«Массовая популярность — вопрос времени»: как санкции влияют на каршеринг в России
В июне 2022 года аналитики CloudPayments рассказали, как изменился спрос на каршеринг в России в период с 24 февраля по 9 июня 2022 года по сравнению с периодом с 10 ноября 2021 года по 23 февраля 2022 года. Эксперты сообщили, что спрос на услуги карше ринг-сервисов вырос на 30% за последние три месяца. При этом они отметили, что средний чек поездок сократился на 41%. Такие изменения в пользовании сервисами каршеринга аналитики CloudPayments объясняют тем, что россияне предпочитают сейчас арендовать автомобиль по минутам или на несколько дней, потому что обслуживание личного транспортного средства стало обходиться дороже из-за санкций.
В марте 2022 года аналитический проект Tinkoff Data также исследовал российский рынок каршеринга. Эксперты пришли к выводу, что за прошлый год количество пользователей сервисов каршеринга сократилось в России на 12,4%. Общее количество поездок снизилось на 7%, а средний чек вырос на 23%. Также аналитики сообщили, что «Делимобиль», «Ситидрайв» и «Яндекс Драйв» стали тремя крупнейшими сервисами каршеринга в России. При этом количество поездок, которое совершает пользователь в месяц, по данным Tinkoff Data, выросло у всех крупнейших операторов, кроме «Яндекс Драйва».
Forbes Life поговорил с представителями «Делимобиля», «Ситидрайва», BelkaCar и «Яндекс Драйва», чтобы выяснить, как санкции влияют на российские сервисы каршеринга.
«Массовая популярность каршеринга — вопрос времени»
Лориана Сардар, генеральный директор сервиса BelkaCar, рассказала, что с марта сервис наблюдает традиционный сезонный рост спроса на каршеринг — количество аренд в мае в среднем увеличилось на 30% по сравнению с февралем. Если сравнивать показатель с аналогичным периодом прошлого года, то рост находится в пределах погрешности — 5-7%. Сардар также отмечает, что аналитики BelkaCar не зафиксировали сильных изменений среднего чека: «Средняя стоимость одной поездки составляет около 500 рублей».
Софья Полякова, директор по маркетингу и коммерции «Делимобиля», сообщила, что спрос на услуги каршеринга сохраняет свой растущий тренд. «Люди не стали меньше ездить на дачи или на работу или меньше любить ездить за рулем. Более того, наоборот, мы видим, что у нас появились новые пользователи, которые, вероятнее всего, предпочли каршеринг вместо собственного автомобиля, потому что это выгоднее», — рассказывает Полякова. В сервисе «Делимобиль» средний чек одной поездки сейчас немного вырос. Это связано с тем, что оператор запустил конструктор тарифов, в котором пользователь может сам выбрать количество часов, дней или километров, которые ему необходимы.
Алексей Сергеев, генеральный директор каршеринг-сервиса «Ситидрайв», считает, что спрос на каршеринг от года к году замедлил темпы роста. Однако в весенне-летний сезон популярность услуги всегда растет, потому что многие пользователи отправляются на дачи и в отпуска. Соответственно в этот период растет и средний чек, потому что пользователи предпочитают использовать пакетные тарифы.
При этом Сергеев убежден, что массовая популярность сервисов каршеринга — это в любом случае вопрос времени. «Водители постепенно оценивают преимущества такого способа передвижения: отсутствие затрат на покупку и содержание личного автомобиля, заботы о его техническом состоянии, а также затраты на парковку в городе и так далее. Также большим преимуществом является возможность управлять автомобилями разных классов комфортности, в том числе есть доступ к премиум-классу, хотя покупку такой машины не каждый может себе позволить», — комментирует Алексей. Он уверен, что изменившаяся ситуация на рынке ускорит естественный рост популярности каршеринга, поэтому сейчас как никогда важно сделать каршеринг еще доступнее и удобнее.
Лориана Сардар считает, что пока рано говорить о росте популярности как об устойчивой тенденции. По ее мнению, рынок все еще находится в ситуации поиска новой точки равновесия. Но в перспективе следующих нескольких лет сервис BelkaCar также ожидает, что спрос на услуги каршеринга будет только расти.
Софья Полякова согласна, что пока рано давать четкие прогнозы: «Если полагаться на текущий тренд, то популярность каршеринга будет расти, потому что появляется все больше людей, которые ведут осознанный образ жизни и ценят удобство каршеринга».
«Яндекс Драйв» тем временем делает ставку на долгосрочную аренду. Представитель компании сообщает, что начиная с марта 2022 года сервис наблюдает рост пользователей, желающих взять автомобили на долгий период времени. «Все модели автомобилей, включая новые, можно взять на срок от одного месяца с возможностью дальнейшего продления. Самый популярный срок аренды на сегодня составляет 1,5 месяца», — объясняет представитель «Яндекс Драйва». Он также рассказал, что одна из главных задач оператора сегодня — как можно дольше удерживать цены на прежнем уровне и предоставить пользователям выбор автомобилей в разных сегментах.
«Готовы рассматривать разные автомобили»
За последние три месяца большинство крупнейших зарубежных автопроизводителей приостановили работу в России. Ограничения на экспорт роскоши из Евросоюза и США влияют на техническое обслуживание автомобилей и объемы поставок запчастей в Россию. При этом представители сервисов каршеринга заявляют, что на данный момент санкции не оказали никакого негативного влияния на их работу.
Лориана Сардар, генеральный директор сервиса BelkaCar, сообщает, что компания продолжает работать по официальным рыночным условиям. «Мы следим за новостями и оперативно реагируем на изменения. Наши автомобили обслуживаются и проходят ТО в дилерских центрах с использованием оригинальных запчастей с соблюдением всех регламентов», — комментирует Сардар. С начала 2022 года в парке сервиса BelkaCar появились новые модели Haval Jolion и Chery Tiggo 4, сейчас компания ведет переговоры с рядом автопроизводителей, которые официально присутствуют на российском рынке.
Алексей Сергеев, генеральный директор каршеринг-сервиса «Ситидрайв», говорит, что с начала года «Ситидрайв» вывел на линию более 3000 новых автомобилей и на данный момент в парке этого оператора почти 10 000 автомобилей. «Мы не собираемся останавливаться на достигнутом и планируем дальше расширять парк. У «Ситидрайва» существует фонд запчастей и расходников, поэтому плановые ТО, сервисное обслуживание и ремонты автомобилей проходят в штатном режиме», — добавляет Сергеев.
Он также сообщает, что компания готова рассматривать разные автомобили для введения в парк сервиса, чтобы продолжать удовлетворять спрос россиян на каршеринг. «Для нас важно, чтобы автомобили отвечали условиям безопасности и комфорта. Мы уже давно сотрудничаем с китайскими автопроизводителями — например, в парке сервиса уже есть автомобили HAVAL Jolion и Chery Tiggo 7, которые хорошо себя зарекомендовали. Эти автомобили пользуются большим спросом у пользователей», — рассуждает Алексей о будущем автопарка «Ситидрайва».
Софья Полякова, директор по маркетингу и коммерции «Делимобиля», уверена, что в ближайшее время компания сможет поддерживать состояние автомобилей и добиваться более гибких условий в рамках сервиса, например, по запчастям. «Существенное отличие «Делимобиля» от других игроков на рынке — это наличие собственной операционной инфраструктуры, в том числе у нас есть собственные станции обслуживания автомобилей», — комментирует Полякова.
Представитель «Яндекс Драйва» рассказывает, что пользователям для аренды сейчас доступно несколько десятков моделей в комфорт-, бизнес- и премиум-сегментах, как новые, так и с пробегом. «Подписка «Яндекс Драйва» работает, как и раньше. Наиболее популярные модели, которые берут по подписке, — Volkswagen Polo, Renault Duster и Mercedes-Benz E-Class», — комментирует автопарк представитель компании.
Софья Полякова также делится информацией, что 27 июня автомобильный парк «Делимобиля» в Москве пополнился 50 премиальными автомобилями, среди которых представлены BMW 320i M Sport и X1 20i M, Mercedes E-Class и GLA, а также Audi A3 и две Q5 Sportback. «Первые автомобили появились в городе уже сегодня, остальные станут доступны в течение месяца. Мы очень хотим, чтобы культура каршеринга продолжала активно развиваться, именно поэтому мы продолжаем развивать наш парк», — рассказывает Полякова.
Тем не менее партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто считает, что каршеринг рано или поздно столкнется с нехваткой запчастей. «Автомобили каршеринга, как и любые другие машины, ездят по земле, а не в небе летают. И проблемы всего авторынка их тоже касаются. Тем более автомобили каршеринга нужно обслуживать и проверять чаще личных. Возможно, китайские иномарки смогут заменить европейские, посмотрим», — рассказывает Моржаретто.
Моржаретто считает, что большинство сервисов надеются на параллельный импорт, который позволит и дальше закупать расходные материалы. Правда, для современных автомобилей также нужны новые прошивки и узлы, которые сложно получить без поддержки официальных дилеров.
«Пользователи становятся более ответственными»
Один из главных трендов сервиса каршеринга также становится омоложение аудитории. В июне оператор «Ситидрайв» снизил требования к водителям, которые регистрируются в системе: минимальный стаж теперь должен быть не менее одного года, а водители должны быть старше 20 лет.
Такое решение Алексей Сергеев, генеральный директор каршеринг-сервиса «Ситидрайв», объясняет тем, что с ростом популярности каршеринга пользователи становятся более ответственными. «Мы видим, что пользователи более серьезно подходят к вопросу аренды и управления автомобилем. К тому же сейчас есть целое поколение водителей, которые, получая водительские права, не ставят себе целью покупку личного автомобиля, учитывая доступность каршеринга», — комментирует Сергеев.
Первым в России сервисом каршеринга, который снизил требования к водителям до минимальных, стал «Делимобиль». Сейчас управлять автомобилями этого сервиса могут лица старше 18 лет даже без водительского опыта. «Мы очень верим в молодую аудиторию, сейчас в «Делимобиле» около 15% пользователей — это люди в возрасте от 18 до 22 лет. Мы хотим, чтобы как можно больше россиян погружалось в культуру шеринга, а молодая аудитория — это сейчас самые главные амбассадоры рационального потребления», — добавляет Софья Полякова, директор по маркетингу и коммерции «Делимобиля».
При этом компания BelkaCar пока не готова так радикально снижать требования к водителям. На данный момент оператор разрешает пользоваться своими услугами водителям старше 21 года и с опытом вождения от двух лет. «Мы очень серьезно подходим к безопасности наших пользователей и понимаем ответственность, которая лежит на нас как на операторе каршеринга, активном участнике дорожного движения», — комментирует Лориана Сардар, генеральный директор сервиса BelkaCar.