Стрит-арт и паблик-арт
Отдельные исследователи склонны видеть истоки стрит-арта в доисторической наскальной живописи, но большинство все же признает, что он зародился в Нью-Йорке в 1970–1980-х годах. Именно тогда на стенах заброшенных домов начали появляться стилизованные подписи отдельных смельчаков. Впоследствии эта практика получит название «теггинг». Жан-Мишель Баския прославился своими тегами SAMO за несколько лет до того, как его работы стали продавать в галереях.
Коммерциализация стрит-арта началась в 2008 году, когда состоялись первые торги аукциона Bonhams, посвященные творчеству уличных художников. В прошлом году работа Бэнкси «Девочка с воздушным шаром», за три года до этого наполовину разрезанная шредером, спрятанным в раме картины, на торгах Sotheby’s и получившая новое название «Любовь в мусорном баке», была повторно продана на аукционе за $25,4 млн. Агентство Knight Frank сообщает, что уровень инвестиционной привлекательности стрит-арта за последние 10 лет вырос на 71%.
В современной России уличное искусство продвигают и популяризируют как вид бизнеса и как способ преобразовать городское пространство. В нижегородской Выксе, поселке городского типа, где расположен металлургический завод, принадлежащий ОМК, более 10 лет проходит фестиваль «Арт-овраг» (с 2021 года — «Выкса / Арт-Овраг»), использующий стрит-арт и паблик-арт для развития городской среды. Идея пригласить в Выксу уличных художников пришла кураторам первого фестиваля Константину Гроуссу и Дмитрию Алексееву. В разные годы в городе работали японка Маюка Огава, француз Филипп Боделок, Мартин Шольт и EVOLT из Германии. На стенах пятиэтажек и заводских цехов оставили свои муралы Паша 183, Слава ПТРК, Миша Most и Эрик Булатов.
С 2003 года с уличным искусством работал Екатеринбург. Работы Славы ПТРК и Тимофея Ради стали неотъемлемой частью современного ландшафта города. В других крупных промышленных городах, вроде Красноярска и Томска, мэрия тоже часто «заигрывает» со стрит-артом.
В стране вот уже несколько лет существует специальный Форум уличного искусства, который организует Институт исследования стрит-арта, основанный в Санкт-Петербурге в 2017 году. В 2022 году форум прошел уже в третий раз — 8 и 9 июля в Елагиноостровском дворце-музее Санкт-Петербурга собрались кураторы, галеристы и сами художники, чтобы обсудить вопросы, которые всех волнуют. Могут ли художники «завизировать» свои эскизы у городской администрации? Кто должен решать, оставлять или закрашивать работы, появляющиеся стихийно? Что является искусством, а что — вандализмом? Что логично, галереи и аукционы скорее обеспокоены продажами, а власти и крупный бизнес — смыслами.
На форуме обсудили и множество неочевидных для неспециалиста вещей. Например, различия между стрит-артом (по сути нелегальной практикой художественных интервенций) и паблик-артом (красочными, тяготеющими к реализму и социально одобряемыми настенными росписями) и необходимость использовать понятие «художник уличной волны». «В самих по себе общеупотребимых терминах «уличное искусство» и «стрит-арт» нет ничего плохого. Но есть много художников, которые не прошли обряда инициации улицей: будучи подростками, они не рисовали на стенах баллонами или маркерами, а просто оказались захвачены этим искусством, его энергией и свободой. Тех, кто стилистически и идеологически близок граффити-райтерам, гораздо больше, чем самих райтеров», — объясняет участница форума Алина Зоря, заместитель директора по научно-просветительской деятельности санкт-петербургского музея «Невская Застава».
«Цены уверенно растут»: «уличная волна» в России вышла на рынок
Среди российских институций, которые раньше других начали проявлять интерес к художникам «уличной волны», важное место занимают созданный в 2003 году Марианной Сардаровой фонд Ruarts и одноименная галерея. У фонда есть своя коллекция, основу которой составляет искусство нонконформистов 1960-х годов, московских концептуалистов, представителей «Новой академии» и их круга — в общей сложности порядка 2000 произведений. При этом в собрании также представлено свыше 270 работ 58 художников «уличной волны».
«На сегодняшний день мы работаем на постоянной основе с восемью авторами «уличной волны». Это 0331с, Дмитрий Аске, Миша Бурый, Гриша, Алексей Лука, Марат Морик и Иван Найнти. А представляем мы еще четверых, — говорит Катрин Борисов, арт-директор фонда Ruarts. — При этом мы видим, как растет заинтересованность публики и коллекционеров, а вместе с ней и цены. Скажем, еще семь лет назад коллажи молодых художников стоили €100–200, теперь цены могут достигать €1000. С живописью динамика чуть другая, но цены уверенно растут: так, раньше работы Дмитрия Аске стоили €2500–3000, а сейчас такой же размер стоит вдвое больше».
Для Ruarts принципиально важно, чтобы художники, чьи работы покупают в коллекцию, работали как на улице, так и с институциями. Сотрудничество с художниками «уличной волны» идет с 2014 года — началось оно, по словам Катрин Борисов, спонтанно: «В 2014 году я познакомилась с Женей 0331c, который убеждал меня, что граффити невозможно «затащить» в арт-институции, тем более в галереи и музеи. Для нас это стало своего рода вызовом. В галерее XL на «Винзаводе» у него шла выставка «Забор». Я показала проект Марианне Сардаровой, и мы купили 16 работ из этой серии». Сардарова и Борисов поняли, что вокруг существует целая плеяда активных и энергичных художников. В 2015 году совместно с творческим объединением «Артмоссфера» Ruarts организовал первый аукцион художников «уличной волны», тогда он был еще международным. Работа Паши 183 «Пластиковый мир победил» была продана за €16 900.
Есть и те, кто к искусству художников «уличной волны» пока что только присматривается. Например, петербургская Marina Gisich Gallery рассматривает свою выставку творческого объединения 10.203 под названием «Как нарисовать пустоту» как первый и исключительно экспериментальный опыт в этой области. Под него было выделено отдельное пространство Marina Gisich Projects, которое находится недалеко от основной площадки галереи на набережной Фонтанки, — выставка открыта до конца июля. Интерес к искусству «уличной волны» одной из ведущих российских галерей современного искусства, которая представляет как признанных классиков, так и сегодняшних звезд, таких как Иван Горшков, уже о многом говорит — даже если пока галерея интересуется «уличной волной» в порядке эксперимента.
Кто поддерживает искусство «уличной волны»?
Все 15 лет своего существования развитием современного искусства, в том числе и уличного, занимается ЦСИ «Винзавод», который открылся с масштабного граффити-джема в 2006 году. «Джем объединил около 40 команд и авторов, став первой официальной репрезентацией уличного искусства; первым случаем, когда крупная институция обратила внимание на субкультуру. Сегодня я понимаю, что на «Винзаводе» не ставили задачи разрисовать стены и «навести красоту», — здесь просто всегда были искренне рады этому сообществу», — говорит Сабина Чагина, с июня этого года арт-директор ЦСИ «Винзавод», а также сооснователь Биеннале уличного искусства «Артмоссфера». На «Винзаводе» работали мастерские Кирилла Кто, Миши Most, Валерия Чтака. Здесь же много лет проходил проект «Стена» — за 11 лет его существования художниками из разных стран было сделано порядка 40 слоев рисунков.
С 2018 года художников «уличной волны» поддерживает и петербургский фонд InLoco. Его коллекция сейчас состоит примерно из 200 работ 20 художников. Планируется, что к концу следующего года собрание будет насчитывать 500 работ 90 авторов. Кроме того, фонд осуществляет выставочную, издательскую и образовательную деятельность, которая проводится в тесном сотрудничестве с Институтом исследования стрит-арта.
Стрит-арт в музеях и на выставках
Один из самых болезненных вопросов, касающихся стрит-арта, связан с тем, как сильно меняется характер работ, созданных на улице или под ее влиянием, при перенесении их в музейное пространство. Способны ли они пережить утрату своего контекста, но при этом сохранить изначальный смысл и энергетический заряд? На этот вопрос должен отвечать зритель — причем случай каждой работы индивидуален. Что касается авторов, то среди них существует негласное правило: либо вы продолжаете работать на улице, даже когда начинаете выставляться в галереях или музеях, сочетая две ипостаси, либо просто перестаете считаться уличным художником. Если же говорить о музеях, то для них экспонирование стрит-арта всегда вызов и возможность переосмыслить собственные рамки.
Катрин Борисов рассказывает, как в 2017 году фонд организовал в Московском музее современного искусства выставку «Сажа», объединившую работы граффити-художников 0331с и Гриши: «Помимо самой экспозиции, мы закоптили сажей один из проходов и предложили всем желающим что-нибудь написать. Вы не представляете, какой разрыв шаблона был у людей! Ко мне подошла хранитель, испугавшаяся, что гости напишут какое-нибудь плохое слово, на что я ей ответила: «Будьте уверены, это будет первое слово, которое они напишут». Это был очень важный шаг по преодолению страха и осмыслению феномена вандализма. Люди впервые увидели работы, выполненные сажей, не у себя в подъезде, а в музейном пространстве».
Своеобразное решение проблемы сохранения уличного характера искусства в музейном окружении было найдено организаторами персональной выставки граффити-райтера Саши Труна «Знак сокрытия», которая проходит до 26 июля в зале Конюшенного корпуса на Елагином острове. Сама экспозиция состоит из 26 живописных холстов, которые совмещают стилистику райтинга с приемами абстрактной живописи. При этом логичным продолжением выставки служат разбросанные по парку паблик-арт-объекты — отсылающие к практике теггинга объемные буквы, которые складываются в творческий псевдоним автора (TRUN).
Региональные особенности: от Санкт-Петербурга до Владивостока
«Колыбелью» российского стрит-арта можно смело считать Санкт-Петербург, а Москву — его «второй столицей», но главный сегодняшний тренд — это децентрализация. Наиболее интересные примеры, обсуждавшиеся на Форуме уличного искусства, связаны совсем с другими городами.
Художник и куратор из Братска Григорий Шаров задумывал у себя фестиваль уличного искусства как инструмент репозиционирования города, известного криминальным прошлым и плохой экологией. Планам помешала пандемия: из-за того, что в Братск не смог приехать никто из заявленных участников, все эскизы пришлось реализовывать самому организатору. Фестиваль получил говорящее название «Один за всех» и может служить образцом того, как проект с минимальным бюджетом способен получить широкое освещение в СМИ — благодаря ярким работам с понятными смыслами.
Администрация Владивостока с 2009 года последовательно приглашает уличных художников к коммерческим проектам художественного благоустройства. Благодаря этому стрит-арт в городе практически полностью был заменен паблик-артом.
«Если, например, Екатеринбург сделал ставку на стрит-арт и сейчас он весь «убит» этими надписями, то Владивосток выглядит чисто и прикольно: везде цветные пятна муралов, — говорит Павел Шугуров, художник-монументалист, ставший начальником отдела архитектуры и дизайна городской среды администрации Владивостока. — Что мы для этого делаем? Проводим граффити-фестиваль, открываем стены свободного рисования, привозим знаменитостей. Например, Кирилл Кто говорил с молодежью о том, что то, что вы считаете независимостью, — всего лишь продукт коммерческого продвижения товаров, баллонов и так далее. Не надо думать, что это свобода. Это такой же продукт капитализма».