «Хождение» Александра Маноцкова — произведение, основанное на материалах русского фольклора. Залы выставки сословно разделены. Первый этаж посвящен купечеству и напоминает палехскую шкатулку — с темными стенами и контрастными красками на полотнах, свойственными художникам-самоучкам, происходившим, как правило, из учеников иконописцев. Второй, дворянский, этаж просторнее. Но ощущение замкнутого мира присутствует и здесь.
Недавно уволившийся из «Манежа» директор Павел Пригара, которому принадлежит концепция «Зерцала», и куратор Светлана Зенина еще раз доказали, что мастерски умеют делать то, что сейчас очень востребовано, — создавать пространство медитации, давать публике ощущение покоя. Достаточно взглянуть на себя в одно из золотых зеркал у входа на экспозицию, — этот сиюминутный портрет гарантированно будет удачным.