Спектакль-мемориал: новый взгляд на «Бориса Годунова» в постановке Евгения Цыганова
Петр Фоменко мечтал поставить Пушкина, начал читать пьесу с актерами (Самозванца должен был сыграть Евгений Цыганов), но не успел — умер. К 90-летию режиссера Мастерская его имени решила поднять архивы — 20 часов аудиозаписей и 30 часов видео — и все-таки осуществить мечту. Самозванца играет другой актер, молодой Владислав Ташбулатов, а Цыганов теперь — режиссер. Назвал так, как хотел Фоменко — «Комедия о трагедии». Пушкин свою драму тоже называл «комедией о настоящей беде».
Фоменко просил не играть всерьез. Он вообще мечтал смахнуть с пьесы «классическую пыль», придать кремлевскому закулисью рубежа XVl и XVll веков атмосферу легкомысленности, ведь легкость чувствуется в самих стихах Пушкина. «Воздушности», простоты в подаче исторического материала требует и эпоха, о которой идет речь, — она давно скинула тяжелые боярские кафтаны с каменьями и забыла про мурмолки и шапки-горлатки.
Достаточно вспомнить «Бориса» Дмитрия Крымова. Там вообще Бориса в Музее Кремля поздравляют школьники, а благословить на державу приходят его друзья. Князь Шуйский объясняется в любви новому царю текстом письма Татьяны «Ты в сновидениях мне являлся», а монолог Самозванца читает подросток, которого в школе дразнят «мышарой» и «беззубым гномом». Клоунада метила точно в цель: настоящий Гришка был бедным монахом и мечтал о престоле так же, как школьник мечтает доказать, что он не «мышара».
Но Фоменко хотел не только, чтобы его «Борис» был смешным. Он мечтал, чтобы актеры смешно сыграли тонкую вещь — лицемерие двора, «веру в ложь, которая и есть власть». Комедия в том, что все врут, и все понимают, что врут. Это, по мнению Фоменко, и есть «рак совести», описанный в пьесе Пушкина. «Как, не обосравшись, честь сохранить и, сохранивши честь, не обосраться?» — слова Фоменко. Петр Наумович любил выражаться сочно.
Нельзя сказать, что работа Цыганова как театрального режиссера равна его актерскому масштабу, но то, как он поставил за Фоменко «Бориса Годунова», вызывает уважение. «Комедия о трагедии» — это огромная, почти четырехчасовая репетиция «Бориса Годунова» с участием мастера. В 2022 году, через 1О лет после смерти, в своей Мастерской Фоменко с огромного экрана, как живой, ведет репетицию своего же спектакля. В этом фантастическом сеансе спиритизма — главная магия и главная ирония спектакля.
В пьесу Пушкина про Кремлевские палаты XVl века, лукавых царедворцев, народные волнения и кровь невинного младенца вклинивается человек с неиссякаемым чувством юмора. Фоменко может сказать: «Предлагаю сделать антракт после фразы «Завтра в поход». И в театре начинается антракт. Второй акт он начинает с фразы: «А дальше лес с конем» — и тут же предлагает сыграть умирающую тушу лошади. Смерть коня Лжедмитрия превращается в смешную сцену с убивающимся Самозванцем и актером, буквально умирающим за лошадь.
Петр Наумович может жар страсти Самозванца на свидании с Мариной Мнишек у фонтана погасить одной репликой: «Нельзя же так трепетать перед бабой». Он дает совет, который неплохо запомнить всем: «Не теряйте иронии к себе. Это лучшая защита от критики». Фоменко подшучивает над актерами, сшибает с них пафос, учит играть Пушкина не «возвышенно», не благоговеть, думать о поведении своего персонажа. Он останавливает действие, когда что-то идет не так, проводит параллели с современностью («Безмолвствует народ». А вы видите народ? Только население»), поет блатные песенки и не выбирает выражений. Обаяние этого человека, его способность мгновенно в себя влюбить — лучшее, что есть в спектакле.
У Цыганова играет новое поколение актеров — не все из них успели застать Фоменко. Как не успела, например, Ольга Бодрова, дочь Сергея Бодрова. В спектакле она и Марина Мнишек, и царевич Федор, сын Годунова. Молодые актеры бесспорно находятся под обаянием личности мастера, которого никогда не встречали, — магия «воскрешения» умершего режиссера сильно на них действует. Не вина Цыганова в том, что реплики Фоменко, произнесенные с его незабываемыми интонациями, порой смешнее, чем сам спектакль, который все-таки получился серьезным, местами изрядно пафосным. Впрочем, о том, что «Борис Годунов» «трудная пьеса», говорил и сам Фоменко.
Борис Годунов появляется только в финале. Его играет корифей звездного состава Карэн Бадалов. Пафос знаменитого монолога про кровавых мальчиков снижен Бадаловым до такой степени, что монолог становится незаметным.
Пожалуй, единственная сцена, играя которую актеры идеально выполнили все пожелания мастера, — сцена у фонтана. Остроумная, абсолютно комедийная. Когда «шобла» Гришки, точнее, «войско Самозванца», вдруг «образует» фонтан с кувшином и гитарой, Марина садится так, что эта колоритная публика — чубы на лысине, бороды лопатой, по-гусарски закрученные усы — заключает ее в круг. Польская дева хочет трона, воскресший русский царевич — деву. Героям наконец удается услышать друг друга и согласиться в том, что главное — сесть в Кремль. Блестящий дуэт Ольги Бодровой и Вячеслава Ташбулатова.
Но в целом, несмотря ни на что, Евгений Цыганов заслуживает аплодисментов: 21 сцена, 3,5 часа трудной пьесы, великолепные светотени Степана Синицына, звук колокола, русские вокализы — весь театр проделал серьезную работу. «Комедия о трагедии» — это спектакль-мемориал. Это память, благодарность и любовь.