Защита экологии и поддержка фермеров: во что верит и за что борется Карл III
Забота об экологии и устойчивом рынке
На протяжении более пяти десятилетий будущий король выступал за борьбу с изменением климата, с вырубкой лесов, с загрязнением океана и утратой биоразнообразия. Карл III продвигал идею экономического восстановления через концепцию устойчивого рынка — рынка, на котором сохраняется стабильный уровень цен.
В 2020 году Чарльз выступил на Всемирном экономическом форуме в Давосе с проектом Terra Carta, надеясь привлечь $10 млрд для устойчивых инвестиций. В основу проекта Terra Carta были положены принципы реструктуризации и реорганизации экономических процессов с учетом более экологичных методов ведения бизнеса. «Terra Carta предлагает план по восстановлению экономики, определяющий Природу, Людей и Планету как наши главные ценности. Драгоценную, незаменимую силу Природы нужно органично использовать в сочетании с преобразующими инновациями и ресурсами частного сектора», — говорится на сайте проекта.
На данный момент уже более 500 руководителей пообещали поддержать план развития Terra Carta, а 47 глобальных организаций получили специальную награду Terra Carta Seal в знак признания их стремления к созданию устойчивых рынков. Все эти компании планируют к 2050 году полностью отказаться от вредных выбросов.
Помощь молодым людям в беде
В 1976 году принц Уэльский создал благотворительную организацию The Prince's Trust для поддержки молодых британцев из кризисных семей. Центр помогает безработным в возрасте до 30 лет, а также подросткам, которые испытывают трудности в школе и рискуют быть исключенными. Многие из молодых людей, бенефициаров The Trust, находятся под опекой или в приемных семьях. Также в их числе много бездомных, людей с ментальными заболеваниями или тех, у кого есть проблемы с законом.
По данным за 2019 год, The Prince’s Trust помогла более чем 950 000 молодых людей изменить свою жизнь, создала 125 000 рабочих мест и оказала поддержку 395 000 владельцев бизнесов в Великобритании. С 2006 по 2016 год организация потратила на помощь молодежи £1,4 млрд. В 2019 году The Prince's Trust подписала соглашение о партнерстве в размере £20 млн с Министерством здравоохранения и социального обеспечения Ее Величества, чтобы помочь 10 000 молодых людей в возрасте от 16 до 30 лет найти работу в сфере здравоохранения и социального обеспечения.
Фермерские продукты и органическое печенье
В 1990 году принц Чарльз основал компанию Duchy Originals Limited, которая совместно с магазином Waitrose запустила бренд органических продуктов, произведенных на основе ингредиентов, выращенных в поместье принца Уэльского Хайгроув. Первым продуктом марки Waitrose Duchy Organic, попавшим на стол британских подданных, было овсяное печенье. Прибыль от продажи идет на благотворительные цели Фонда принца Уэльского.
В 1990-х годах продукты Duchy Originals начали продавать в фермерских магазинах и независимых магазинах деликатесов, а расширение в 2000-х годах привело к тому, что избранный ассортимент товаров стал широко доступен в большинстве крупных супермаркетов Великобритании. К 2008 году продажи Duchy Originals в совокупности составили более £7 млн.
Для поддержки сельскохозяйственных производств и привлечения новых специалистов в отрасль в 2012 году была создана программа Duchy Future Farming в партнерстве с Soil Association. Консультанты программы помогают всем желающим британским фермерам обучиться методам органического земледелия. На проведение соответствующих экспериментов фермерам выделяют по £25 000. К 2015 году в программе участвовало более 3000 энтузиастов.
Популяризация «детокса»
Интересы сына Елизаветы II распространяются не только на органическое питание, но и на лекарства якобы из натуральных компонентов. В 2008 году все та же Duchy Originals заключила партнерское соглашение с компанией Nelsons для производства линейки растительных лекарственных средств. Проект вызвал противоречивые отзывы. Ведущие британские ученые сообщили, что Duchy Originals продвигает лекарства, базируясь на необоснованных с научной точки зрения данных.
Так, Чарльз содействовал продажам травяной детокс-настойки Duchy Herbals Detox Tincture, созданной на основе экстракта одуванчика и артишока. Ведущий британский эксперт по дополнительной и альтернативной медицине Эдзард Эрнст в интервью The Guardian заявил, что принц Чарльз использует свою общественную и благотворительную деятельность для популяризации альтернативной медицины и зарабатывает деньги на «пустышке». Кроме якобы авторитетных заявлений члена королевской семьи, нет никаких доказательств положительного эффекта от приема настойки. «Все, что нужно было сделать, это взять несколько образцов крови у добровольцев и проверить, выводится ли тот или иной токсин из организма быстрее, чем обычно. Но где исследования, демонстрирующие эффективность? Их нет, и причина проста: эти продукты не обладают реальным эффектом детоксикации», — говорит Эрнст.
Другие ученые разделили скептицизм Эрнста в отношении детоксикации. Группа the Voice of Young Science провела исследование, в котором утверждается, что потребителей вводят в заблуждение, ведь после принятия настойки в организме не происходит никаких активных химических изменений. Также заявление поддержала ассоциация диетологов The British Dietetic Association, которая отвергла идею о том, что в организме накапливаются опасные токсины. По мнению 6000 диетологов, тело более чем способно к самоочищению, которое невозможно стимулировать приемом экстрактов одуванчика и артишока. На это Эндрю Бейкер, исполнительный директор Duchy Originals, ответил, что настойка является легальной пищевой добавкой и никогда не описывалась как лекарство.
Впоследствии Агентство по регулированию продажи лекарственных средств и изделий медицинского назначения постановило, что заявления, использованные в рекламе, вводят потребителей в заблуждение и потребовало внести поправки в рекламную кампанию двух растительных средств из линейки Duchy Originals.
Критика современной урбанистики
Всю сознательную жизнь будущий король критиковал модернистскую архитектуру и ратовал за классическую застройку. Король по сей день выступает против архитектурных «излишеств» — и за простые дома, вроде тех, что массово строили в Британии в 1920-е годы. В 2014 году в журнале The Architectural Review Его Величество опубликовал эссе, в котором высказывал беспокойство по поводу будущего человечества. «Мы сталкиваемся с ужасающей перспективой того, что к 2050 году еще 3 млрд человек на этой планете будут нуждаться в жилье, и архитекторы и городские дизайнеры должны сыграть огромную роль в решении этой проблемы. Сейчас нам нужно решить, как мы создадим по-настоящему устойчивую городскую среду, учитывающую потребности человека, при формировании которой эффективно используется земля, а также материалы с низким содержанием углерода. Кроме того, живя в такой среде, человек не должен чересчур зависеть от автомобиля», — писал будущий Карл III
До этого, в 2009 году, принц Уэльский выступил на мероприятии, посвященном 175-летию Королевского института британских архитекторов (RIBA), и заявил, что большая часть современной архитектуры «несовершенна». Чарльз призвал урбанистов снова начать использовать традиционные подходы к застройке городов. Принц раскритиковал современные проекты, в том числе предложение британской фирмы Ahrends, Burton and Koralek о расширении Лондонской национальной галереи. «То, что предлагается, похоже на чудовищный карбункул на лице очень любимого и элегантного друга», — заявил Чарльз. Его комментарии вызвали возмущение среди архитекторов и привели к закрытию проекта. Конфликт не помешал Чарльзу и дальше активно интересоваться архитектурой и городским планированием. Это укрепило его репутацию «принца, которому до всего есть дело» — что он сам признал в своей речи в 2011 году.
Защита свободы вероисповедания
Британские монархи обладают целым рядом титулов, и Карл III не исключение. Полный титул королевы Елизаветы II звучал так: «Елизавета Вторая милостью Божией Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и других ее королевств и территорий, глава Содружества, Защитница веры (Defender of the Faith)». Последний пункт связан со священной обязанностью монарха сохранять национальную веру, которой со времен правления Генриха VIII является христианство. Однако слово defender можно трактовать по-разному, в том числе как «сторонник». А за более чем 500 лет, прошедших с момента закрепления этой формулировки, Великобритания превратилась в многонациональную и мультикультурную страну.
В 2008 году принц Чарльз заявил, что, когда взойдет на престол, намерен изменить формулировку на Defender of Faith — без артикля the, который подразумевает конкретную веру, а не веру вообще. Принц подчеркнул, что в стране, где сейчас живут люди самых разных вероисповеданий, монарх должен заботиться о защите всех религий, а не только англиканской церкви.
Однако в 2015 году принц Уэльский отказался от своего решения и заявил, что сохранит традиционный титул британского монарха — Defender of the Faith — при этом он берет на себя обязанность обеспечить подданным возможность исповедовать любую религию. Наследник престола добавил, что тверд в собственной христианской вере, но это не мешает ему быть «защитником веры» в более широком смысле.