К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Импрессионизм растет в цене, звезды теряют интерес к NFT: новости арт-рынка

Грузовик, припаркованный возле аукционного дома Christie's, демонстрирует CryptoPunk (NFT) (Фото Dia Dipasupil / Getty Images)
Грузовик, припаркованный возле аукционного дома Christie's, демонстрирует CryptoPunk (NFT) (Фото Dia Dipasupil / Getty Images)
Аукционные продажи за полгода составили $5,7 млрд, молодые художники опережают на торгах признанных мастеров, а российские предметы искусства перестают выпускать за рубеж. Об этих и других актуальных новостях арт-рынка — в еженедельной подборке Forbes Life

Мировой арт-рынок: аукционы принесли $5,7 млрд за полгода

Morgan Stanley и портал Artnet опубликовали отчет о состоянии мирового аукционного рынка по итогам первых пяти месяцев 2022 года. По их подсчетам, суммарный объем продаж составил $5,7 млрд. Это не просто возвращение к показателям допандемийного 2018 года, а очевидный рост. Довольно скромный (примерно 12%) по сравнению с прошлым годом, но головокружительный (свыше 70%), если сравнивать с 2020-м, когда рынок пострадал сильнее всего.

Средняя цена одного лота выросла за два года на 180%, составив более $48 000. По мнению экспертов, тренд говорит о том, что на рынок наконец стали попадать работы, которые коллекционеры «придерживали» во время локдауна. Это подтверждает и тот факт, что основная масса общей выручки за эти полгода пришлась на лоты с ценами от $10 млн. Например, шелкография с портретом Мэрилин Монро была продана на Christie’s за $195 млн. 

Шелкография с портретом Мэрилин Монро (Фото EPA·TASS)

Массовый переход аукционных домов в онлайн во время эпидемии и дальнейшее наращивание интернет-продаж привели к тому, что объем работ в ценовом сегменте до $10 000 вырос на 43% с 2018 года.

 

Что касается отдельных аукционных категорий, то лучшие результаты демонстрируют импрессионизм и модернизм ($2,4 млрд). В спину им дышит послевоенное и современное искусство с отставанием всего на $40 млн. Эта тенденция объясняется недавним появлением на рынке большого числа выдающихся частных коллекций. Из них, например, происходили пять картин Моне по цене свыше $35 млн — рынок работ этого художника вырос за год со $129 млн до $362 млн.

Рекордными темпами растет сегмент молодого искусства: если в 2018 году на рынке было замечено 1520 работ художников, родившихся после 1974 года, то к сегодняшнему дню их число выросло на 188%. Объемы продаж за последние пять лет выросли с $43,1 млн до $246 млн.

 

Портал Artprice посвятил отдельный обзор французскому арт-рынку. За последние полгода список из 10 самых успешных аукционных продаж пополнился тремя новыми работами — это «Идущая женщина» Альберто Джакометти (€27,1 млн), «Корзина земляники» Жан-Батиста Симеона Шардена (€24,38 млн) и «Обнаженный юноша» Микеланджело (€23,1 млн). Суммарный объем аукционных продаж во Франции с января по май составил $339 млн.

Влияние ситуации на Украине на рынок искусства

В своем совместном пресс-релизе эксперты порталов Artmarket и Artprice заявляют, что, согласно их исследованию, события последних четырех месяцев на территории Украины практически не сказались на мировом арт-рынке. Аналитики заявляют, что объем аукционных продаж в США увеличился на 50%, а европейский сегмент демонстрирует рост на 35%. Престижные ярмарки Art Basel, TEFAF и Brafa проходят по расписанию, наращивая число гостей и участников. Наибольшие сложности сейчас испытывает азиатский регион, где торговле мешает COVID-19.

Министерство культуры РФ на прошлой неделе официально объявило о том, что с начала марта выдача и вывоз музейных экспонатов с территории России были приостановлены на весь оставшийся 2022 год. Со следующего года музейный обмен планируется возобновить лишь с теми странами, которые относятся к числу «дружественных». Незадолго до заявления Минкульта о введении годового моратория на проведение выставок на территории Европы и США объявил Эрмитаж. В министерстве сообщили о том, что за последние месяцы в Россию было возвращено порядка 1500 экспонатов, которые участвовали в международных выставках.

 

Новости аукционных домов: скандал с Баскиа и экспансия Bonhams

Суммарная выручка по итогам посвященных современному искусству гонконгских торгов Phillips, прошедших на прошлой неделе, составила $27 млн. В ходе аукциона наблюдалась тенденция, характерная для многих торгов данной категории последнего времени: топ-лотами стали работы именитых авторов, а главными сенсациями — произведения молодых художников. Работа Джорджа Кондо ушла за $4,7 млн, а пейзаж Дэвида Хокни не продался. Но настоящее оживление в аукционным зале вызывали картины Анны Вайент и Люси Булл. Напоминающая сюрреалистические эксперименты Челищева картина Булл ушла с молотка за $1,5 млн, установив новый рекорд на произведения художницы. Цена картины Анны Вайент под названием «Грудь» в шесть раз превысила нижнюю планку эстимейта и составила $530 000. Интерес к творчеству 27-летней художницы, вспыхнувший за последний год, подогревают новости о том, что вскоре ее будет представлять галерея Gagosian.

При этом, согласно данным ArtTactic, аукционный рынок Гонконга переживает сейчас не лучшие времена. Объем продаж Christie’s, Sotheby’s и Phillips в сумме снизился на 30% по сравнению с весной прошлого года. Спад характерен для всех трех мировых аукционных домов, но сильнее всех проседает Phillips (57,6%). Вниз идут и предложение в целом, и средняя цена лотов.

На Christie’s за $7,9 млн с молотка ушел написанный в 1982 году «Автопортрет» Жан-Мишеля Баскии. На первый взгляд может показаться, что Christie’s выбрал крайне неудачный момент, чтобы выставить на продажу раннюю работу художника — скандал с выставкой датируемых 1982 годом работ в Художественном музее Орландо во Флориде сейчас в самом разгаре. На днях ФБР конфисковало из музея 25 картин, подлинность которых вызывает серьезные вопросы. Но в случае с происхождением «Автопортрета» усомниться в провенансе сложно. Изначально работа продавалась в галерее Аннины Нозей, первого серьезного покровителя и арт-дилера художника. Кроме того, в прошлом портрет уже выставлялся  и на Sotheby’s, и на Christie’s — подозрений в отношении подлинности не возникало, а вот цена на фоне скандала во флоридском музее выросла: работа на торгах превысила нижнюю планку эстимейта почти вдвое.

Британский аукцион Bonhams продолжает расширяться: он купил уже четвертый аукционный дом за год. Недавнему приобретению французского Cornette de Saint Cyr предшествовали поглощения шведского Bukowskis, датского Bruun Rasmussen и бостонского Skinner. Сумма сделок не разглашается, но руководство Bonhams заявляет, что не намерено останавливаться на достигнутом и планирует наращивать свое присутствие в мире, в том числе в Азии. Тем самым аукционный дом цементирует свое лидерство на рынке работ стоимостью до $1 млн.

Авраам Минчин, Сиеста (1898-1931)

Лоты с русским провенансом на торгах

Оцененная в €50 млн коллекция французского модельера Юбера де Живанши собрала на торгах, которые завершились 23 июня, более €114,4 млн. По мнению Сесиль Вердье, президента французского Christie’s, это были самые удачные торги французской мебели и предметов интерьера XVIII века за последние 30 лет. Самым дорогим лотом четырех живых аукционов и онлайн-торгов стала «Идущая женщина» Альберто Джакометти. Скульптура ушла с молотка за €27,1 млн. Пять лотов из собрания Живанши преодолели планку в €5 млн: это работы Жоана Миро и Пабло Пикассо, а также  жирандоли (большие фигурные подсвечники), приписываемые Пьер-Филиппу Томира, французскому скульптору, мастеру чеканки и бронзового литья, и происходящие из собрания русской императорской семьи. Эксперты аукционного дома предполагают, что жирандоли были выполнены по заказу будущего императора Павла во время путешествия с женой инкогнито, под именем графов Северных, во Францию. Когда-то подсвечники украшали Михайловский замок. Лот с русским императорским провенансом, оцененный в €700 000-1 млн, ушел за €4 956 000.

 

Пятью днями позже, на торгах Bonhams 28 июня, были выставлены 67 работ так называемой парижской школы (L'Ecole de Paris). Они были созданы в Париже художниками-эмигрантами польского, латышского, украинского, белорусского, российского и еврейского происхождения. 

Жирандоли Павла I (Фото Christie’s)

Будущие аукционы: редкий Кирхнер и загадочный Моне

Sotheby’s планирует выручить почти $15 млн за первый автопортрет Эрнста Кирхнера. Написанная в 1907 году картина будет выставлена на продажу 29 июня. Считается, что Кирхнер написал ее под впечатлением от «Автопортрета в соломенной шляпе с трубкой» Винсента ван Гога, который он увидел на дрезденской выставке в 1905 году. Работа выставляется на продажу впервые за последние 40 лет. В 1931 году она стала частью знаменитого собрания франко-мексиканского дизайнера интерьеров и архитектора Хуго Симона, а в 1958 году была перекуплена американским коллекционером. Текущий ценовой рекорд на произведения Кирхнера составляет $38,1 млн (он был установлен на Christie’s в 2006 году).

Первый автопортрет Эрнста Кирхнера

Продолжает разворачиваться загадочная история, связанная с написанной в 1894 году картиной Клода Моне под названием «Дамы из Живерни». Картина была выставлена на мартовские торги Sotheby’s с эстимейтом £15–20 млн, но в последний момент работу сняли с продажи, пообещав вновь выставить в мае (однако этого не произошло). В каталоге эта и четыре другие работы художника были помечены как происходящее из «выдающейся американской коллекции». Один из этих лотов ушел с молотка по нижней планке эстимейта, а другие и вовсе не продались. Теперь Sotheby’s сообщает, что «Дам из Живерни» вновь выставят на торги в ноябре этого года.

Еще одна галерея современного искусства в Москве

В Москве с 1 июля начнет работать новое арт-пространство под названием Sistema gallery. Оно откроется проектом «Рефлексия визуального», объединившим работы представителей разных поколений современного российского искусства. Все авторы, отобранные куратором проекта и генеральным директором Анастасией Волковой, работают с масляной живописью, но их произведения далеки от традиционного фигуративного искусства: это участник венецианской биеннале 2013 года Дмитрий Шорин, ученица Айдан Салаховой и Сергея Оссовского Светлана Чимитдоржина и петербургские художники Елена и Игорь Кулик. Классическая техника становится в творчестве этих авторов отправной точкой для визуальных экспериментов.

 

NFT: продажи CryptoPunks и Bored Ape скачут то вверх, то вниз

В начале прошлой недели появилась новость о том, что специалист Christie’s Ноа Дэвис, проведший рекордную продажу работы цифрового художника Beeple за $69,3 млн, решил покинуть аукционный дом и сосредоточиться на продвижении NFT-проекта CryptoPunks. Как только об этом стало известно, объем продаж токенов из этой коллекции вырос более чем на 957% за сутки.

При этом «криптопанки» составляют значительную часть антирейтинга Artnet, в который вошли цифровые работы, сильнее других просевшие в цене на фоне общего спада интереса к NFT. Возглавил список CryptoPunk №273, купленный в октябре прошлого года за $1 млн и перепроданный этим летом всего за $139 000. Но большинство пунктов в этом антирейтинге занимают все же «скучающие обезьяны» — Bored Ape.

CryptoPunk №273

Дошло до того, что знаменитости, которые раньше буквально выстраивались в очередь, чтобы пополнить ряды коллекционеров NFT, теперь стремительно снимают со своих аватарок изображения поспешно купленных работ. Свои аккаунты в соцсетях в числе прочих уже «растокенизировал» популярный телеведущий Джимми Фэллон, а также создательница «Анатомии страсти» и других рейтинговых сериалов Шонда Раймс.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+