Как барабанщик группы «Кино» Георгий Гурьянов стал дорогим современным художником
Книга Аркадия Ипполитова «Георгий Гурьянов» — первая монография о легендарном барабанщике группы «Кино» и одном из самых дорогостоящих современных российских художников (на торгах Sotheby’s в 2016 году его «Автопортрет» ушел за £183 612), петербургском денди и перфекционисте.
По мнению куратора выставки и автора книги Аркадия Ипполитова, Гурьянов — большой петербургский живописец своего времени. «Для Георгия Гурьянова рисунок и работа кистью и красками на холсте и бумаге, как и для тех, кто сейчас именуется «старыми мастерами», была главным способом самовыражения, — пишет Ипполитов во вступительной статье к каталогу выставки. — Замкнутый, сдержанный, элегантный и очень красивый, Георгий Гурьянов стал законодателем вкуса, воплощением Стиля и Денди с большой буквы. Таким же сдержанным и замкнутым стало и его искусство».
Подробнее о феномене Георгия Гурьянова Аркадий Ипполитов рассказал в интервью Forbes Life.
— Самый часто задаваемый вопрос, когда речь заходит о Гурьянове: он художник или музыкант? Или он просто художник «в широком смысле»?
— Безусловно, он художник в «широком смысле», как вы выразились. Да и Георгий любил говорить: «Мое произведение искусства — я сам». Так что и участие в «Кино» Виктора Цоя, и в «Новой Академии» Тимура Новикова слились воедино — в жизнь художника. Однако есть четкая граница: 1990 год, смерть Виктора Цоя. До этого момента Георгий был музыкантом, занимавшимся и живописью, после — художником, бывшим музыкантом. Выставка и книга в первую очередь посвящены Гурьянову-художнику.
— Многие из тех, кто покупал работы Гурьянова на пике прижизненной славы, в основном видели в них некий совершенный мир, новую античность. Бескрайнее небо, безупречная красота «строгих юношей», повзрослевших «Будущих летчиков» Дейнеки. Искусствоведы же причисляли Гурьянова к так называемым новым серьезным художникам в поиске нового образа будущего. К чему пришел в этом своем поиске Гурьянов?
— Последним большим проектом Георгия была серия рисунков на холсте «Моряки и небеса». В ней Гурьянов на фоне морских палуб и снастей сделал серию портретов своих сотоварищей по «Кино» с Виктором Цоем во главе. Это не поиск образа будущего, а поиск утраченного времени.
К чему пришел Гурьянов? На этот вопрос отвечает его последний вариант «Гребцов», оставшийся незаконченным, с которого я начал выставку. «Куда ж нам плыть?» — вот ответ.
— Кто были первые коллекционеры работ Гурьянова до того, как случилась широкая известность? Почему его начали активно покупать?
— Главная причина, почему покупали, — потому что искусство Гурьянова им нравилось. Далее множество причин, у каждого свои: или прекрасно «повиснет» в доме, или потому, что Гурьянов — отличный парень, или русские в моде (это было в 1990-е), или потому, что деньги есть. У каждого свои соображения. Изначально вопрос капиталовложения мало кого интересовал.
— Насколько важным для успеха на арт-рынке оказался образ холодного красавца-денди, который выстроил Гурьянов? Может ли художник сегодня позволить себе не работать над внешним образом?
— Невзрачных художников нет, как нет некрасивых женщин. Есть невзрачные произведения. Я уже цитировал слова Георгия: «Мое произведение искусства — я сам». Это утрировано, но любая картина любого художника — часть его образа. Образ художника впрямую влияет на цену, будь то Леонардо или Пузенков.
— Несколько лет назад в Манеже прошла выставка современных китайских военных художников «Китайская армия», где можно было видеть похожие на гурьяновские образы и сюжеты, и мысль о какой-либо иронии или даже постиронии при виде этих работ не возникала. Смогут ли картины Гурьянова однажды попасть в разряд «официозного» искусства или, к примеру, начать рассматриваться как эталон?
— Нет, это невозможно. В этом отличие Гурьянова от китайских военных художников.
— Возрастут ли в этом случае цены на работы Гурьянова?
— Такого не будет.