Издательство: «Азбука»
Перевод с английского Марины Клеветенко
Чрезвычайно амбициозная книга о жизни нобелевского лауреата и немецкого классика Томаса Манна, написанная трехкратным финалистом Букеровской премии ирландцем Колмом Тойбином. Из семейной истории флегматичного и задумчивого Манна, который почти всю свою взрослую жизнь провел за письменным столом, изредка выбираясь на короткие прогулки с женой, Тойбин создал настоящую эпопею. Автор неспешно погружает читателя в сознание автора «Будденброков» и «Волшебной горы», исследуя судьбу изгнанного из родной страны прозаика. По утрам Томас Манн всегда работал и отвлекать его было не дозволено никому, но однажды жена Катя все же решилась нарушить запрет — и постучалась в кабинет сообщить о том, что началась война.
В биографии Манна, пересказанной в форме увлекательного романа, Колм Тойбин описывает ожидание, тревогу, эвакуацию и нутряной страх, охватывающий давно покинувшего родину Манна, который вдруг понимает, что его литературный голос — «напыщенный, торжественный, цивилизованный», по определению Нобелевского комитета, — воплощает все то, что больше всего ненавидят новоявленные нацисты. Томас Манн со своей женой-еврейкой, братом-социалистом Генрихом и откровенно диссидентствующими детьми становится слишком заметным.
Муж и отец шестерых детей, скрытый гомосексуал, интеллектуал и космополит, который провел большую часть жизни вдали от родины, Манн видел куда больше, чем публично высказывал. Сейчас многие терзания немецкого классика кажутся актуальными как никогда. Когда его просят написать о Гитлере, который набирал силу у него перед носом, а Манн вяло оправдывается, что в это время был занят взрослением собственных детей, так и слышишь язвительное: «Где вы были восемь лет?» Становление Томаса Манна, которое легко угадывается в первом, чрезвычайно успешном романе «Будденброки», определялось семейным укладом процветающих ганзейских купцов. Сдержанность в высказываниях и неприятие политических страстей были его опорой во все времена, даже когда рушился не только мир вокруг, но и его собственный.
Обе сестры Манна покончили жизнь самоубийством. Двое старших детей, Эрика и Клаус, были яркими и талантливыми, но слишком безрассудными политически и финансово. В семье были наркотики, публичные скандалы и трагическое самоубийство Клауса, которое Тойбин описывает как испытание человечности Томаса Манна. Испытание, которое писатель не выдерживает, — он выбирает продолжить свое лекционное турне вместо того, чтобы присутствовать на похоронах сына. Тойбин не осуждает своего героя, он размышляет о его жизни в манере самого Манна, что делает книгу особенно ценной.