Фэнтези и реальность: что такое литература young adult и какое у нее будущее в России
Большой жанровый разброс
В начале июня в Москве прошел главный летний книжный фестиваль «Красная площадь». Практически сразу после открытия — в пятницу, в два часа дня — через всю площадь тянулась многометровая очередь из очень молодых людей с книгами в руках. Они пришли на встречу с авторами молодежной прозы — Лией Стеффи и Торией Дрим, которые нашли свою аудиторию на платформах самиздата. Роман Лии Стеффи «Орлеан» в интернете прочитали больше 1,8 млн раз, а книгу Тории Дрим «Притворись бабочкой» — больше 400 000 раз. Сейчас обе книги вышли в издательстве АСТ.
Бум литературы young adult случился не этим летом, а гораздо раньше. Еще декабре 2021 года итоговый рейтинг самых продаваемых книг наглядно показал рост рынка молодежной литературы — книги для тех, кому от 18 до 25 лет, составили 52% топа продаж крупнейшей российской книжной сети «Читай-город». Пятерка бестселлеров 2021 года выглядела так: фэнтези молодой отечественной писательницы под псевдонимом Лия Арден «Мара и Морок. 500 лет назад» — 50 892 экз. Сага о вампирах из готической школы-интерната на Аляске «Жажда» Трейси Вулф — 44 194 экз. Продолжение «Мятной сказки» Алексея Полярного «Снежная сказка (вечерняя)» — 41 453 экз. Мистическая драма о дружбе «В конце они оба умрут» Адама Сильверы (Popcorn Books) — 34 188 экз. + 20 925 проданных электронных книг. А также книга российской писательницы Кристины Старк «Аспид», вариация на тему «Ромео и Джульетты», написанная в духе «Игры престолов», — 32 839 экз.
Young adult — это не только фэнтези и мистика. Жанровый разброс довольно большой. «Аудитория книг young adult широкая, — рассказали Forbes Life в издательстве «Белая ворона». — Это старшие школьники, студенты, взрослые. Так как книги проблематизированы, каждый находит свою тему. Скандинавский young adult в основном посвящен отношениям внутри семьи. Часто это развод родителей, смерть одного из родителей, семейное насилие. На этом фоне герой пытается строить свою жизнь. Но есть и другие темы, актуальные для общества в целом: развитие технологий и их влияние на жизнь человека, бедность, война».
Литература young adult, как в прошлом роман взросления, из которого она выросла, старается решать приоритетные задачи взрослеющего человека: выбор целей, выстраивание своего образа жизни, налаживание механизмов эффективного взаимодействия с обществом. Быть гедонистом или стоиком? Иметь или не иметь детей? Как быть, если ты не согласен с правилами общества, в котором живешь?
«Рынок активно растет»
Современные издатели к литературе young adult пришли разными путями. Независимые детские издательства, например, в определенный момент почувствовали, что уже вырастили собственного читателя и должны предложить ему книги того же уровня на новом жизненном этапе. В «Розовом жирафе» так появилась самостоятельная серия «4-я улица», рассчитанная на читателей старше 18 лет. А издательство «Поляндрия» и вовсе запустило самостоятельный импринт (отдельное подразделение) No Age, потому что темы литературы young adult , по словам издателя Дарины Якуниной, «разнообразны, как сама жизнь» и интересны широкому кругу читателей.
Книги young adult есть и в издательском портфеле «Самоката». По словам издателя Ирины Балахоновой, они составляют около 10% всего объема: это серии «Встречное движение», «Недетская книжка» и «Самокат-сериал». При этом издательство не специализируется на такой литературе в жанровом понимании. «Мы отдаем предпочтение качественным многоадресным текстам, зная, что и подростковые, и юношеские, и даже детские наши книги с удовольствием читают взрослые», — говорит Ирина Балахонова.
По словам инсайдеров, всплеск интереса к young adult случился довольно давно, просто раньше читатели далеко не всегда могли опознать соответствующие книги на полках. Алина Зальнова, руководитель издательства Like Book, которое появилось в 2015 году и специализируется на литературе young adult признается, что картина, которую она застала в 2015 году, и сегодняшняя абсолютно разные. «Рынок YA-литературы трансформируется, и этот процесс будет только ускоряться, — считает эксперт. — Рынок активно растет. К старым игрокам — Like Book, Fanzon, Clever, Freedom, Mainstream — присоединяются новые. Молодежные импринты открывают издатели нон-фикшена и детских книг. Конкуренция сильная, и я бы сказала, что сейчас это одно из самых сложных и одновременно самых интересных направлений».
С Зальновой согласен Сергей Тишков, руководитель редакции Mainstream издательства АСТ. Он утверждает, что спрос на интересные истории у молодых читателей постоянно растет: «Даже появление немалого количества новых импринтов и издательств не снижает спрос, перенасыщения не происходит».
У Mainstream есть серии книг со стартовыми тиражами больше 10 000 экз. (для справки — средний тираж взрослой художественной прозы — 3000-5000 экз.). Некоторые проекты, по словам Сергея Тишкова, «выстреливают» на несколько десятков тысяч экземпляров. «Если в целом редакция растет на 20% в год, то направление YA у нас выросло к прошлому году почти на 60%, — комментирует эксперт. — Конечно, надо учитывать влияние пандемии на спрос, снятие ограничений помогло увеличить продажи, но отрыв «молодежки» здесь показателен. Мы выпускаем около 300 молодежных книг в год, а в этом году можем выпустить еще больше». Сергей Тишков подчеркивает, что сегодня о литературе — а особенно о young adult — все чаще начинают писать пользователи соцсетей: «Там сейчас бум книжных обзоров, проводятся онлайн-презентации, создаются тематические паблики».
Издательство Popcorn Books, как и Like Book, изначально открывалось с расчетом на молодежь. При этом главный редактор сразу делала ставку на «опасные, так скажем, темы, за которые боятся браться другие издательства». Речь в том числе о художественных романах о гомосексуальных отношениях и однополой любви вроде «Назови меня своим именем» Андре Асимана. Сейчас книги издательства раскупают уже по предзаказам. Безоговорочный бестселлер Popcorn Books последнего времени «Лето в пионерском галстуке» Катерины Сильвановой и Елены Малисовой. Книга была выпущена тиражом 30 000 экз. Зимой, вскоре после выхода, ее невозможно было найти на полках — роман разбирали мгновенно. Сегодня у писательниц есть фан-паблик во «ВКонтакте» — у него больше 35 000 подписчиков, а поклонники романа называют себя элвэпэгэшниками.
В «Самокате» из российских книг лучше всех продается роман Нины Дашевской «Поиск звука» — о поиске себя. А из переводных — «Волна» Тода Штрассера, о том, как учитель истории ради эксперимента пытается воссоздать в своем классе фашистскую идеологию. «Это текст о механизмах действия пропаганды и манипуляций сознанием со стороны государства или любой другой власти и о необходимости их понимать, чтобы не оказаться «внутри» машины, — говорит Ирина Балахонова. — Продажи «Волны» сейчас как раз взлетели, и это очень показательно».
В 2022 году возросла популярность и книг с историями о войнах. Как рассказали Forbes Life представители издательства «Белая ворона», внезапно стала популярной изданная еще в 2018 году книга английской писательницы Мог Розофф «Как я теперь живу», антиутопия о первой любви во время войны.
«С оглядкой на новую реальность»
Представить современный young adult без переводных книг и оригинальных обложек очень сложно — в этом мнении издатели едины. Решения многих зарубежных правообладателей о приостановке сотрудничества с российскими издательствами, а также сложности с выплатой авансов, из-за которых в том же «Эксмо» вынуждены были приостановить работу с иностранными авторами, способны существенно изменить рынок. «Политическая ситуация отразилась на наших отношениях с агентами, авторами, зарубежными издателями и иллюстраторами. Кто-то временно заморозил наши сделки, кто-то попросил перенести релизы на будущий год, — рассказывает Алина Зальнова. — Возникли проблемы с выплатой авансов, банки возвращают деньги. Про нехватку бумаги, рост стоимости полиграфических услуг и запрет социальных сетей, через которые наши читатели узнавали о новинках, и говорить нечего. Это тяжелое время, и мы пытаемся сделать так, чтобы читатели все еще могли покупать качественные книги». «Множество авторов, агентств и издательств решили не продлевать и не заключать новых контрактов, — говорит Сергей Тишков. — Пока читатели не успели этого почувствовать. Большинство договоров еще действуют, что-то напечатано впрок. Но если и дальше против нас будут сохраняться «книжные санкции», то с прилавков исчезнет немало привычных нашему читателю имен зарубежных авторов».
«Зарубежных новинок в нашем портфеле будет меньше, оригинальных обложек тоже», — констатируют в Like Book. Впрочем, отсутствие иностранных обложек издателей пока пугает меньше всего: они делают ставку на молодых российских иллюстраторов, с которыми сотрудничали и раньше.
Опасения у издателей вызывает и новый законопроект, внесенный в Госдуму в начале июня. Он предусматривает полный запрет «пропаганды» ЛГБТ, в том числе среди совершеннолетних. Тех, кто нарушит закон, депутаты предлагают серьезно штрафовать — в случае с юридическими лицами штрафы могут доходить до 10 млн рублей. Если законопроект будет принят, он станет серьезным препятствием для издания всех книг young adult, в которых тема ЛГБТ присутствует хотя бы косвенно — пока такие произведения выходят на рынок с маркировкой «18+».
Статья о дискредитации Вооруженных сил РФ, которая начала действовать в начале апреля, тоже несет в себе потенциальную угрозу для рынка литературы young adult — и для русскоязычной литературы вообще. Авторы просто не смогут высказываться на многие актуальные для читателей — в том числе юных — темы.
«Мы пока только осваиваемся в новой реальности, — говорит Дарина Якунина. — Нам придется пересмотреть издательский план, чтобы просто иметь возможность издавать хорошие книги. Пока сложно понять, как соблюсти все требования российского законодательства, сохранив при этом актуальность и остроту затрагиваемых тем. Когда мы создавали NoAge, нам очень хотелось говорить о главных ценностях нашего времени и о животрепещущих проблемах. Будем разбираться и продолжим искать такие книги, но с оглядкой на новую российскую реальность. Надеюсь, у нас получится соблюсти баланс».
Разумеется, любая цензура, любое намеренное избегание важных для молодого поколения тем поставит под удар способность подростков и молодых взрослых адаптироваться к жизни. В этом убеждена Ирина Балахонова: «Нельзя недооценивать роль книги в формировании личности. Тем более сегодня, когда телевидению доверяют все меньше и меньше молодых людей. Есть опасность оказаться в культурном вакууме». Издатели подчеркивают, что речь идет не только и не столько об ЛГБТ-теме, cколько в целом о возможности читать и видеть мир сквозь призму чужого, но близкого к собственному опыта. Издатели, погруженные в мировой и российский литературный контекст, убеждены, что любое цивилизованное общество должно обеспечить молодому поколению возможность искренне писать, читать правдивые тексты — и просто размышлять о жизни, как она есть. «Когда мы имеем дело с людьми, достигшими совершеннолетия, ни о какой цензуре речь идти не может, — в один голос заявляют спикеры. — Художественная литература не должна попадать ни под какие запреты и ограничения».