К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Будем до последнего искать деньги»: как НКО помогают пожилым людям в России

Фото «Старость в радость»
Фото «Старость в радость»
Среди наиболее пострадавших от роста цен на продукты и лекарства оказались пенсионеры и пожилые люди, которым сегодня как никогда нужна помощь. Forbes Life поговорил с руководителями фондов «Старость в радость», «Память поколений» и создателем проекта «Помощь» о том, как они справляются с проблемами, насколько участились запросы от пенсионеров и как бизнес может помочь НКО в текущей ситуации

С конца февраля повысились цены на многие товары из категории необходимых,в том числе на продукты и лекарства, и это не могло не сказаться на жизни пенсионеров — одной из самых уязвимых категорий людей в России. Средняя пенсия в стране с начала января 2022 года — чуть меньше 19 000 рублей. По данным аналитиков проекта «Если быть точным», 18% пенсионеров в стране считают себя бедными — денег им хватает только на еду. 

На помощь пожилым людям в трудной ситуации приходят специализированные фонды, обращаться в которые, по словам руководителей этих фондов, в последние месяцы люди стали все чаще. 

Фонд «Старость в радость» существует с 2011 года. В одном только 2021 году он оказал поддержку более чем 75 000 людей почти в 60 регионах. Сотрудники фонда помогают подопечным по-разному, но всегда ощутимо улучшают качество их жизни: оплачивают сиделок, помогают в протезировании зубов, подборе очков, покупке колясок или специальных кроватей. Также фонд организует очные и видеовстречи пожилых людей с волонтерами, собирает деньги на новогодние подарки и рассылает поздравительные открытки. 

 

На попечении проекта «Помощь», запущенного в декабре 2020 года, находятся более 1900 пожилых людей в 55 городах России. Подопечные в возрасте от 60 лет ежемесячно получают продуктовую корзину на сумму 3500 рублей. В конце 2021 года команда проекта анонсировала запуск нового раздела сервиса, который позволит помогать не только деньгами, но и делами. 

Фонд «Память поколений» основан в 2015 году. За семь лет работы его сотрудники и волонтеры сумели  оказать помощь почти 17 000 ветеранов боевых действий, потратив больше 2 млрд рублей. Среди подопечных фонда есть и те, кто прошел Великую Отечественную войну. Ежегодно фонд проводит акцию «Красная гвоздика», которая приурочена к 22 июня, и помогает собирать деньги на нужды ветеранов. 

 

Forbes Life поговорил с руководителями трех крупных фондов о том, что изменилось в их работе после начала «спецоперации»*, насколько увеличилось число обращений и какое будущее ждет благотворительные организации. 

Что изменилось за последние пять месяцев

Елизавета Олескина, фото DR

Елизавета Олескина, директор фонда «Старость в радость»: «С марта мы начали замечать, что стало много запросов, которые касаются самых базовых вещей. Появилась потребность в продуктовой поддержке, оплате дров на грядущий отопительный сезон. Мы почувствовали у людей тревогу, связанную с изменением цен; с тем, что нужно оплачивать лекарства и ЖКХ, а пожилые люди в России часто малообеспечены. Сейчас особенно важно обращать внимание на тех из них, кто буквально находится на грани нищеты.

Как и сотрудники любых фондов, мы видим, что помощь от юридических лиц проседает, потому что бизнес сокращается — но это глобальная проблема. При этом мы видим, и бесконечно это ценим, что наши доноры, бывшие юрлицами, начинают жертвовать как физлица, понимая, насколько эта помощь важна для людей, которые к нам приходят. 

 
Мы все годы бились за качество жизни наших подопечных, а сейчас вынуждены сражаться за то, чтобы им просто подать тот самый «стакан воды» 

Мы все годы бились за качество жизни наших подопечных, а сейчас вынуждены сражаться за то, чтобы им просто подать тот самый «стакан воды» . Безусловно, базовые запросы — самые важные, и мы будем делать все, чтобы на них откликаться. Но и качество жизни мы не хотим потерять, поэтому, несмотря на сокращение всего что только можно, все еще оплачиваем не только нянечек в отделениях милосердия и на дому, но и психологов. 

Наша программа досуга заморозилась в первую очередь, но мы бьемся за то, чтобы найти финансирование, хотя бы чтобы оплачивать нашим подопечным возможность проводить время осмысленно и продуктивно. Человеку мало не испытывать мучений от неудобной позы, в которой он лежит на неудобной кровати дома. Он должен быть востребованным, чувствовать полноту жизни, иначе он все равно угаснет. Как говорится, не хлебом единым, поэтому мы будем пытаться какие-то элементы сохранять, возрождать, возвращать. Годы работы, попыток изменить сознание людей и помочь им привыкнуть к другой жизни можно свести на нет за несколько месяцев — а мы этого не хотим».

Никита Кукушкин, фото DR

Никита Кукушкин, создатель проекта «Помощь»: «Пожилые люди в сложной жизненной ситуации, без помощи родственников, которые живут одни или имеют тяжелые заболевания, всегда находятся в группе риска. Сейчас их положение только усугубилось. Приложение «Помощь» изначально было создано, потому что я не раз встречал на улицах города пенсионеров, которые вынуждены были копаться в помойке или просить купить им еду. А сейчас мне лично звонят пожилые люди и просят подключить их к нашему проекту, потому что цены очень выросли. 

В феврале 2022 года проект заморозил подключение новых подопечных на 3,5 месяца. Мы зафиксировали цифру 1750, потому что мы предоставляем системную помощь и берем на себя долговременные обязательства. Так, пенсионер может быть уверен, что ежемесячно будет получать продуктовый набор на сумму 3500 рублей, и может планировать дальнейший бюджет. Получается, даже при 1750 подопечных мы тратим больше 6 млн рублей только на базовый набор продуктов, а в год уже выходит внушительная сумма. Но с июня, когда мы снова стали набирать подопечных, их число уже увеличилось на 152 человека — теперь их более 1900. 

Весной мы приостановили некоторые маркетинговые активности, число частных пожертвований тоже сперва уменьшилось — думаю, примерно на 20%. Но сейчас ситуация начала стабилизироваться. 

 

Еще в декабре мы буквально за четыре дня в бешеном темпе сняли 36 рекламных роликов. Мы успели запустить эту кампанию, но ее пришлось свернуть. Наверное, мы возобновим ее в какой-то момент, потому что она важна нам как инструмент привлечения новой аудитории, новых жертвователей».

Мы тоже все время стараемся давать обратную связь: вот мужчина получил удобную кровать, вот женщина впервые смогла присесть и посмотреть в окно

Елизавета Олескина: «Конечно, у нас есть значительный процент пожертвований от юридических лиц, мы постоянно ищем гранты, но мы бы не справились без помощи отзывчивых, добрых, чудесных людей. У нас много тех, кто рекуррентно жертвует небольшие суммы — 10, 30, 100 рублей, и мы верим, что они останутся с нами. Мы тоже все время стараемся давать обратную связь: вот мужчина получил удобную кровать, вот женщина впервые смогла присесть и посмотреть в окно, вот в интернате появилась бытовая комната — люди стали готовить себе вечером, и их не мучает желание перекусить. Это очень понятные вещи. Для меня самой тоже бесконечно терапевтично понимать, что, может быть, мы не можем сдвинуть большую гору, но есть люди, которые не знали, как они перезимуют, а теперь они улыбаются и плачут от радости, потому что могут купить лекарства».

Катерина Круглова, фото DR

Катерина Круглова, исполнительный директор «Памяти поколений»: «В преддверии 22 июня волонтеры фонда проводили ежегодную акцию «Красная гвоздика» и не заметили спада пожертвований. Во всех 75 регионах, которые принимали участие в акции, сбор шел очень активно. Люди нас поддерживают, их точно не стало меньше. Другой вопрос, что это не решит всех наших задач. Без корпоративного донорства ничего не сработает. 

Если говорить про работу с ветеранами Великой Отечественной войны, которые, нужно сказать, сейчас массово уходят из жизни в силу возраста, то нам пришлось немного сократить программу по слухопротезированию, чтобы перераспределить деньги. Хотя мы ценим ее, ведь не слышать окружающий мир очень грустно. Каждый ветеран Великой Отечественной войны вообще-то имеет право на бесплатный протез, но, к сожалению, на деле к человеку обычно просто приходит соцработник, вручает коробочку и уходит. В лучшем случае дедушка ее поставит на полку и продолжит ничего не слышать, а в худшем —  он наденет аппарат неправильно, и у него заболит голова.  В прошлом году мы потратили на программу более 74 млн рублей по всей стране. К каждому человеку у нас выезжал сурдолог, снимал все мерки, учил пользоваться аппаратом. Да, возможно, это не жизненно важно, но человек, сколько бы он еще ни прожил, слышит внуков, телевизор, может разговаривать с родными. Это имеет значение».

 

Какие новые инициативы появились у НКО

Елизавета Олескина: «Мы запустили большой проект «Неотложка» — он касается той помощи, от которой буквально зависит жизнь человека. Мы прицельно смотрим на несколько категорий. В первую очередь это малоимущие люди с минимальной пенсией, которую регионы доводят до прожиточного минимума. Во вторую — пожилые люди, которые закредитованы, причем иногда кредиты повесили на них родственники. Третья категория, на которую мы обращаем внимание, — пожилые люди с тяжелыми психическими нарушениями. Они могут получать любую пенсию, но не могут обеспечить себя. Пока в программе участвуют порядка 2000 человек в 12 регионах.

Нам даже удалось организовать социальную столовую для пожилых людей. Благодаря усилиям социальных работников Псковской области фонд договорился с местным кафе, которое за небольшие деньги согласилось кормить горячими обедами пенсионеров с предельно малым достатком или одиноких. Чтобы не только накормить людей, но и дать им возможность быть в сообществе, местные соцслужбы стали приглашать в кафе гостей, приносить билеты в театр. Сейчас те первые 50 человек, которые начали туда ходить, уже вместе отмечают дни рождения и общаются между собой. 

Также мы запустили программу по лечению пролежней на дому и в интернатах. Сейчас у нас в работе 116 случаев. В программу входят консультации с врачами и оплата перевязочных средств, которые должны максимально быстро помочь заживить пролежни. Когда люди уже начинают получать поддержку, то и регионы не боятся просить помощи на решение такой «неловкой» проблемы.

Мы очень надеемся запустить проект «Без барьеров», который помог бы сделать дома наших подопечных безопаснее, чтобы люди не падали в ванне и не поскальзывались 

Мы давно заметили: когда соцслужбы, сотрудники интернатов и службы помощи на дому видят, как можно поменять жизнь человека, они тоже включаются. Мы несколько лет потратили, чтобы организовать зубопротезирование и поездки к окулисту, и сейчас руководители учреждений наконец увидели, как жизнь их подопечных меняется — насколько они становятся радостнее. Теперь у нас просто бум запросов и на оплату зубопротезирования, и на очки, и на слуховые аппараты. И мы думаем, что раз так, то и средства на помощь должны найтись. 

 

Мы очень надеемся запустить проект «Без барьеров», который помог бы сделать дома наших подопечных безопаснее, чтобы люди не падали в ванне и не поскальзывались, когда идут включать свет. Вместе с региональными соцслужбами мы планируем искать средства и ресурсы на поручни и ручки, на удобные кровати и инвалидные коляски, которые не приводят к дополнительной травматизации людей. Понятно, что это огромные деньги, но это не прихоть, а жизненно важные вещи — они позволяют людям вернуть утраченные функции. Очень многим  грамотно выстроенная медицинская помощь и правильно организованный уход дали бы возможность продлить период активной жизни. Поэтому наша задача — по-максимуму пытаться сделать так, чтобы люди меньше мучались».

Никита Кукушкин: «Весной мы запустили в приложении новый спецпроект — «Помощь беженцам». В рамках спецпроекта был открыт первый сбор на 1 млн рублей на гуманитарную помощь для беженцев из Украины, которые сейчас находятся на территории РФ под опекой партнерских организаций проекта. Сейчас открыт уже пятый сбор на помощь беженцам — то есть пятый миллион. Первый мы собрали буквально за три дня, второй чуть меньше, чем за неделю, и так далее. Нам помогают и физические, и юридические лица, и бренды — уже сотни людей получили нашу помощь. 

Кроме того, весь последний год мы разрабатывали сервис, который родился из запроса наших пользователей. Многие спрашивают нас, можно ли помочь не деньгами, а делом. Мы и сейчас работаем с такими людьми — фотографами, водителями — с теми, кто помогает проекту физически и интеллектуально. Но нам было важно разработать технологическое решение, которое позволило бы системно закрывать потребности той или иной категории нуждающихся и отвечать на запрос пользователей. Также оно поможет и нашим фондам-партнерам, которые нуждаются в людях, готовых помогать в тех регионах, где требуются руки. Сейчас многие реже могут помогать финансово, но хотят участвовать в благотворительных историях, так что мы рассчитываем запустить сервис в ближайшем будущем».  

Чем бизнес может помочь благотворителям

Елизавета Олескина: «Главное — продолжать быть с нами. Мы живем и делаем все, что можем, и бизнес действительно поддерживает нас. Кто-то помогает продукцией, кто-то отдает со склада прекрасные матрасы или хорошее постельное белье, косметику, бытовую химию. Всему, чем компании или люди готовы нас поддержать, найдется применение. Да, мы не можем заплатить нашим нянечкам продуктами вместо денег,  поэтому мы просим финансовой поддержки, но в остальном мы открыты любым предложениям. Магазин спортивного инвентаря готовился передать нам часть продукции, потом они спохватились, что нам это может быть не нужно, но в итоге их ракетки и ролики просто расхватали. Ребята с инвалидностью счастливы иметь возможность заниматься спортом («Старость в радость» помогает в том числе взрослым людям с инвалидностью. — Forbes Life). В прошлом году нам отдали 10 медицинских кроватей — и это было прекрасно. 

 

Мы рады, когда студенты-медики говорят, что готовы приехать и помочь. Даже один человек раз в неделю в одном доме престарелых оказывает неоценимый вклад. Мы рады всем, кто готов стать «внуком по переписке», отправлять поздравительные открытки на день рождения пожилому человеку. Мы рады всем, кто скажет: «Я хочу, чтобы пожилые люди получили вкусные и полезные продукты. Дайте мне одну семью». Если вы готовы оплатить дрова, мы тоже будем счастливы. Еще вы можете приехать и помочь их складывать, потому что это тоже настоящий квест. А потом сесть чай пить с пожилым человеком, потому что ему важно хоть что-то отдать взамен. 

За всем, что мы делаем, стоят живые люди, которые без нашей помощи в прямом смысле не выживут

За всем, что мы делаем, стоят живые люди, которые без нашей помощи в прямом смысле не выживут. Поэтому мы будем до последнего искать деньги, чтобы не бросить людей, которым и так тяжело. Мы верим, что все наши доноры, многим из которых с каждым месяцем становится сложнее жертвовать деньги, не оставят тех, кому помощь нужна больше, чем всем нам. Мы очень на это надеемся».

Никита Кукушкин: «Бизнес должен просто врубаться в игру. Сейчас проект «Помощь» предлагает компаниям разные варианты сотрудничества — от регионального сопровождения определенного числа подопечных в городе или деревне до создания новых категорий нуждающихся и увеличения общего числа подопечных. Но самое простое, что может сделать каждый человек, — скачать приложение, выбрать бабушку, дедушку или кликнуть на баннер спецпроекта «Помощь беженцам» и начать помогать. Когда я думаю про наш проект, я ощущаю свою ответственность. Есть люди, которых мы взяли на попечение, и теперь мы не имеем никакого права их бросать. Как минимум я не имею права, потому что сделал такой выбор. Поэтому я уповаю на силу: если ей угоден джедай, она ему поможет». 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+