Триумф женщин и политики: кому вручили награды на Венецианском кинофестивале
Женщины о женщинах
Венецию уже давно критикуют за скромную долю женских картин в конкурсной программе. Например, в этом году из 23 фильмов основного конкурса только четыре были сняты женщинами. Налицо явный дисбаланс, который фестиваль, впрочем, компенсирует тем, что стабильно присуждает женщинам главные призы. Так, в 2020 году «Золотого льва» получила Хлоя Чжао за фильм «Земля кочевников» — о героине, которая путешествует из штата в штат в доме на колесах. В 2021-м эстафету переняла француженка Одри Диван с драмой «Событие» о студентке, которая ищет способ сделать подпольный аборт во Франции 1960-х.
В 2022 году настал черед Лауры Пойтрас. В отличие от Диван и Чжао, Пойтрас — режиссер опытный и признанный: 15 лет назад ее работа об американской оккупации Ирака «Моя страна, моя страна» была номинирована на «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм», а в 2014 году картина «Citizenfour: правда Сноудена» получила премию американской киноакадемии в той же категории.
«Вся красота и кровопролитие» переплетает две сюжетные линии: одна рассказывает о личной жизни Нэнси Голдин и ее становлении как фотографа в 1970-е и 1980-е, а вторая — о ее противостоянии с семьей Саклер в наше время. Голдин стала одной из первых, кто запечатлел жизнь ЛГБТ-субкультур, также она была одной из важных фигур в кампании по борьбе за права ВИЧ-инфицированных во время разгара эпидемии в США. По собственному признанию, Голдин долгое время страдала от опиоидной зависимости, вызванной препаратом «Оксикодон» производства Purdue Farma. Компания принадлежала семье Саклер, сделавшей целое состояние на продаже опиоидов, от которых только в США каждый год погибает около 400 000 человек. Часть состояния Саклеры вкладывали в поддержку искусства, щедро одаривая грантами музеи по всему миру.
В 2017 году Нэнси Голдин основала организацию P.A.I.N. Ее целью стала борьба с Purdue Farma и с семьей основателей компании — и в этой битве активистка достигла впечатляющих результатов. P.A.I.N. добилась того, что крупнейшие музеи, такие как, например, «Лувр» и «Метрополитен», отказались принимать гранты от Саклеров и убрали их имена из списка спонсоров. Purdue Farma была объявлена банкротом, однако сама семья избежала судебного преследования и не выплатила компенсации многочисленным жертвам опиоидной зависимости.
Двойная сюжетная линия, в которой будущее и прошлое встречаются где-то посередине, помогает описать личность Голдин и понять, как обстоятельства жизни привели ее к общественному активизму. Это, безусловно, изящная идея, однако в случае с Пойтрас она выглядит недоработанной: режиссер периодически бросает увлекательный нарратив на полпути и резко обращается к другим темам. Из-за этого картина так и не обретает желанной целостности. Фильм старается оторваться от привычных клише, свойственных документальным работам, но при этом провисает и теряет фокус. Создается впечатление, что Венецианский фестиваль движется в сторону Берлинале, где политический смысл фильмов обычно ценится гораздо выше, чем их художественные достоинства. Другими словами — неважно, как снята картина, главное, чтобы она была важной и актуальной. Справедливости ради стоит отметить, что «Вся красота и кровопролитие» понравилась многим критикам на фестивале, хотя никто не прочил ее в победители.
Политика и искусство
Как всегда, угадать ход мыслей членов жюри оказалось невозможно. Судя по всему, для председателя жюри этого года, американской актрисы Джулианы Мур было важно отметить «Всю красоту и кровопролитие» как политически заряженную работу: одна талантливая женщина сняла фильм о другой талантливой женщине, борющейся с капиталистами-убийцами, а третья, не менее талантливая, вручила ей за это «Золотого льва». Получилось красиво, однако осталось ли в этой истории место для искусства, о котором так беспокоилась Мур в начале фестиваля?
«У меня создалось впечатление, что дискуссия о будущем кино в итоге сводится к дискуссии, которая больше ориентирована на бизнес. Когда мы говорим о будущем кинематографа, разговоры ограничиваются тем, каким будет будущее индустрии, а не будущее искусства», — подчеркнула председатель жюри в день открытия.
В случае с главным призером фестиваля 2022 года на первом плане все-таки оказалось не искусство и даже не бизнес, а политическая повестка. Такой расклад сил напомнил ситуацию на фестивале в прошлом году, когда жюри под председательством корейского режиссера Пон Джун-хо вручило «Золотого льва» Одри Диван. Ее «Событие» об абортах во Франции в середине прошлого века поднимает важные темы, но при этом довольно посредственно в художественном плане. Вне фестиваля фильм не снискал особого успеха.
Дальнейшую судьбу картины Пойтрас тоже сложно предсказать. У нее есть все шансы быть номинированной на «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм», однако сможет ли работа добиться успеха в более престижных номинациях? Такая возможность невелика. Фестивалю важно не только показать хорошую программу, но и оставить след в истории и повысить свой престиж за счет признания его победителей международным киносообществом. В данном случае у остальных лауреатов смотра есть больше возможностей громко заявить о себе в наградном сезоне, чем у работы Пойтрас.
Другие победители
Лаура Пойтрас стала не единственной женщиной-лауреатом Венецианского кинофестиваля этого года. Дебютантке Алис Диоп выдали большой кредит доверия, вручив ее драме «Сент-Омер» вторую по значимости награду — Гран-при жюри. «Сент-Омер», как и «Вся красота и кровопролитие», строится на переплетении личного и общественного: беременная героиня, которая очень боится стать похожей на свою холодную, эмоционально недоступную мать, пишет статью о женщине, обвиняемой в убийстве собственного ребенка. Как и Пойтрас, Диоп не удается подчинить художественную форму своим амбициям, но зато история получилась актуальной и вполне в духе современной политической и общественной повестки.
Также жюри отметило блистательную игру Кейт Бланшетт в фильме Тодда Филда «Тар» о первой женщине-дирижере одного из крупных немецких оркестров. «Тар» — одна из жемчужин фестиваля, у которой прекрасные перспективы в наградном сезоне, и роль Бланшетт в нем ключевая. В картине Филда звезда демонстрирует превосходную актерскую форму, в очередной раз подтверждая негласный титул одной из главных актрис своего поколения.
Жюри не обделило вниманием и 28-летнюю уроженку Канады Тэйлор Расселл, для которой работа в «Целиком и полностью» Луки Гуаданьино стала прорывной. Ее наградили призом Марчелло Мастроянни — как лучшую молодую актрису. Расселл прекрасно держалась на фоне любимца публики Тимоти Шаламе и даже смогла сместить внимание на себя. Сам Гуаданьино тоже не остался без награды — он получил «Серебряного льва» за режиссуру.
Еще один фильм-фаворит жюри и критиков — драма о ссоре двух друзей «Банши Инишерина» Мартина Макдоны. Картина получила сразу две награды: Колин Фаррелл стал лучшим актером, а режиссеру (он же сценарист) вручили «Льва» за сценарий. Это еще один фильм, представленный на фестивале, который, скорее всего, находится лишь в начале своего наградного пути. Остроумную и при этом актуальную работу Макдоны легко полюбить — и, в общем-то, есть за что.
На фестивале, разумеется, не могли обойти стороной и картину «Без медведей» иранского режиссера, обладателя «Золотого льва» 2000 года Джафара Панахи — ему вручили почетный спецприз. Панахи недавно посадили в тюрьму за антиправительственную деятельность. Причем осудили режиссера еще в 2010 году, но все это время он находился под домашним арестом и в тайне от властей отправлял фильмы на фестивали. В июле Джафар Панахи пришел в прокуратуру, чтобы справиться о судьбе своих коллег — режиссеров Мохаммада Расулофа и Мостафы Алеахмада, которые были задержаны ранее за посты в социальных сетях. В итоге Панахи также был арестован и отправлен в тюрьму. Ведущие мировые фестивали тем или иным образом выразили протест в связи с решением иранских властей, который предсказуемо не возымел на них никакого воздействия. Кресло Панахи на пресс-конференции и на премьере фильма красноречиво пустовало. В «Без медведей» режиссер в типичной для его последних работ манере рассуждает о личных отношениях, неизбежно вплетенных в социальный контекст, природе искусства и его вольном или невольном влиянии на повседневную жизнь.
В целом Венецианский кинофестиваль 2022 года мало чем отличался от смотров прошлых лет. В программе было много сильных работ. Откровенное проходные фильмы тоже встречались, но хороших картин все-таки оказалось заметно больше. Обошлось без сюрпризов и неожиданных открытий. А вот насколько дальновидными оказались решения жюри, покажет будущее.