К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

В домах и селах, на улице и в темноте: как работают социальные театры в России

Социально-художественный театр в Санкт-Петербурге (Фото DR)
Социально-художественный театр в Санкт-Петербурге (Фото DR)
Бесплатная школа театра и кино во Владикавказе, спектакли и концерты с незрячими музыкантами, постановки с участием детей-сирот и сельские арт-пространства, в которых играют московские актеры, — Forbes Life рассказывает, как зародился и развивается формат социального театра в России

Социальный театр —  явление в театральном искусстве, помогающее решать общественные проблемы. В англоязычном пространстве используют более точный термин — theatre for social change («театр социальных изменений»). В таком театре к творчеству приобщают людей с ограниченными возможностями, с особенностями развития или зависимостями, а также бездомных, малоимущих и даже заключенных. Эти люди становятся полноправными участниками спектаклей и концертов наравне с профессиональными артистами.  

Например, воспитанники детдомов, участвуя в театральных постановках, учатся вести диалог и строить отношения с миром. Если в постановку спектакля вовлекают малоимущего, для него это шанс заработать. Социальные театры в тюрьмах организуют как способ культурной реабилитации заключенных. Другой пример социального эффекта — когда театр преображает территорию, например в небольшом городе или деревне. Кроме того, постановки в социальных театрах могут поднимать острые темы — про актуальные политические события, опыт бездомности, болезни.

Мощный импульс к развитию социального театра как отдельного явления произошел в Великобритании в 1970-е годы, когда британское общество находилось в экономической депрессии.  Люди самостоятельно открывали комьюнити-центры, чтобы заниматься искусством вместе с соседями, единомышленниками и отдельными группами населения. На их основе позже сформировались большие проекты, такие как «Театр для развития» и «Жители картонных коробок» (работает с бездомными). Само явление постепенно стало популярным во многих странах мира. В Израиле есть театральный центр «Прикосновение», в котором играют плохо слышащие и плохо видящие актеры. В Бразилии уже полвека работает «Театр угнетенных», где зрители выходят из зала, чтобы самим сыграть главные роли, коллективно проговаривают и меняют финал спектакля и, таким образом, учатся брать на себя ответственность за коллективное действие.

 

В России о социальном театре как явлении стали говорить в начале 2010-х годов, когда инклюзивные постановки вышли на большую сцену. В 2014 году спектакль «Отдаленная близость» с участием людей с психическими особенностями получил театральную премию «Золотая маска». В 2016 году прогремел спектакль «Прикасаемые», в котором слепоглухие люди играли вместе с профессиональными актерами. В постановке участвовали известные актеры: Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, Ингеборга Дапкунайте и многие другие. В 2019 году социальный театр дорос до собственного фестиваля  «Особый взгляд». Он собрал в Москве множество социально ориентированных проектов и открыл новые форматы решения общественных проблем через искусство.

Forbes Life рассказывает о российских проектах, работающих в формате социального театра.

 
Социально-художественный театр в Санкт-Петербурге
DR

Социально-художественный театр в Санкт-Петербурге

 Социально-художественный театр в Петербурге создали в 2016 году молодые актеры, выпускники курса профессора-искусствоведа Ларисы Грачевой. В рамках этого проекта профессиональные режиссеры, актеры и психологи проводят для представителей социально незащищенных слоев населения тренинги по актерскому мастерству и навыкам публичного выступления. Первый проект был для людей с химическими зависимостями, затем — для детей и подростков из приютов. Они и теперь сочиняют и играют спектакли вместе с профессиональными артистами.

«Первая задача театральной арт-терапии — помочь участнику поверить в себя, избавиться от физических и психологических зажимов, от «брони характера». Мы объясняем, как овладеть сценической речью. Наши ученики делятся своими воспоминаниями и проблемами, постепенно развивают творческое мышление и учатся самовыражаться», — рассказывает директор Социально-художественного театра, актриса Алина Король.

Затем все вместе — и педагоги, и подопечные — ставят спектакль. Как правило, сюжет черпают из классических произведений или личных жизненных историй подростков. «Спектакль — важная часть программы тренингов, без которой занятия бессмысленны. Ведь публичное выступление — тоже своего рода тренинг. Человек помещает себя в стрессовую ситуацию, при которой у него возникают новые нейронные связи, как это модно сейчас говорить. Он проходит «инициацию сценой» и преображается благодаря этому выходу к зрителю. Наши подопечные играют в основном главные роли, а профессиональные актеры участвуют больше ради поддержания структуры спектакля. Инклюзия — процесс полноценного погружения, где участники могут ощутить себя артистами», — говорит Король.

По ее наблюдениям, должно пройти минимум полгода частых тренингов, чтобы участник привык к педагогу и полностью доверился атмосфере игры на сцене. «Главная цель инклюзии — показать социально незащищенным людям, что они нужны. Им ведь часто кажется обратное. Мы стараемся дать детям и подросткам ощутить себя частью большой семьи — создать такую атмосферу, чтобы люди захотели открыться, признаться в каких-то своих страхах», — говорит директор театра.

В пандемийный период театру, как и многим другим, было сложно: мало удалось сыграть спектаклей из-за ограничений. Команда СХТ проводила тренинги и спектакли онлайн, но работать с эмоциями в дистанционном формате было трудно. Зато в самый разгар пандемии СХТ повезло найти собственную площадку — помещение в одном из центральных районов города. Еще театр получил президентский грант, на который снял видеокнигу о театрально-педагогическом методе Грачевой с комплексом тренингов на воображение, внимание и расслабление, с комментариями психологов, нейрофизиологов и других сотрудников Института мозга человека.

В последние месяцы, несмотря на сложную ситуацию, СХТ продолжает работать, сотрудничать с ПНД, приютами и благотворительными фондами и готовит две премьеры, в том числе постановку «Человек в закрытой комнате».

«Концерты и спектакли в темноте»
DR

«Концерты и спектакли в темноте»

В 2020 году московский государственный музей «Культурный центр «Интеграция» им. Н. А. Островского запустил инклюзивные концерты в темноте с участием незрячих музыкантов. Сегодня в проекте работают и другие незрячие специалисты —  гиды сопровождают зрителей в темноте, проверяют билеты, решают технические вопросы и работают с артистами.

Идея проекта «Концерты в темноте» зародилась еще в 2015 году, когда культурный центр «Интеграция» начал вести бизнес-тренинги в темноте, которые вели незрячие люди — сертифицированные специалисты, предварительно прошедшие обучение по программе. «Мы единственные в России реализовывали проект бизнес-тренингов в абсолютной темноте, у нас учились сотрудники банков и холдингов. В какой-то момент мы решили использовать темноту для культурного развития», — рассказывает руководитель проекта «Концерты и спектакли в темноте» Ксения Перцева.

В зале помещается до сотни человек, все зрители сдают перед началом мероприятия свои мобильные телефоны, фотоаппараты и любые предметы, излучающие свет. Снимать на камеру ничего нельзя, а познакомиться с артистами можно только после концерта и спектакля.

В проекте есть еще формат спектаклей с закрытыми глазами: зрители сидят в центре сцены с повязками на лице. Актеры свободно перемещаются рядом, создавая эффект присутствия. В отсутствие зрения у человека обостряются другие органы чувств: слух, обоняние.  Артисты воспроизводят атмосферу голосами, напевами и специфическими звуками. Ощущение запахов они дают с помощью соответствующих ароматов. Например, есть линии духов с запахами книг, гор, моря, вина, специй и т. п. Также артисты создают эффекты с помощью увлекательных рассказов, тщательно подобранных слов или дополнительных действий. К примеру, они могут резать продукты, чтобы передать атмосферу застолья. С помощью таких приемов зритель полностью отключается от внешнего мира, и спектакль рождается у него в голове.

Школа кино и театра
Марина Матвеева-Мальник

Школа кино и театра

Школа кино и театра во Владикавказе представляет собой аскетичное творческое пространство: сцена, несколько зрительных мест, стены с ретроафишами и множеством портретов, фотографий. Главный арт-объект — светодиодное пианино. Атмосферу дополняют две кошки, которые родились прямо на сцене. Здесь часто проходят камерные концерты, спектакли, кинопоказы с последующим обменом впечатлениями. Иногда выступает «Хор мальчиков и девочек 70+» — любительский ансамбль с богатым репертуаром осетинских народных песен. Местные молодые таланты часто выставляют в школе свои картины и фотографии, читают стихи и прозу, презентуют новые песни. Здесь же профессиональные актеры, режиссеры и музыканты учат желающих вокалу и актерскому мастерству.

«Я изначально хотела создать квартирник, куда смогут прийти люди разных возрастов, пообщаться в неформальной обстановке. Это модная тема в Москве, где я прожила десять лет, и в Петербурге. А у нас в городе такого не было: молодежь любит свои тусовки, у бабушек есть клубы по интересам. А куда идти представителям моего поколения 45+? Вот я и создала творческое пространство для себя и ровесников, неожиданно и молодежь массово пошла», — делится создатель и директор Школы кино и театра Лейла Теблоева.

ШКиТ расположена в большом частном доме на одной из центральных улиц Владикавказа. Студия занимает весь первый этаж, а наверху живет хозяйка. Единственная стабильная прибыль проекта — от сдачи в аренду маленькой одноэтажной пристройки дома. Здесь то салон красоты, то кафе, то цветочный магазин. Гости школы порой оставляют пожертвования.

Лейла Теблоева — профессиональная актриса. 20 лет назад ее муж Виктор Засеев, работавший каскадером на съемках фильма «Связной» Сергея Бодрова, погиб вместе с другими членами съемочной группы в Геналдонском ущелье. Чуть оправившись от трагедии, Лейла начала преподавать актерское мастерство и ставить спектакли в детской театральной студии им. Бибо Ватаева. Когда старший из трех сыновей закончил школу, Лейла увезла всех детей в Москву — чтобы дать хорошее образование. Они жили в столице десять лет, а весной 2020 года вернулись в Осетию из-за пандемии. «Тогда многие, кто мог, разъехались по провинциям. Мы решили переждать пик локдауна дома. Думали, что приехали сюда на время, а так получилось, что нашли новое призвание. Всем не хватало живых встреч, и именно период застоя вдохновил нас открыть студию, где мы сможем реализовывать свои творческие идеи», — вспоминает актриса.

Репертуар театра основан на классической литературе, актуальных острых темах и жизненных историях. Сейчас команда готовит спектакль к 20-летию трагедии в Геналдонском ущелье.

Театр села
DR

Театр села

Театр села расположен в селе имени Льва Толстого Калужской области. Проект зародился в пандемию. Здесь играют спектакли профессиональные артисты из столицы, а местные дети занимаются танцами и спортом. Это частный культурный центр, созданный актером Глебом Даниловым без какого-либо государственного финансирования.

В селе имени Льва Толстого (к самому Толстому село не имеет отношения: просто его так назвал поклонник великого писателя) живет более трех тысяч жителей, здесь, по словам Данилова, есть блестящий туристический потенциал — рядом расположился древний источник воды святого монаха Тихона и музей «Великое Стояние на реке Угре». Правда, местные часто остаются без света и воды.

Раньше в селе работал досуговый центр, который делил здание с аптекой. В 2018 году она обанкротилась, и возникла угроза продажи здания. Тогда закрылся бы и досуговый центр. Но Данилов решил выкупить все здание и создать уникальный творческий кластер. «Я родился в Калуге, закончил ГИТИС, играл в театре Et Cetera Александра Калягина, затем ушел в кино. После съемок в Калужской области у меня появилось свободное время, и я узнал о проблеме со зданием. По духу я боец, решил идти до конца: организовал народное финансирование. Имя проекту дали говорящее, без лишних выкрутасов. К счастью, деньги на выкуп здания удалось собрать», —рассказывает основатель и директор театра.

В ноябре 2020 года в здании начался глобальный ремонт. Теперь в помещении есть пространство для занятий спортом и творчеством, зал для постановки спектаклей. Креативное ноу-хау команды проекта — спектакли во дворе современных жилищных комплексов. Это формат уличного театра: актеры выступают на открытой площадке, а зрители смотрят спектакль из окон своих квартир.

У Театра села особая география. Все артисты живут в Москве и работают в столичных театрах. Они собираются в столице на репетиции, вместе готовят очередной спектакль, затем дорабатывают его на площадке в Калуге. А потом уже едут в село Льва Толстого с готовой постановкой. Получается эксклюзивный продукт для малой территории. «В селе мы показываем спектакли каждый в месяц, много играем на других наших площадках в Подмосковье и стараемся гастролировать. Минувший сезон, например, был очень насыщенным: Суздаль, Плес, село Вятское Ярославской области», — рассказывает Данилов. По его подсчетам, за время существования проекта в него удалось привлечь более $400 000. Сейчас главный партнер — крупная строительная компания. «На гранты из бюджета я не особо рассчитываю, делаю ставку на бизнес. Мы постоянно расширяем географию проекта: уже открылось шесть площадок в Москве, зимой открываемся в Люберцах, а с 2023 года стартуем в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Я постоянно занимаюсь организационными вопросами и лишь в перерывах пишу пьесы для новых постановок. Вероятно, надо было покинуть столицу и открыть театр в селе, чтобы потом ими снабдить всю России, чем мы в ближайшее время активно займемся», — заключает Данилов.

Петровский деревенский театр
Екатерина Монева

Петровский деревенский театр

Петровский деревенский театр — это арт-пространство в деревне Петровки Смоленской области. Оно строится уже семь лет, с 2018 года там проводят спектакли, поэтические вечера, ремесленные, кулинарные и творческие мастер-классы. Дом-театр стоит на большой зеленой территории площадью в гектар.

«Главная социальная задача сельского театра — организация досуга для жителей на территории, где на расстоянии 250 км нет ни одного театра. У нас многопрофильное культурное пространство под открытым небом. Наше любимое мероприятие  — «День деревни». Этим летом мы организовали его в третий раз, и получился большой праздник на свежем воздухе. К нам приехал театр «Волшебная шляпа» из Королева, артисты из Москвы провели концерт. Приехали гости из разных концов Смоленской области, из Подмосковья и Москвы. Каждое такое мероприятие — событие для местных жителей», — рассказывает директор Театра вкуса Татьяна Каришева. В самой деревне живет около 30 человек, а в театральные дни там собирается не одна сотня.

Создатель театра — актер Юрий Макеев. В 80-х годах его родители купили дачу в Петровках, а позже мама уехала туда, чтобы заниматься фермерством. Юрий тоже жил в деревне, ходил в районную школу, затем вернулся в Москву, поступил в ГИТИС. В 2014 году актер вернулся в деревню вместе с женой и детьми, чтобы открыть свой творческий проект.

Команда все делает своими силами — на деньги, вырученные с продажи билетов на спектакли другого проекта Макеева, Театра вкуса. Юрий и его жена Ольга Калашникова (актриса московской Студии театрального искусства) регулярно ездят в столицу, чтобы играть репертуар, а после выступлений возвращаются в деревню — на ферму и стройку.  Петровский театр — детище Театра вкуса, и на спектакли под открытым небом приезжает вся труппа. Проект много гастролирует по России. Например, летом этого года труппа побывала в Челябинске, Белгородской области, на Южном Урале, Кудыкиной горе в Липецкой области. Другие источники финансирования: театральные фестивали, фандрайзинговые проекты (театр реализовал уже два сбора денег на краудфандинговой платформе) и пожертвования от людей, вдохновившихся идеей арт-пространства в деревне.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+