К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Директор Александринского театра Сергей Емельянов о работе и финансировании в кризис

Сергей Емельянов (Фото Владимира Постнова, пресс-служба Александринского театра)
Сергей Емельянов (Фото Владимира Постнова, пресс-служба Александринского театра)
Александринский театр озвучил проекты на следующий сезон. В планах пять премьер, большие гастроли по стране, строительство сцены в Коломенском и многое другое. О том, где культуре взять ресурсы в непростые времена, Forbes Life рассказал директор театра Сергей Емельянов

Сергей Емельянов стал директором Александринского театра в Санкт-Петербурге в апреле 2021 года, когда ему было всего 27 лет. Пять лет до этого назначения он работал министром культуры Республики Коми. Прежде занимался организацией культурных мероприятий в родном городе, Ухте. Forbes Life поговорил с одним из самых молодых управленцев в сфере культуры о том, как работать в условиях санкций и где театру искать финансирование в кризис. 

— Театр представил планы на новый сезон: пять премьер на нескольких сценах, включая «Шекспир. Сонеты» — совместную работу трех театров, Александринского, Альметьевского и Марийского национального театра драмы. Благодаря каким финансовым источникам театр планирует это осуществить? 

— Мы стали в разы больше зарабатывать. Мы связываем это прежде всего с тем, что театр пересмотрел свои взгляды на маркетинг, на ценообразование, на многие процессы, которые прежде шли по накатанной. Мы выключили одним щелчком тумблер привычного режима. 

 

Например, начали проводить творческие встречи с победителями школьных гуманитарных олимпиад на исторической сцене театра. Так мы целимся в своих потенциальных зрителей — в тех, кому будет интересен наш театр. Мы видим колоссальный всплеск продаж по программе «Пушкинская карта». Мы стали информировать петербуржцев о происходящем в театре на уровне визуального шума. Запускаем брендированные в стилистике Александринского театра автобусы и троллейбусы, всего десять единиц городского транспорта. В дизайне мы иронизируем по поводу того, что некоторые ошибаются в названии театра, называя его «Александрийским». Мы большими буквами написали «Александрийский» с перечеркнутой «Й» и огромной красной «Н» сверху.

— В театральном магазине у вас продаются такие свитшоты.

 

— В начале 266-го сезона мы открыли новый театральный магазин — беспрецедентный проект для театральной жизни Москвы и Петербурга. Над созданием нашего магазина работала команда театра, приглашенные дизайнеры и куратор современного искусства, галерист Елена Крылова. Специальные серии разработали и Императорский фарфоровый завод, и кондитерская фабрика «Счастье», петербургские и московские дизайнеры одежды. Весь наш мерчандайзинг не в лоб, но косвенно отражает идеи, историю, символику Александринского театра. 

— Что лидирует по числу продаж?

— Свитшот с надписью «Я — Честная женщина» по спектаклю Валерия Фокина.

 

— Это литературная часть так шутит? 

—  Это наши с художественным руководителем разработки. Мы всерьез подошли к теме мерчандайзинга, много обсуждали, спорили. Вот придумали мужскую линию «Обещать не значит Женитьба». «Женитьба» — наш спектакль. Теперь выпускаем такие обложки на паспорт. Несмотря на то что театру 266 лет, мы не законсервировались. Наш театр — живой организм.

— Что происходит с ценами на билеты? Сколько сейчас стоят билеты в Александринский театр? 

— Формального повышения цен не произошло, но процессы по переоценке идут постоянно. Чем более востребованы какие-то зрительские места, тем больше они повышаются в стоимости. В театре, как у авиакомпаний, идет динамическое ценообразование.

Билеты на премьеры всегда дороже. Последняя большая премьера на исторической сцене — «Процесс» по Кафке. На новой сцене — «Тварь» по Сологубу. Оба спектакля востребованы у зрителя. Билеты на «Процесс» начинаются от 600 рублей. Верхняя ценовая планка — 10 000 рублей, это место в Царской ложе. 

 

— В Александринском театре можно свободно купить билет в Царскую ложу?

—  Это наша новая традиция. Когда подошли к процессу обновления театрального маркетинга, приняли решение открыть Царскую ложу на все спектакли. 

Мы и музей театра сделали по настоящему доступным. Раньше, чтобы туда попасть, нужно было на какой-то 25-й вкладке на сайте заполнить 70-графную форму. Понятно, что туда мало кто заходил. Но вообще-то музей Александринского театра — крупнейший музей, работающий на территории театра. Коллекция богатейшая: у нас, например, хранятся костюмы и декорации Александра Головина к «Маскараду» Всеволода Мейерхольда 1917 года. 

В этом сезоне мы создали на сайте прозрачную систему продажи билетов в музей. Теперь можно на каждый день на определенный сеанс по различным экскурсионным программам купить билет онлайн и посмотреть экспозицию перед спектаклем или в течение дня. Как выяснилось, и музей театра может быть эффективным экономическим механизмом, если разумно к этому подойти.

 

— В новом сезоне исполняется 190 лет исторической сцене Александринского театра. Как будете отмечать?

— У нас один юбилей за другим: 30 августа 2021 года отметили 265 лет Александринскому театру. Осенью отметим 190-летие здания исторической сцены — это здание на площади Островского, шедевр Карла Росси. А уже в мае 2023 года Новая сцена Александринки отметит свой первый скромный юбилей — 10 лет. К 190-летию исторического здания театра в ноябре мы планируем провести Ночь искусств как уличный фестиваль. Думаю, это будет красивая акция, посвященная истории здания и становления Александринского театра. В данный момент мы готовим строительный проект расширения выставочных площадей нашего музея почти в два раза. Также мы запускаем состав метрополитена, посвященный историческому зданию. Для москвичей такие поезда уже обыденность, для петербуржцев — в новинку. Спасибо руководству города — поддержали проект в полном объеме. В день рождения театра, 30 августа, запустим состав.

— Какой бюджет у этого празднования?

— Его не существует. Мы все делаем на партнерские или спонсорские средства. Стараемся обойтись без привлечения внутренних ресурсов театра. Хотя, как я вам сказал, экономика театра заметно улучшилась, нам есть на что потратить деньги.

 

— Из пяти заявленных премьер будущего сезона большинство пройдет на исторической сцене. Где театр находит средства на новые постановки?

— Учитывая размеры исторической сцены Александринского театра, это немалые расходы. Бюджет постановок сегодня очень вариативен. И размах бюджета от одного миллиона до нескольких десятков. Но нам это под силу. Прежде всего, это государственный заказ, поддержка Министерства культуры России. В какие-то моменты мы используем наши внутренние резервы или привлекаем средства попечителей. Так, например, вышло с грядущей премьерой Валерия Фокина «Один восемь восемь один» об Александре II и Александре III. Спектакль огромный, действие происходит на цирковом манеже, который построен в центре зала. На сцене — точная копия царской ложи. Зрители сидят и на сцене, и в зале, и в ярусах. Равного по масштабам спектакля в репертуаре Александринки нет. Всю постановочную часть театр оплачивает за счет своих внутренних резервов. Пока точная цифра не сложилась, но речь идет о нескольких десятках миллионов рублей. В этом смысле мы уникальный театр, мало кто может позволить себе такой размах. Премьера намечена на 9, 10, 11 и 13 сентября. 

— Что сейчас происходит с попечительским советом театра? Как на его работе отразилось то, что глава совета Алексей Миллер, председатель правления «Газпрома», оказался под санкциями? 

— Ровным счетом никак. Попечительский совет работает. Никто из членов совета не вышел из числа попечителей. Но никто не бегает за нами с чемоданами денег. Сейчас, чтобы получить средства под проект, нужно по-партнерски заинтересовать меценатов. Мы находимся в постоянном контакте с нашими попечителями, они откликаются на предложения театра. Попечительский фонд пополняется. Сейчас мы переориентировали все свои планы и ресурсы на национальный рынок. То есть поедем с гастролями в те уголки России, которые, наверное, в другой ситуации, не скоро посетили бы. 

 

В следующем сезоне мы полетим в Омск, Петрозаводск, в Улан-Удэ, Москву, планируем гастроли в Азербайджане. Прежде мы не могли позволить себе такой широкой российской программы. Наступил период домашней работы, ценной и интересной. 

— В январе этого года по инициативе Александринского театра была создана Ассоциация национальных театров России. Кто финансирует эту новую структуру? Кто за нее отвечает?

— В Ассоциацию вошли представители пяти десятков национальных театров России. Мы сразу же запустили в работу несколько проектов. Сначала рождается проект, затем идет поиск финансирования. Это я знаю и как директор театра, и как бывший министр культуры и туризма Республики Коми. Думаю, что с Ассоциацией повторится та же история, что и с юбилеем исторической сцены. Под каждую идею ассоциации мы точечно подбираем партнеров. У нас миллион разных идей и миллион партнеров. 

Сейчас начинаем реализацию проекта «Театральная карта России», будем снимать по всей стране сюжеты о национальном театре, о людях, которые там работают, о том, какую роль национальный театр играет в культуре народов, — в общем планируется большая аналитическая работа. Партнер проекта — общество «Знание», проект «Русские сезоны». Ассоциация подает заявки в Президентский фонд культурных инициатив. Так мы рассчитываем получить грант на проведение Национальной театральной школы, которая будет проходить по всей стране. Часть проектов Ассоциации поддерживает компания «Газпром». В общем, мы ищем финансирование под каждый конкретный проект. 

 
Режиссерский питчинг во время Конгресса национальных театров. Режиссер — Сойжин Жамбалова, Республика Бурятия. (Фото пресс-службы Александринского театра)

— Конгресс национальных театров вошел в программу мероприятий по празднованию столетия образования Якутской автономной республики. То есть регион взял на себя расходы по проведению конгресса? 

— Мы не ездим туда, где нас не ждут. Это правило нужно выгравировать на золоте всем гастролирующим театрально-зрелищным учреждениям. Якутия активно включилась в организацию конгресса. Мы ей безмерно благодарны, потому что одно дело Дни Александринского театра, которые поддерживаются Министерством культуры России, а другое дело — Конгресс национальных театров. Наш спектакль в Якутске был поддержан Росконцертом в рамках программы «Большие гастроли». А конгресс полностью поддержали наши партнеры, правительство Якутии и «Газпром». 

— Чтобы ассоциация работала, как интенсивно должны происходить такие встречи?

— Как минимум раз в год. Профессиональные мастер-классы должны идти постоянно. В Якутске мы впервые провели режиссерский питчинг, в котором участвовали четыре режиссера из национальных театров Якутии, Татарстана, Бурятии, Башкортостана. Актеры из якутских театров, Нюрбинского, ТЮЗа, Саха театра им. Ойунского, Русского драматического театра им. Пушкина и студенты-первокурсники Арктического института культуры и искусства готовили 20-минутные фрагменты на русском языке с целью представить режиссеров представителям 27 национальных театров-участников первого конгресса.

 

— Есть у вас планы открыть филиалы Александринского театра в стране?

— У нас есть филиал в Пскове, Академический театр драмы имени Пушкина. Александринке передано большое строящееся здание в Москве на Нагатинской улице. Сейчас мы с различными инстанциями прорабатываем возобновление строительства Дома национальных театров России.

— От здания в Коломенском отказался худрук МХТ им. Чехова Сергей Женовач. Но новый худрук Константин Хабенский на своем первом сборе труппы поставил задачей вернуть площадку под управление МХТ. Как вы планируете договариваться?

— В мире и согласии.

 

— Что лучше — владеть своей площадкой или арендовать ее на время гастролей? Александринский театр всегда гастролирует на лучших сценах Москвы, в Большом театре или в МХТ в Камергерском переулке. Зачем ему уезжать в Коломенское?

— Сцена в Коломенском — категорически не репертуарная площадка Александринки. Это на  100% Дом для национальных театров России. Не только театральные, а вообще любые творческие проекты из регионов можно будет показывать в Москве. Дальним регионам непросто приезжать в столицу и представлять национальное искусство. Наша задача не в том, чтобы создать сцену Александринки в Москве, а в том, чтобы создать комфортную площадку для наших коллег.

— Каким должен быть уровень национальных театров и интенсивность гастролей, чтобы эта площадка не была убыточной?

— Над этим мы работаем в ассоциации. Нужно, чтобы национальные театры начали смотреть, как работают другие, учиться на примере друг друга. Важно всех встряхнуть и вывести на национальный федеральный уровень. Многие театры, работая на национальном языке, так и замыкаются внутри своего региона.

 

Сегодня уровень национальных театров очень разный. Есть высочайший уровень, есть ниже. Для этого и создана ассоциация. Многие наши коллеги из национальных театров, например, никогда не занимались молодежными режиссерскими обменами с театрами из других республик. Мы предлагаем вливать свежую кровь, использовать новые механизмы, проводить мастер-классы для технических работников, обмениваться новыми пьесами, приглашать молодых режиссеров. Возникает динамика, повышается творческий и образовательный уровень театров. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+