К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Поющие продавцы и новая жизнь старого кафе: как «Выкса-фестиваль» меняет жизнь города

Культурный центр «Волна» — главное открытие «Выкса-фестиваля» в 2022 году. Фото предоставлено фондом «ОМК — Участие»
Культурный центр «Волна» — главное открытие «Выкса-фестиваля» в 2022 году. Фото предоставлено фондом «ОМК — Участие»
С 2011 года в небольшом промышленном городе Выкса в Нижегородской области каждое лето проводится фестиваль. Восемь лет назад активное участие в нем, кроме приглашенных звезд музыки, театра и стрит-арта, стали принимать местные жители. Forbes Life побывал на «Выкса-фестивале» в этом году и выяснил, как новые культурные и социальные проекты меняют жизнь выксунцев

Чугун и брейк-данс

В 2018 году в мартеновском цехе Выксунского металлургического завода прошел перформанс: участники в касках и спецовках танцевали, а в финале перед зрителями проносился груженый состав. Спектакль «Страсти по Мартену» выпускницы Роттердамской академии танца Анны Абалихиной, который позже получил Гран-при премии им. Сергея Курехина, был приурочен к остановке одной из последних и самой крупной в стране мартеновской печи. Она проработала 85 лет на заводе, с которого в середине XVIII века началась история Выксы.

Тогда предприниматели из Тулы братья Баташевы, вынужденные искать новое место для своего производства (заводы в окрестностях Тулы были закрыты согласно указу императрицы Елизаветы), открыли завод между Владимиром и Нижним Новгородом, вблизи реки Оки и месторождений железной руды. Уже к началу XIX века он выпускал  40% чугуна, производимого на территории европейской части России. Завод превратился в место силы, вокруг которого вырос рабочий поселок, в 1934 году получивший статус города. 

В 2022 году Выксунский металлургический завод — по-прежнему средоточие местной жизни. Население современной Выксы — чуть больше 53 000 человек, из них больше 15 000 работают на заводе. То есть с ним так или иначе связана почти каждая семья. 

 
Выкса зимой, 1980-е годы. Вид на кафе «Волна». Фото предоставлено архитектором Сергеем Медведевым

С 1999 года завод — часть ОМК (Объединенной металлургической компании). В 2008 году группа акционеров и менеджеров ОМК на собственные средства основала благотворительный фонд «ОМК — Участие», главой которого стала Ирина Седых, жена председателя совета директоров ОМК Анатолия Седых (занимает 96-е место в рейтинге 200 богатейших бизнесменов России по версии Forbes). Сперва фонд занимался поддержкой тяжело больных детей и детей с особенностями развития — в Выксе и не только. Затем стал заботиться об инклюзивности в целом — помогать делать городское пространство более доступным для людей с особыми потребностями. В 2011 году деятельность фонда расширилась: в городе был основан фестиваль городской культуры «Арт-Овраг». 

«Задача была отвлечь молодежь от вредных привычек и показать, куда можно направить свою энергию и творческую инициативу, — рассказывала Ирина Седых в интервью Forbes Woman в 2016 году. — Поэтому в программе фестиваля было то, что им интересно, — паркур, брейк-данс, стрит-арт. Постепенно мероприятие стало таким масштабным, что рабочих рук и средств фонда стало мало, и компания взяла его на себя. И задача встала уже шире — вывести социальную среду в городе на новый уровень».

 

С тех пор фестиваль, в программе которого уже давно не только паркур и брейк-данс, проходит в Выксе каждый год. Здесь читала свои произведения Людмила Петрушевская, расписывал стены жилых домов стрит-артист Паша-183, венгерский художник Габор Миклош Секе создал статую единорога (это официальный символ Выксы, изображенный на ее гербе, утвержденном  в 2017 году), а екатеринбуржец Тимофей Радя установил в городском парке среди сосен инсталляцию «Все это не сон». 

Выксунскому металлургическому заводу в программе отводится отдельная роль. В 2017 году один из его корпусов расписал Миша Most — и тут же попал в Книгу рекордов России: его мурал «Эволюция» площадью 10 800 м2 был признан самым большим в мире произведением монументального искусства, созданным одним автором. Через два года на другом заводском здании появился рисунок Алексея Луки. А в 2020 году из Парижа в Выксу лично прилетел Эрик Булатов — на заводской стене открылась его фреска «Стой и иди», изначально созданная в 1975 году. Рядом с ней на стене появилась еще одна работа Булатова — «Амбар в Нормандии» 2010 года. Муралы могут увидеть только те, у кого есть пропуск на территорию завода, — но в последние несколько лет в Выксе стараются активно развивать промышленный туризм. По территории ВМЗ и по некоторым цехам проводят экскурсии для всех желающих. Стоит такая экскурсия 1000 рублей, туристов пускают на завод группами по 15 человек и в том числе показывают работы Моста, Луки и Булатова.

Культурный центр «Волна». Фото предоставлено фондом «ОМК — Участие»

«Комфортно встретить старость»

В 2022 году «Арт-Овраг» сменил название на прямолинейное «Выкса-фестиваль». За всю культурную программу с 2019 года отвечает Федор Павлов-Андреевич. До него кураторами успели побывать архитектор Антон Кочуркин, хореограф Константин Гроусс и архитектор Олег Шапиро — каждый провел на своем посту три года. И каждый привнес что-то новое. 

 

В 2014 году при Олеге Шапиро фестиваль взял курс на сближение с, собственно, выксунцами — стал активно вовлекать в программу жителей города (организаторы, например, запустили проект по благоустройству «Арт-дворы»). Нынешняя фестивальная программа позволяет выксунцам становиться активными участниками перформансов и спектаклей. 

Такой подход в том числе помогает изменить отношение к переменам некоторых агрессивно настроенных местных жителей. Еще несколько лет назад арт-объекты здесь ломали и поджигали. Жертвой вандалов, например, стала башня «Большой Джини» американского архитектора Джона Пауэрса — в апреле 2014 года неизвестные сожгли ее дотла. В последние годы подобных инцидентов, к счастью, не было. 

В этом году хедлайнеры музыкальной программы Shortparis выступали вместе с хором водителей автобусов. C выксунским хором выступил и другой гость фестиваля — Леонид Агутин. Репетиции этого выступления несколько недель проводила специально приглашенный эстрадный хормейстер Этери Бериашвили. Звезда Мастерской Брусникина Арина Насибуллина представила спектакль «Карамзин. Театр в деревне». Текст — верлибровую поэму — написала Людмила Петрушевская в деревне Дубцы, в 16 км от Выксы. В спектакле его произносят дети — воспитанники местного реабилитационного центра «Пеликан». По словам организаторов, теперь им нужно, чтобы столичные звезды не просто «приезжали и давали концерт» — важно, чтобы они пытались окунуться в жизнь города и увидеть его жителей не только со сцены. 

Ирина Чуднова (работала в выксунском кафе «Волна» в 1986–1987 годах) за барной стойкой, 1987 год. Фото предоставлено фондом «ОМК — Участие»

Кроме того, в этом году в городе снова работает проект «По углам» — экскурсии по Выксе, которые проводят местные жители. 13-летний школьник Гриша показывает туристам пруд, который считает самым важным для себя местом в городе. Основатель местного медиа «Выкса в курсе» Станислав Гельц водит гостей на место, где в 1990-е работала популярная дискотека. У «По углам» есть и более иммерсивная версия —  «По домам»: местные приглашают туристов в гости.  Обе программы пользуются популярностью — записаться на экскурсию день в день практически невозможно. Организаторы надеются, что благодаря фестивалю поток туристов в город будет только расти — в ближайшие годы планируется увеличить этот показатель до 160 000 человек в год (для сравнения: почти втрое меньше туристов отдыхали в июне 2020 года на курортах Хорватии). 

Если верить данным, предоставленным «ОМК — Участие», «Выкса-фестиваль» меняет качество жизни в городе. С 2013 года здесь выросло количество местных марок, производящих сувениры, и творческих мастерских (их в 2013 году было 163, а в 2021-м стало 250). С момента запуска фестиваля открылись четыре новые турфирмы, что может косвенно свидетельствовать о притоке туристов. Количество служб такси выросло на 20%, хотя вызвать такси в городе, особенно в дни фестиваля, все равно довольно сложно. По данным социологического исследования, проведенного в 2021 году среди посетителей фестиваля, 68% опрошенных считают Выксу городом, в котором «комфортно встретить старость».

 

Поют и продают  

Главным событием фестиваля 2022 года сами организаторы считают  открытие арт-резиденции и культурного центра в здании отреставрированного кафе «Волна». Кафе было построено в 1985 году на берегу Выксунского пруда в качестве заведения общепита для сотрудников из Японии (в те годы завод осваивал японскую технологию производства труб). Для них возвели отдельную панельную многоэтажку, к которой и пристроили «Волну», образец советского модернизма. Автор проекта Сергей Медведев признается, что вдохновлялся примером западных архитекторов, которым удавалось вписать здания в природную среду, — Фрэнка Ллойда Райта и Алвара Аалто. 

Когда японская делегация уехала, «Волна» продолжила работу — и какое-то время была одним из самых популярных заведений Выксы. По воспоминаниям бывших сотрудников, кафе первым начало работать ночью — до 4:00. В 1990-е и 2000-е сюда заходили  московские знаменитости, приезжавшие на гастроли: «Были Людмила Гурченко, Ирина Мирошниченко, Анита Цой, «Иванушки International». Мы даже вели журнал с автографами известных гостей», — вспоминает последняя заведующая кафе Наталья Ремизова. 

В 2010-е популярность «Волны» сошла на нет. Она закрылась и много лет стояла заброшенной, пока в 2019 году ее не решили отреставрировать и превратить в культурный центр, где также разместится резиденция для художников, работающая в Выксе с 2017 года. 

Проект реконструкции разработало московское архитектурное бюро «Новое», постаравшись сохранить оригинальные интерьер и экстерьер. На кухне, например, оставили нетронутыми вертикальные окна, в главном зале восстановили оригинальную метлахскую плитку. Кроме того, архитекторы сохранили изначальное зонирование здания: резиденты живут и работают в бывших помещениях заготовочного цеха и кухни, где даже цвета стен остались прежними — от оттенка яичной скорлупы до столь любимого советскими малярами бледно-розового. 

 
КЦ «Волна». Фото предоставлено фондом «ОМК — Участие»

При этом «Волна», как и большинство остальных культурных проектов в Выксе, не «вещь в себе» и не резервация — она открыта для всех жителей и гостей города. Основной зал кафе превратили в общественное пространство, где планируют проводить кинопоказы, выставки, лекции, мастер-классы и паблик-токи. В «Волне» можно будет поработать, посидеть в библиотеке. «Все это абсолютно органично сложилось в одну общую структуру, — говорит куратор и партнер бюро «Новое» Сергей Неботов. — Для всех здесь абсолютно свободный вход. Скоро построим еще и коворкинг, и библиотеку. У окон в коридоре поставим столы с видом на сад. Хотя в принципе мы старались сделать так, чтобы красивый вид был отовсюду». 

Первая выставка в обновленном пространстве уже открылась. Она называется «Советский общепит. Мечты и реальность». Часть экспонатов — знакомые всем, кто родился на постсоветском пространстве, белые тарелки с каймой из цветочных узоров, граненые стаканы, серебряные подстаканники — предоставили жители города. В потускневших машинописных строчках меню кафе, ресторанов и столовых из самых разных уголков бывшего СССР можно отыскать «сырок закусочный» за 42 копейки и печенье «Отдых» за 25 копеек. 

Выставка «Советский общепит. Мечты и реальность» в КЦ «Волна». Фото предоставлено фондом «ОМК — Участие»

«Здесь показана вся история советского общепита. Есть экспонаты и из 1920-х, и 1930-х годов, — рассказывает куратор выставки Александра Санькова. — Все люди, которые сюда приходят, буквально «залипают» на советских меню. Вспоминают: «А я в этом кафе была! Ты тоже? А какая у тебя была зарплата?» Мы даже не ожидали, что у местных жителей будет такая реакция». 

Но, пожалуй, самым эффектным событием «Выкса-фестиваля» в 2022 году стал «Хороход». В последний день фестиваля ровно в 10:00 все продавцы городского рынка внезапно начали петь хором. Песню специально для представления написал композитор Александр Маноцков. Текст представлял собой перечисление местных адресов, которые чаще всего упоминаются в дневниках выксунцев за последние десятилетия. 

 

Примечательно, что во время получасового перформанса торговля на рынке ни на минуту не остановилась. Стоящие за прилавками солисты выксунского хора продолжали продавать ежевику, красную смородину и кабачки. Местные жители, как ни в чем не бывало, продолжали делать покупки. Кажется, в последнее время выксунцев удивить сложно.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+