«Сертификатные» (с 1 января 1977 года — «чековые») магазины «Березка» были созданы в СССР в 1961 году. Хотя существование привилегированного снабжения официально отрицалось, магазины «Березка» успешно работали по всему СССР. Там можно было купить американские джинсы (стоимость — 120—180 рублей), японские магнитофоны (от 1200 до 2000 чеков, один «чековый» рубль равен двум рублям) и итальянские сапоги. Американская писательница Андреа Ли, бывавшая в ленинградской «Березке» в 1978 году, вспоминала, что в основном ассортимент был импортным. Иностранные товары традиционно привлекали советских граждан. И если импортная одежда и техника продавались и в «чековых» «Березках», то такие товары, как иностранные сигареты и алкоголь, с 1976 года были только в валютных магазинах. Некоторым везло так, что можно было купить автомобиль. «Березки» были две — одна промтоварная, другая продовольственная. Что можно было купить? Во-первых, самое главное — это, конечно, автомобиль», — рассказывал бывший заместитель генерального секретаря ООН Сергей Орджоникидзе, который купил там «Жигули».
Часто в «Березках» можно было найти редкие, а иногда и выходящие ограниченным тиражом книги. Физик Владимир Фридкин вспоминал: «Как-то я зашел в книжную «Березку» на Кропоткинской. На столах были разложены двухтомник Ахматовой, синий том Мандельштама, книги Пастернака, Цветаевой… Настоящая поэзия стала цениться на вес золота».
Сеть фирменных розничных магазинов реализовывала продукты питания и потребительские товары за валюту иностранцам либо за сертификаты (позднее — чеки Внешпосылторга и Внешторгбанка) советским загранработникам — дипломатическим, военным и техническим специалистам и членам их семей.
Как пишет в своей книге «Магазины «Березка»: парадоксы потребления в позднем СССР» Анна Иванова, в «Березках» отоваривались не только дипломаты или артисты, выезжавшие на гастроли, но и советские рабочие, оказывавшие «техническую помощь» в странах третьего мира, диссиденты, получавшие валютные переводы из-за рубежа, а также обычные советские граждане, которые отваживались покупать валютные заменители на черном рынке за рубли.
Сеть магазинов просуществовала до конца 1980-х. Примерно в это же время советская власть отменила табу на куплю-продажу валюты, после чего существование валютных магазинов в системе торговли страны стало бессмысленным.