Мужчины и женщины в годах приходят в большую и светлую студию. Их показывают крупным планом — здесь никто ничего не стесняется, комплексы с годами ушли в прошлое (в основном). На первый взгляд их ничто не объединяет: герои рассказывают, кто они, сколько им лет, кем они работали или работают по сей день.
Это персонажи проекта «Дедлайн» — представители «третьего возраста», призванные командой сериала на собственном примере продемонстрировать, что в 60 жизнь начинается заново. Небольшие эпизоды (хронометраж каждой серии 30-35 минут) знакомят нас с персонажами поочередно, в формате «одна серия — один герой». Без страха и упрека все они раскрываются с самых разных, зачастую непредсказуемых сторон.
«Дедлайн» — сериальный дебют уральского документалиста Евгения Григорьева. С начала 2000-х он в той или иной форме осмыслял реальность вокруг, представляя на зрительский суд частные истории, которые можно было без труда экстраполировать на всю страну («Леха online»). Одним из наиболее популярных проектов Григорьева стала лента «Про рок», рассказывающая о пути к большой мечте молодых уральских рок-музыкантов.
В «Дедлайне» Григорьев старается держаться намного ближе к героям, нежели в других работах. Сериал иной раз кажется воплощением шоу «За стеклом», превращаясь по сути в наблюдение за трансформацией и бытом персонажей. Ломая стереотипы о старости, мужчины и женщины в свои 70-80 лет стараются не говорить о возрастных изменениях физики тела. В одной из серий героиня перечит врачу: «Я не хочу смотреть на себя объективно, давайте без возрастного». Режиссер прямо подчеркивает дистанцию.
В этом кроется некоторое двуличие проекта. С одной стороны, зрителю будет искренне радостно за героев, которые находят себя в различных областях жизни, к которым ранее не имели отношения. Они учатся позировать перед камерой, создавать цифровой контент, ходить по подиуму для презентации новых коллекций одежды. Словом, яркая жизнь, заявленная в анонсе сериала, представляется во всех возможных красках.
С другой стороны, это все-таки единицы, и об этом «Дедлайн» забывает, выдавая частные истории за общую тенденцию. Уходит проект и от вопроса финансового обеспечения и стартовых материальных возможностей, которые были у персонажей, решивших окунуться в дивный новый мир — интернета, рекламы, кинематографа и так далее. В то же время авторы не ограничиваются исключительно позитивными примерами «успешного успеха». Григорьев представляет зрителям и двойственную природу современного мира: одним из персонажей «Дедлайна» становится химкинский миллионер Борис Борк — чистое творение маркетологов, обыкновенный «пирожок с ничем».
Ближе к финалу сериал делает попытку копнуть глубже, погрузить и героев, и зрителей в подтекст и мотивы тех или иных поступков. Создатели заходят на территорию семьи героев, обращаются в их прошлое, показывают быт за пределами вспышек камер и стирают лоск запрещенных в России социальных сетей. Словом, задаются вопросом, насколько процентов перед нами настоящее, а не искусственное. Ответ, увы, совсем не утешительный — глянец не очень-то коррелирует со счастьем, а новые возможности порой открываются из-за определенных жертв в отношении других личностных «я».
Тем не менее представленное в «Дедлайне» выглядит по меньшей мере новаторски и нетривиально. Яркие, необычные герои без всяких ужимок размышляют о больших планах и, казалось бы, непомерных задачах, на которые решится не всякий 20-летний. Они не боятся браться за что-то абсолютно новое и все время учатся, будто оправдывая всем известную поговорку. Видимо, ученье — не только свет, но и активатор внутренней молодости. Евгению Григорьеву удалось бросить (прежде всего самому себе) серьезный вызов, взяться за непростую тему. Получилось ли вытащить из нее все то, что задумывалось, — вопрос открытый для зрителя, но вряд ли для режиссера.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора