Торги к юбилею бондианы и Шекспир за $2,4 млн: новости арт-рынка
Яйцо Фаберже на конфискованной яхте
Во время проходившего в Аспене форума по безопасности заместитель генерального прокурора США Лиза Монако заявила о том, что на конфискованной у российского миллиардера яхте был обнаружен некий предмет — предположительно, пасхальное яйцо Фаберже. Речь идет о прибывшей с Фиджи яхте Amadea, которая оценивается в $300 млн. По утверждению портала Artnet, судно принадлежит находящемуся под санкциями предпринимателю Сулейману Керимову, который владеет яхтой через доверенное лицо. Мировой рекорд цены за произведение Фаберже — $18,5 млн — был установлен в 2007 году на Christie’s на «Яйцо Ротшильда» работы Михаила Перхина. Однако эксперты полагают, что найденный на яхте объект вряд ли императорское пасхальное яйцо. По всей видимости, это либо подвеска, либо бонбоньерка в виде яйца.
Результаты торгов: сборник пьес Шекспира — за $2,4 млн, цифровое искусство падает
Экземпляр первого собрания пьес Уильяма Шекспира был продан на Sotheby’s за $2,4 млн по верхней границе эстимейта. Так называемое первое фолио — это сборник из 36 драматических произведений, чуть ли половина из которых ранее никогда не публиковались. Если бы не этот том, до нашего времени могли бы не дойти тексты «Бури» или «Макбета». Из отпечатанных в 1623 году 700-750 экземпляров сохранилось чуть более 200, и лишь десятая часть из них находится сегодня в частных руках. Остальные экземпляры рассеяны по музеям и библиотекам мира. Когда очередная копия первого фолио появляется на рынке, цена, как правило, зависит от сохранности и провенанса. Экземпляр Sotheby’s в свое время принадлежал нескольким поколениям семьи Гордон, заводчикам скаковых лошадей Стирлинг-Кроуфорд и одному оксфордскому профессору. Аукционный рекорд для первого фолио составляет $9,9 млн. Он был установлен на Christie’s в октябре 2020 года.
Christie’s провел почти двухнедельные онлайн-торги First Open, которые ежегодно открывают аукционный сезон в категории послевоенного и современного искусства. Суммарная выручка составила $9 млн. Топ-лотом стала написанная приблизительно в 1960 году абстракция «Без названия» Линн Дрекслер, ушедшая с молотка за $693 000. На второй строчке в списке самых дорогих работ — проданная за $478 800 работа Эрни Барнса. Спрос на работы полузабытого афроамериканского художника резко подскочил этим летом. В ходе майских торгов Christie’s его картина «Сахарная хижина» (в 1976 году она попала на обложку одного из альбомов Марвина Гэя) была продана за $15,3 млн, превысив эстимейт почти в 80 раз. Наследием художника тут же заинтересовалась крупная нью-йоркская галерея, а аукционные дома принялись включать его работы почти в каждые торги. Bonhams уже объявил о том, что 9 сентября посвятит единственной работе Барнса отдельный аукцион.
Онлайн-торги Phillips генеративного искусства принесли аукционному дому лишь четверть планировавшейся выручки, собрав $715 871. Продать получилось только половину лотов, но даже из них многие ушли ниже эстимейта. Еще в апреле аналогичные онлайн-торги Sotheby’s собрали $2,2 млн благодаря работам пионеров цифрового искусства, таких как Вера Мольнар или Дмитрий Черняк. Работа Черняка под названием «Разница между тонкостями и тонкими связями» была продана тогда за $882 000. Сейчас Phillips не удалось продать ни одной из четырех работ художника, каждая из которых была оценена в сумму чуть больше $1 млн.
Будущие торги: скульптуры в виде овец и атрибутика из фильмов о Джеймсе Бонде
Начиная с ноября этого года Christie’s планирует провести в Нью-Йорке серию тематических аукционов, посвященных творчеству Франсуа-Ксавье и Клод Лаланн. Ожидается, что это будет самая масштабная для США распродажа работ супружеской четы скульпторов, которая создавала образы животного и растительного мира. Их самыми известными произведениями стали скульптурные изображения овец. В прошлом году Sotheby’s распродавал подборку из порядка 80 работ Лаланн, которые собрали $92,6 млн при эстимейте в восемь раз меньше. На Christie’s с молотка пустят более 200 произведений.
В конце августа Sotheby’s готовится провести аукцион, приуроченный к 60-летию выхода на экраны первого фильма бондианы — «Доктор Ноу». Коллекционеров обещают порадовать первыми изданиями книг Яна Флеминга, раритетными афишами, фотографиями со съемок и многим другим. Полный список лотов Sotheby’s объявит позднее. Торги, естественно, состоятся в Лондоне, на Бонд-стрит (улица названа так в честь застройщика Томаса Бонда, а не агента 007). На сегодняшний день самым дорогим предметом связанной с фигурой Джеймса Бонда меморабилии в аукционной истории считается серебристый автомобиль Aston Martin DB5 1965 года, проданный в 2019 году за $6,4 млн.
C 3 по 29 октября Phillips проведет в Париже выставку-продажу, посвященную творчеству Ники де Сен-Фалль. Над тотальной инсталляцией под названием «Прошлой ночью мне было видение», состоящей из 18 скульптур художницы, будет работать французский дизайнер Венсан Дарре, славящийся своим яркими и эксцентричными интерьерами. Текущий ценовой рекорд на работы Сен-Фалль составляет $1,1 млн (установлен на Sotheby’s в 2006 году).
Музейный акционизм продолжается. Новая «жертва» — «Весна» Боттичелли
В начале июля активисты экологической группы Just Stop Oil проникли в музеи Лондона и Глазго, чтобы приклеить себя к отдельным экспонатам, включая картину Ван Гога «Персиковые деревья в цвету». Так они хотели заставить музеи встать на их сторону в борьбе против добычи ископаемого топлива. На прошлой неделе аналогичная акция прошла в Галерее Уффици, где мужчина и женщина приклеили себя к стеклу, за которым находится картина Сандро Боттичелли «Весна». Еще одна участница акции помогла им развернуть плакат с лозунгом «Последнее поколение без газа и без угля». Согласно заявлению группы Ultima Generazione, которая инициировала эту акцию, они проконсультировались с реставраторами, прежде чем выбрать клей, который не повредил бы работу. «Мы должны заботиться о планете, которую делим с другими, точно так же, как мы заботимся о своем культурном наследии», — говорится на сайте группы.
Новая инициатива в области правовой защищенности участников российского арт-рынка
Созданная в 2020 году Ассоциация галерей (АГА), в которую на данный момент входит свыше 20 российских участников, совместно с коллегией адвокатов Delcredere разработала шаблоны профильных договоров. Они регламентируют отношения художника и галереи, галереи и коллекционера, галереи и дилера, галереи и галереи. Основой для составления шаблонов послужил кодекс этики, опубликованный на сайте АГА в прошлом году. К числу главных вопросов, которые затрагиваются в шаблонах, относится проблема перехода исключительных прав и права собственности на работу: какие права переходят к коллекционеру или галерее, а какие остаются у художника. Сами шаблоны пока что доступны только участникам ассоциации.
По решению суда: предотвращена продажа картины Артемизии Джентилески, из Нью-Йорка в Италию вернулись 142 артефакта
Итальянская полиция уже несколько лет разыскивала двух арт-дилеров, имена которых не называются. В 2019 году они незаконно вывезли из страны картину Артемизии Джентилески под названием «Отцелюбие римлянки», выдав ее за копию неизвестного автора. На прошлой неделе выяснилось, что полотно собирался выставить на торги венский аукционный дом. После официального обращения властей Италии картину, стоимость которой составляет не менее €2 млн, вернули в страну.
В конце июля, согласно постановлению окружного прокурора Нью-Йорка Элвина Брэгга, в Италию было возвращено более 140 предметов старины, общая стоимость которых оценивается в $14 млн. Из них порядка 50 предметов были изъяты в ходе расследования в отношении финансиста и коллекционера Майкла Стейнхардта, которому предъявлены обвинения в незаконном приобретении и перепродаже культурных ценностей. Еще 60 реликвий находились в собственности недавно скончавшегося дилера Джерома Айзенберга, основателя галереи Royal-Athena. Остальные предметы были изъяты в связи с другими расследованиями.