К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Метод Айвазовского и цепочка Цицерона: как научиться запоминать больше информации

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Почему одни могут процитировать объемный текст сразу после прочтения, а другие не в состоянии вспомнить имена и лица новых знакомых? Forbes Life разобрался, как работает память и можно ли ее тренировать, чтоб запоминать информацию более эффективно

Память относят к психическим процессам накопления, хранения и воспроизведения информации (включая опыт и впечатления). Это сложная, многоступенчатая и не всегда безупречная мыслительная деятельность, ведь нередко люди забывают важные для них сведения. Хотя для памяти характерны такие функции, как кодирование, хранение и извлечение данных, ее нельзя сравнить с жестким диском или флешкой, потому что она представляет собой процесс. Если одна из функций нарушена, воспоминания либо исказятся (если данные изначально были неправильно закодированы), либо вовсе потеряются. 

Незначительные проблемы с памятью — весьма распространенное явление. Мало кто помнит дни рождения всех близких людей и номера их телефонов, а во время стрессовых ситуаций вроде экзамена нередко забывается даже то, что казалось очевидным. В отдельных случаях забывчивость может свидетельствовать о начале серьезных нарушений, таких как болезнь Альцгеймера, рассеянный склероз или слабоумие. Память тесно связана с мыслительными процессами и поведением, поэтому приобретать полезные привычки, способные улучшить ее качество, крайне важно еще в молодом возрасте.

Вспомнить нельзя забыть

Прежде чем любая информация отложится в глубинах памяти, она кодируется в пригодную для хранения форму. В таком виде она хранится до тех пор, пока человеку не понадобится воспользоваться данными. Ранее исследователи считали, что воспоминания формируются с помощью нейронов головного мозга (нервных клеток), которые даны нам с рождения в ограниченном количестве и не возобновляются в течение жизни. Но это оказалось заблуждением: процесс обучения способствует нейрогенезу — формированию новых нейронов, росту и укреплению связей между ними.

 

В начале 1980-х ученые пытались понять, как взрослые особи птиц учатся издавать новые сочетания звуков. В серии экспериментов Фернандо Ноттебом и его исследовательская группа доказали, что количество нейронов в мозге самцов канареек резко увеличивается во время брачного периода — когда птицы должны выучить новые песни, чтобы привлечь самок. Свежие нейроны помогали сохранить новые паттерны песен в нейронных цепях и делали возможным процесс обучения. Другие эксперименты показали, что это также справедливо для млекопитающих. Однако у человека в этом плане есть еще одно весомое преимущество: нейрогенез также происходит не только при обучении, но и во время творческих процессов вроде рисования, танцев, музицирования, лепки и т.д.

Нейроны проводят электрические импульсы и химические сигналы и передают таким образом информацию между разными областями мозга и частями нервной системы. Все, что мы думаем, чувствуем и делаем, было бы невозможно без работы нейронов. При этом способ, которым они обмениваются сигналами друг с другом, создавая связи, делает каждого из нас уникальным в мыслительных процессах. Нейроны считаются наиболее долгоживущими клетками в организме, однако в случае физиологических отклонений и их внезапной гибели развиваются заболевания головного мозга и разнообразные виды деменции.

 

Мы запоминаем новую информацию и формируем навыки благодаря изменениям в связях между нейронами — синапсами. Чем крепче эта связь, тем лучше усвоены данные или навыки. Помогает этому процесс регулярного повторения, практики. Если приходится забросить процесс изучения иностранного языка, на долгое время перестать водить автомобиль, играть в теннис, решать алгебраические задачи — все эти умения останутся для нас доступными, хотя качество может пострадать.

Однако прочные синапсы нужны не во всех случаях, а лишь тогда, когда информацию нужно запомнить на долгое время: «Связи между нейронами могут не только возникать, но и разрываться. Это нормальный процесс для краткосрочной памяти, когда человеку нужно оперативно запомнить какую-нибудь не очень важную информацию. Яркий пример — официант, который после совершения действия забывает ненужные сведения», — отмечает нейропсихолог Алена Ванченко.

Большая часть наших воспоминаний находится в сфере бессознательного и организована в семантическую сеть. Исключением являются те случаи, когда данные приходится регулярно использовать и когда те или иные воспоминания запускают триггеры — определенные места, повторяющиеся запахи, похожие ситуации. 

 

«И как только я вновь ощутил вкус размоченного в липовом чаю бисквита, которым меня угощала тетя (хотя я еще не понимал, почему меня так обрадовало это воспоминание, и вынужден был надолго отложить разгадку), в то же мгновенье старый серый дом фасадом на улицу, куда выходили окна тетиной комнаты, пристроился, как декорация», — описал нахлынувшие детские воспоминания от вкуса печенья «Мадлен» французский писатель Марсель Пруст. Процесс, когда вкусы и запахи оживляют воспоминания, назвали в честь автора этих строк — феноменом Пруста. Интересно, что запахи также помогают вызвать яркие автобиографические воспоминания у людей, страдающих болезнью Альцгеймера.

Не только позитивные, но чаще даже негативные, болезненные ситуации наиболее прочно откладываются в памяти: биологическое возбуждение во время негативного опыта увеличивает долговечность таких воспоминаний, считают исследователи. Мозг по-разному реагирует на эмоциональные переживания. Как правило, миндалевидное тело повышает степень сенсорного восприятия, и это позволяет более эффективно кодировать информацию. Именно поэтому, если в детстве вас дразнили в столовой, а вы, например, ели апельсин на обед, запах этих фруктов может вызвать плохие воспоминания.

Возрастные изменения в структуре мозга также влияют на память, причем они характерны не только для пожилых людей: «Дети и подростки проходят через целые периоды, для которых характерны разрывы синоптических связей. Это связано с активным и при этом неравномерным развитием головного мозга, а также гормональными изменениями. Именно поэтому большинство здоровых взрослых не помнит в подробностях события из своего детства, всю школьную программу или даже достаточно яркие эпизоды из подросткового опыта, если они не связаны с романтической или социально-волевой сферами жизни», — утверждает Алена Ванченко.

После 25 лет естественный нейропроцесс стабилизируется, однако намеренное запоминание ухудшается: мозг перестает вырабатывать миелин — вещество, которое ускоряет биохимические процессы между нейронами. Именно поэтому взрослые люди испытывает трудности с запоминанием и в целом обучением даже в тех сферах, в которых до 25 лет они могли быть талантливы (например, в изучении иностранных языков): «Лучшее, что можно сделать до своих 25 лет — это, так сказать, научиться учиться: грамотно потреблять и структурировать информацию, понимать особенности своих индивидуальных нервных процессов и тех способов, которые позволяют надежно запоминать информацию лично вам, — уверена Алена Ванченко. — Возрастные изменения структур мозга неизбежны. Каждый из описанных процессов абсолютно естественен. Если человек о них знает, он может подстелить себе соломку и сохранить свою память настолько, насколько это возможно». 

Чтобы сознательно запоминать информацию более эффективно и осваивать новые навыки в любом возрасте, нужно понимать, как работают разные виды памяти, и применять мнемотехнику — приемы, которые позволяют накапливать и воспроизводить сложные для восприятия данные без существенных усилий.

 

Плохая память — это миф

Некоторые люди удивительно точно запоминают тексты, никогда не путают имена новых знакомых и держат в голове важные даты лучше всякого смарт-календаря. Но есть  их полные противоположности. Это не означает, что у кого-то память изначально лучше, а у кого-то хуже — вопрос в том, насколько грамотно мы используем свои ресурсы с учетом индивидуальных особенностей. Наш мозг обладает нейропластичностью, что позволяет тренировать способность к запоминанию. Если человек здоров, то его забывчивость может быть связана с особенностями восприятия и неправильными техниками, которые он использует в попытках запомнить важную информацию.

В начале 1990-х годов новозеландский исследователь Нил Флеминг попытался выяснить, почему наиболее талантливые преподаватели не могут найти подход к части учеников, когда ординарным учителям удавалось доносить новый материал большему количеству учащихся. В ходе экспериментов он пришел к выводу, что люди по-разному воспринимают информацию и хорошо запоминают ее лишь в том случае, если преподаватель использует подходящий их типу восприятия способ. Согласно Флемингу, людей можно разделить на четыре группы плюс смешанный тип:

  • визуалы (зрительный способ восприятия);
  • аудиалы (восприятие на слух);
  • вербалы (восприятие через чтение или письмо);
  • кинестетики (восприятие через органы чувств).

Согласно Флемингу, аудиалам для лучшего запоминания рекомендуют посещать лекции, слушать аудиокниги и обсуждать вслух информацию с собеседником или в группе. Визуалам — использовать ментальные карты, схемы, графики и таблицы. Вербалам нужно почаще делать конспекты от руки и работать с печатным книжным текстом. Кинестетикам предпочтительнее смотреть видео, представлять информацию в виде чувственно прожитого опыта. Определить тип восприятия можно с помощью теста VARK (Visual, Aural, Read/Write, Kinesthetic). Однако не все исследователи подтверждают научность такого подхода, хотя сходятся во мнении, что процесс запоминания индивидуален.

Опрос американских исследователей показал необычный результат: вошедшие в выборку студенты запоминали информацию преимущественно не тем способом, который подходил их типу восприятия. Когда они пытались подстроиться под итоги теста, им не удавалось добиться лучших показателей в учебе. Авторы исследования сделали вывод, что доминантный тип восприятия означал, что испытуемым нравилась форма подачи предложенного материала, но это не отражало действенного для них способа к усвоению информации. Лучший способ для запоминания данных можно найти лишь в ходе экспериментов с разными методами и стилями обучения — для всех они свои. Но общие рекомендации от психологов все же есть, и связаны они в большей степени с тем, как надежно закрепить информацию в долгосрочной памяти:

 
  • Распределять процесс обучения во времени, не оставлять большой объем информации на последний момент. Концепция «выучить весь курс за ночь накануне экзамена» хороша для краткосрочного усвоения. Связи между нейронами не успеют окрепнуть, а значит, через неделю от этих знаний не останется ни следа.
  • Мотивировать себя на усвоение информации. Для этого важно понимать цель (желательно, чтобы она была значимой), ради которой понадобится применить знания на практике.
  • Комбинировать разные техники обучения. Так, метод активного обучения предполагает, что вместо прослушивания лекции и конспектирования основных идей следует устраивать обсуждение, намеренно ставить под сомнение даже очевидные тезисы, проводить мозговые штурмы. При методе перевернутого обучения теория сначала отдается на самостоятельное изучение, а затем ее объясняет преподаватель, заполняя пробелы в знаниях. 
  • Объяснять самому себе усвоенный материал так, вы проводите занятие с непогруженным в тему человеком. 
  • Полноценно питаться и отдыхать. Питание и сон напрямую влияют на формирование новых нейронных связей.

При этом стресс является плохим помощником, и его воздействие нужно максимально редуцировать для наилучшего запоминания и воспроизведения информации, считает Алена Ванченко: «Стресс действует на миндалевидное тело, или амигдалу, и запускает реакцию «бей или беги». У человека учащается сердцебиение, каменеют мышцы. Во время стресса выключается функционал высших психических процессов, в том числе память. Именно поэтому в ответственные, стрессовые моменты мы можем забывать даже очевидные вещи». 

Узелок на память

Для развития памяти еще древние греки использовали специальные приемы — мнемотехнику. Она помогала им как превосходным ораторам запоминать большие объемы информации без зубрежки. Сегодня считается, что мнемотехника служит профилактикой разных видов деменции и в целом когнитивных нарушений. Она повышает продуктивность памяти, позволяет эффективно пользоваться новой информацией, учить иностранные языки. 

Некоторые способности нашего мозга ухудшаются с возрастом, но исследователи обнаружили, что здоровые люди в возрасте 70 лет способны так же хорошо справляться со многими когнитивными тестами, как двадцатилетние — то есть потеря памяти в пожилом возрасте не является чем-то неизбежным. Однако это дискуссионный вопрос. Одни специалисты утверждают, что творческая активность замедляет развитие болезни Альцгеймера, другие их опровергают: «Изучение иностранных языков и занятия творчеством связаны с эмоциональными переживаниями, что стимулирует процесс запоминания. Однако этот способ не поможет зафиксировать в памяти свежие рутинные действия, — полагает Алена Ванченко. —  При болезни Альцгеймера мы забываем сначала все самое неважное и свежее и только потом лица любимых, близких людей и те вещи, которые повторяли в течение всей жизни. Принято полагать, что чем больше мы напитаемся эмоциями и выучим под их воздействием нового, тем медленнее забудутся другие, более глубинные и важные вещи. Это неправда, хотя ход каждой деменции индивидуален». 

Тем не менее отдельные виды памяти могут даже усиливаться с возрастом, считают специалисты. Для этого память должна постоянно работать, ее следует нагружать для создания новых синапсов. Мнемонические техники и упражнения в этом являются лучшими помощниками: 

 
  • Таблицы Вальтера Шульте. Немецкий психиатр изначально разработал их, чтобы исследовать свойства внимания: пациентам требовалось найти среди случайно расположенных символов те, которые требовал врач, причем в нужном порядке. Сегодня таблицы Шульте применяют как упражнение для улучшения зрительной памяти и периферического зрения. Они также повышает скорость чтения и усвоения информации. Для выполнения упражнения (можно делать в браузере или на смартфоне) нужно смотреть в центр таблицы в течение пяти минут, а затем постараться воспроизвести по памяти содержимое ячеек. 
  • Метод римской комнаты (цепочка Цицерона). Знаменитый римский оратор Цицерон изобрел свой способ запоминать объемные речи для выступлений. Он прохаживался по комнате в одном направлении и присваивал каждому предмету интерьера тот или иной тезис в нужной последовательности. Во время выступления он вспоминал обустройство комнаты и те идеи, которые планировал озвучить. 
  • Рифма и акростих. Школьникам было бы гораздо сложнее запоминать последовательность планет Солнечной системы («Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли») и даже падежи («Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку»), если бы не строки-акростихи, первые буквы которых помогают угадать зашифрованное в них слово. Перед гимназистами дореволюционной России стояла задача посложнее, когда они учили случаи употребления буквы «ять»: нужно было запомнить длинное стихотворение про беса («Бѣлый, блѣдный, бѣдный бѣсъ / Убѣжалъ голодный въ лѣсъ…»)
  • Фонетические ассоциации. Этот метод особенно хорошо подходит для запоминания новой лексики при изучении иностранных языков. Нужно построить ассоциацию между созвучными словами изучаемого и родного языков. Считается, что чем нелепее ассоциации, тем лучше они запомнятся.
  • Эффект Ресторфф. Суть метода в том, чтоб в большом объеме информации разбивать ее на группы, которые не похожи друг от друга — и запоминать их по принципу отличия. Эффект Ресторфф часто называют эффектом изоляции и применяют в рекламе: яркие объекты среди однородных всегда привлекают внимание и лучше откладываются в памяти.
  • Метод ментальных карт Бьюзена. Наглядность и структура — лучшая альтернатива линейному тексту. Ментальные карты позволяют существенно сократить объем информации без потери смысла и надежно запомнить их в процессе структурирования. Карты можно создавать не только от руки, но и с помощью онлайн-ресурсов.
  • Метод Айвазовского. Великий художник тренировал свою способность запоминать детали пейзажа, воссоздавая увиденное по памяти на холсте, а затем сверяясь с оригинальным видом. Этот метод позволяет максимально точно запоминать лица людей или разнообразные объекты. Для этого необязательны художественные навыки: достаточно мысленно «прорисовывать» детали образов, которые нужно запомнить. С каждым последующим разом это будет получаться все лучше.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+