К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Двойная победа: как спорт собирает миллионы на благотворительность

Участники на старте перед ночным забегом в Москве (Фото Агентство «Москва»)
Участники на старте перед ночным забегом в Москве (Фото Агентство «Москва»)
Спортивный фандрайзинг — перспективное направление филантропии, давно развивающееся на Западе. В то время как профессиональные спортсмены жертвуют миллионы, обычные люди получают десятки возможностей внести вклад в решение социальных проблем — марафоны, эстафеты и коллективные спортивные мероприятия становятся практически неотделимы от благотворительности

Ролевые модели: зачем спортсменам благотворительность

«Я всегда хотел быть чем-то большим, чем просто трехкратным чемпионом в супертяжелом весе, — говорил Мохаммед Али. — Я должен использовать свою славу и лицо, которое хорошо узнаваемо, чтобы помогать и вдохновлять людей во всем мире». 

Мохаммед Али собрал миллионы долларов на благотворительность, в том числе через собственную НКО, занимающуюся исследованием болезни Паркинсона, от которой боксер страдал с 1984 года.

Сейчас спорт и благотворительность в западных странах тесно переплетаются на всех уровнях — подобное повсеместное взаимопроникновение объясняется социальными трансформациями, сообщают данные научного исследования, посвященного спортивной филантропии. Общество пристально следит за развитием карьеры и достижениями спортсменов, ожидая на определенном этапе не просто рекордов и зрелищ — поклонники требуют от них социально ответственного поведения: для них важно ассоциировать спортсменов и любимую команду с положительной общественной деятельностью. 

 

Согласно статистике благотворительных фондов, принадлежащим спортсменам, существует прямая связь между возрастом, уровнем дохода и вовлеченностью в благотворительную деятельность: чем старше спортсмен, чем больше он зарабатывает, тем с большей долей вероятности он вступает в ряды благотворителей. А если у команды, за которую он выступает, уже есть благотворительный фонд (к примеру, большинство хоккейных клубов создают собственные фонды), то отдельную благотворительную или фандрайзинговую организацию создаст успешный член этого спортивного сообщества — для дополнительного развития личного бренда.

«Общество многого ожидает от нас — как на поле, так и вне него. Профессиональные спортивные команды и спортсмены обладают высоким статусом в городах, в которых они играют, и часто, нравится нам это или нет, нас рассматривают как образцы для подражания» — такова типичная мотивация среднестатистического спортсмена. 

 

Для многих профессиональных спортсменов соревнования — это основной заработок, — заинтересованность рекламодателей и спонсоров зависит от места в турнирной таблице. Но все чаще звезды частично передают деньги на благотворительные проекты. Некоторые  продают олимпийские медали. «Хочу, чтобы эта медаль принесла пользу, а не просто лежала на полке. Думаю провести аукцион и продать ее, а все вырученные деньги передать на помощь больным детям», — сказал борец Жан Беленюк, который выиграл золото в Токио. Можно вспомнить, что когда-то и сами Игры существовали на пожертвования

Спортсмены делятся призовыми и зарплатами с больными и малоимущими. Чемпион мира по боксу в тяжелой весовой категории Тайсон Фьюри провел несколько недель в Лос-Анджелесе и был поражен количеством бездомных. «Это открыло мне глаза на многие вещи, позволило увидеть так много разных культур, так много разных происходящих событий», — сказал Фьюри, пообещав впредь помогать финансово людям без крыши над головой. Теннисистка Серена Уильямс уже несколько лет исполняет миссию посла доброй воли ЮНИСЕФ, занимается образованием детей Азии и возглавляет собственный фонд, который помогает детям из бедных семей получить образование. Звезда UFC Ронда Раузи заботится о психическом благополучии людей, которые нуждаются в помощи. Один из самых богатых футболистов на планете, состояние которого оценивается в $1,2 млрд, Криштиану Роналду — амбассадор организации Save the Children. Баскетбольный суперигрок Леброн Джеймс, создатель фонда своего имени, поддерживает детей из бедных семей. Олимпийский чемпион по плаванию Майкл Фелпс также имеет свой фонд и жертвует детям. Бейсболист Карлос Бертран отдал миллион долларов на восстановление Пуэрто-Рико после урагана. Дэвид Бэкхем и его жена Виктория помогают бороться со СПИДом, а также перечисляют деньги детям-инвалидам через семейный благотворительный фонд. Этот список можно продолжать очень долго: в любом виде спорта есть люди, которые открывают свои фонды или делают пожертвования в организации, которые занимаются конкретной помощью. 

Некоторые звезды предпочитают действовать сообща: например, Андре Агасси и Мохаммед Али вместе с другими чемпионами создали в 2006 году организацию «Спортсмены дарят надежду» (Athletes for Нope), которая должна была «менять философию спортивной филантропии». Более двухсот профессиональных спортсменов приняли участие в инициативах НКО за год 2021 год. По словам организаторов, сотни тысяч детей были вдохновлены на занятия спортом благодаря их программе, а тематические видео набрали более 500 000 просмотров. 

 

Особое внимание в организации уделяют ментальному здоровью спортсменов. Профессиональная футболистка, тренер и активистка в сфере гендерного равенства Бенни Янез стала амбассадором этой программы, а инициативу поддержали Deloitte, фонд Билла и Мелинды Гейтс, ESPN и др. 

Благотворительностью через спорт принято заниматься и в королевских семьях. Принц Гарри уже несколько лет патронирует Invictus Games — мероприятие для военнослужащих, пользующиеся популярностью в Европе и США. А внучатый племянник королевы Елизаветы II, 22-летний Артур Чатто, поделился эмоциями о своем прошлогоднем благотворительном заплыве — тогда ему пришлось преодолеть более 3000 км за 42 дня.

Спортивный фандрайзинг в мире

Исследователи спортивной благотворительности уверены, что ее расцвет приходится на XXI век, хотя в прошлом столетии было много случаев, когда спортсмены жертвовали на госпитали и учебные программы для детей. Но сейчас массовая взаимопомощь стала привычкой — людей с детства приучают к филантропии: студентов спортивных колледжей в США, например, часто обязывают ходить в больницы, общаться со школьниками, участвовать в фандрайзинговых мероприятиях.

Так, американская организация Worldhope проводит вебинары о спортивном фандрайзинге для региональных сообществ по всей стране. В США можно найти благотворительность, связанную с любым видом спорта, популярны проекты при госпиталях, например, велопроект под началом онкологического центра Memorial Sloan Kettering и Equinox Cycle for Survival. Один из крупнейших проектов в мире по сборам — гольф-турнир PGA TOUR, появившийся в  1998 году в Атланте, — собрал на данный момент более $3 млрд. Канадцы только за 2017 год сделали пожертвований на $50 млн в фонды, которые поддерживают спортивную благотворительность. 

Великобритания традиционно серьезно относятся и к спорту, и к фандрайзингу. Доля взрослого населения, жертвующего на спорт, в последние несколько лет растет. Также до пандемии ежегодно росли и суммы, которые удавалось собрать. Например в 2018 году, согласно отчету Sports Fundraising Market Snapshot аналитического агентства Massivе, на спортивных мероприятиях удалось заработать для благотворительности 150 млн фунтов стерлингов. В тот период спортивный фандрайзинг развивался очень бодро, год от года показатели увеличивались. В 2020 году со сложностями столкнулись многие отрасли, но спортивный фандрайзинг в некоторых странах показал вдохновляющие примеры: так, в Германии спортивные проекты и клубы оставались на плаву благодаря донатам НКО и фанатов — в средний размер пожертвования на проект составил €116. Но глобально цифры все равно упали. В 2021 году объем донатов, связанных со спортивными проектами, упал на €76 млн (или в два раза в процентном соотношении по сравнению с 2019 годом).

 

На другой стороне планеты, в Австралии, Australian Sports Foundation смогла собрать $51 млн за прошлый год для поддержки местных спортивных школ и клубов после пандемии. А за все прошедшие 30 лет — $520 млн. Больше всего донатов из этой суммы (почти треть) получили клубы и школы австралийского футбола — $17 млн.

Сегодня благотворительность через спорт доступна всем. Финансовые консультанты советуют начинать жертвовать с минимума и доходить суммы от 1% до 3% от своего дохода. Сама сумма не так важна, как регулярность и массовость явления. Небольшие регулярные донаты — это хороший тренд, который отражен в слоганах «Не бывает маленьких пожертвований, бывает мало жертвователей» и «Один рубль — много, когда нас много». Но самое главное, что вид благотворительности можно подобрать в соответствии со своими интересами, а в это же время развивать силу, выносливость или просто активно проводить время в компании единомышленников. В этом и есть уникальность спортивного фандрайзинга — стратегия win-win.

Не только для профессионалов

Спортивный фандрайзинг бывает одно- и двухступенчатым. В первом случае целью краудфандинга является проведение соревнований или финансирование спортсмена (для этого существуют специальные платформы). В Европе распространен такой вид благотворительности: команда из маленького городка хочет поехать на турнир или совершить заезд / кругосветное путешествие, но ни у команды, ни у местной администрации нет на это средств. Тогда в дело вступают друзья, коллеги, соседи и «односельчане». Им приятно видеть именно своих на турнире или просто помочь ближнему приблизить осуществление мечты. На подобные спортивные инициативы на сайте WhyDonate было собрано €15,5 млн.

При двухступенчатом фандрайзинге деньги, собранные в результате спортивного мероприятия, передаются на благотворительность, в этом и есть конечная цель проекта. Хотя промежуточная — сам спорт — не менее важна для участников. Получается хорошее сочетание, которое мотивирует людей и жертвовать деньги, и заниматься физической активностью. 

 

Найти вариант для себя несложно: в Европе популярны фандрайзинговые платформы с мультименю-конструктором. Жертвователь выбирает сайт, далее вид спорта и кому он хочет помочь. Так, на портале Sportforcharity.com представлено более тысячи вариантов оказания помощи нуждающимся через спортивные события в Великобритании. Принимать участие могут и люди, которые по состоянию здоровья воздерживаются от спорта: есть опция просто заняться «спортивным» шопингом. 

Встречаются и нетривиальные сочетания: покататься на лошади в помощь исследованиям против рака или пройтись вместе с большим количеством людей в целях борьбы с этим заболеванием. Есть и совсем оригинальные фандрайзинговые акции,  которые подойдут и детям: например, попрыгать в стиле Space Jump («спонсируемый скачок или отскок»). Деньги направляются на помощь нуждающимся семьям погибших людей. 

Спортивная филантропия и бизнес

Крупный бизнес также участвует в спортивной филантропии. Так, в прошлом году семья владельцев Anta Sports (китайский клан миллиардеров Дин, которым частично или полностью принадлежат бренды Wilson, Salomon, Lululemon) передала на благотворительность акции стоимостью $1,2 млрд.

Показательный случай взаимодействия бизнеса и фондов произошел за год до Олимпийских игр в Лондоне в 2012 году. Их проведение планировалось в четырех бедных районах города, что вызвало общественное возмущение, ведь многим их жителям спорт был в принципе был недоступен. Встал вопрос: как сойтись двум мирам — зрелищным играм с фанфарами и суровой реальности большой части местных жителей? Так родилась идея привлечь пять крупнейших спонсоров (Аdidas, BP, BT, Lloyds TSB Commercial Finance и Deloitte). Сотрудники этих компаний и члены благотворительных организаций составили смешанные команды, которые занялись развитием местных фондов. 

 

Средний бизнес тоже находит способы заниматься спортивным фандрайзингом. В позапрошлом году в Британии открылась первая сеть благотворительных спортивных магазинов, цель которых — поддержать детский спорт. Автор идеи, победитель премии BBC «Спортивная личность года» Ланс Хаггис, отметил, что убедился в позитивном влиянии спорта на развитие социальных навыков на примере своих детей. 

Существуют и мобильные приложения, которые помогают организовать сбор средств для команды, спортсмена или спортивного мероприятия. Есть и платформа «Сеть спортивной филантропии», которая видит своей миссией «построить более здоровое инклюзивное спортивное общество» и продвигает ценности diversity and inclusion. 

Злоупотребления в спортивной благотворительности

Фандрайзинг и благотворительность выгодны бизнесу, свидетельствует исследование компании Deloittе. Благотворительность поддерживает здоровый моральных дух внутри самой организации, а сотрудники получают новые навыки. Молодое поколение проявляет больше лояльности к брендам, которые позиционируют себя как социально ответственные. Государство также мотивирует заниматься благотворительностью, освобождая доноров от налогов. Но тут и возникает основной процент скандалов, связанных со спортивной филантропией.

По итогам расследования, проведенного журналистами ESPN, ряд спортивных благотворительных фондов получил обвинения в мошенничестве. Финансовые отчетности 115 благотворительных организаций показали, что большинство из них использует средства неэффективно, а некоторые спортсмены создают фонды исключительно в качестве налоговой стратегии.

 

Так, благотворительная организация нападающего НБА Ламара Одома планировала жертвовать деньги на исследования рака, но в итоге не выделила никаких грантов ни одной онкологической организации за восемь лет своего существования. Фонды американского бейсболиста Алекса Родригеса остановили деятельность, не раскрыв в отчетности, на что были израсходованы $300 000. А если позвонить по номерам телефонов, указанным в контактах благотворительной организации бывшего игрока в американский футбол Рэнди Мосса, то трубку снимут в частной резиденции в канадской провинции Манитоба. 

Несколько лет назад в скандал, связанный с благотворительностью, попал футболист Лионель Месси. Он оказался связан с благотворительными матчами в Латинской Америке, которые так и не состоялись. Тогда Месси и его отца заподозрили в отмывании денег. 

Бывший игрок НБА Кермит Вашингтон был приговорен к шести годам заключения за растрату сотен тысяч долларов из благотворительных пожертвований на шопинг и пластические операции для своей подруги. А в 2019 году основатели спортивного благотворительного фонда Sodje (организация должна была при помощи спорта поддерживать детей из неблагополучных семей) братья-футболисты Эфе и Стивен Содже и регбист Брайт Содже были признаны виновными в растрате более 60 000 фунтов стерлингов.

Президент Charity Navigator, оценивающей работу благотворительных организации, Кен Бергер подчеркивает: «Важно, чтобы вовлеченные в благотворительность знаменитости осознали свою глубокую ответственность и убедились, что они не наносят ущерба общественному доверию». Как отмечает исследователь психологии филантропии профессор Джен Шан, причины вовлечения в благотворительную деятельность гораздо сложнее, чем жажда славы и признания. Филантропия меняет уровень удовлетворенности жизнью не только одариваемого, но и донатора. 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+