«Человеку нужен человек»: как режиссер Купер Рэфф переворачивает каноны жанра драмеди
Эндрю (главного героя играет сам режиссер) — 22 года, он едва окончил университет и пока не понимает, чем будет заниматься дальше. Кажется, молодой человек прогуливал курсы профориентации, ведь у него на уме лишь отдых в Барселоне в компании девушки. Чтобы заработать достаточно денег, он устраивается кассиром в ресторан быстрого питания. Однако волей случая становится организатором вечеринок — благодаря положительным отзывам сарафанного радио спрос на шоу Эндрю растет.
На одном из таких праздников герой знакомится с 29-летней матерью-одиночкой Домино (Дакота Джонсон) и ее дочерью Лолой (Ванесса Бергхардт), живущей с расстройством аутистического спектра. Молодые люди довольно быстро находят общий язык и начинают проводить много времени вместе. Эндрю становится хорошим другом и для Лолы, несмотря на то, что девочка практически не подпускает к себе малознакомых людей. Домино тоже ощущает с героем душевное родство, но для ее романа с Эндрю есть серьезное препятствие — жених Домино, адвокат Джозеф, который подолгу пропадает в Чикаго. Именно с ним девушка планирует связать судьбу. Кажется, перед нами типичный любовный треугольник, но Купер Рэфф выворачивает историю наизнанку и пускает по совершенно другим рельсам.
Мировая премьера ленты состоялась на фестивале независимого кино «Сандэнс», где фильм Рэффа завоевал приз зрительских симпатий — и на то есть несколько причин. Прежде всего «В ритме ча-ча-ча» — история о человеческих отношениях в юности. То есть во времена, когда личность еще не прошла путь становления до конца, а жизненный багаж более чем наполовину пуст. Любые трудности (многие из которых связаны с процессом коммуникации) застигают нас врасплох, вводят в ступор, заставляют нервничать и ненавидеть себя. Казалось бы, Эндрю пора шагать во взрослую жизнь — 22 года уже далеко не детство. Но он возвращается в родительский дом, тема саморазвития его не слишком занимает — как и мысли о будущем.
В то же время наивность, мягкость и доброта Эндрю находят отклик у молодой Лолы. Несмотря на особенности развития, девочка умна, а ее мудрости способны позавидовать некоторые взрослые. Рэфф удивительно точно уловил энергию юности — причем как светлую, так и темную ее сторону. Дикие танцы на вечеринках и настольные игры в ожидании взрослых перебиваются эпизодами школьного буллинга и сценами, которые свидетельствуют о разладе внутри семьи. Межпоколенческий конфликт в фильме присутствует, но не становится центральной линией повествования — «В ритме ча-ча-ча» история прежде всего о родственных душах.
Лента Купера Рэффа объединяет и традиции романтических комедий 2000-х, и традиции фильмов о взрослении. Главной движущей силой картины становится персонаж с открытым сердцем, и это важный компонент истории — зритель с удовольствием наблюдает за его уязвимостью, эмоциональностью, ранимостью. В среднестатистических голливудских комедиях он стал бы объектом не слишком политкорректных шуток, в «серьезных драмах» над ним бы добродушно посмеивались и вряд ли позволили бы затмить главных персонажей с их «по-настоящему сложными» проблемами.
В случае Рэффа все не так однозначно: его мир не черно-белый, потому что он готов впустить в него и «правых» и «левых». Честный и незамутненный взгляд Эндрю на жизнь и окружающих его людей отторгает одних и притягивает других — он никогда не остается в полном одиночестве. Но в действительности герою важно нащупать собственное «Я», осознать свое место в обществе, а не просто плыть по течению — с такой целью он, кажется, и устраивался в ресторан фастфуда.
Впрочем, здесь есть одно но: режиссер так увлечен Эндрю, что другие персонажи не получают должного развития. Например, юная Лола. Кое-что мы о ней, конечно, знаем: она ухаживает за хомяком и предпочитает подолгу находиться в своей комнате в полном одиночестве. Девочка впускает Эндрю в свой мир и даже позволяет почесать ей спину — раньше она доверяла это только матери. Но к чему она стремится? О чем мечтает? Ответы на эти вопросы Купер Рэфф, кажется, решил оставить за кадром.
Сильнее всего химия ощущается, конечно, между героями Рэффа и Джонсон — тут, что называется, искры летят, причем даже в сценах, которые на первый взгляд не подразумевают интимности. Большая часть диалогов — будто бы обо всем и ни о чем — снята крупным планом, так что у зрителя есть возможность наблюдать весь актерский диапазон исполнителей двух главных ролей. В определенный момент героев будто начинает тяготить необходимость сделать выбор — и это то мгновение, когда режиссер наглядно демонстрирует зрителям, что на самом деле значит потерять связь со своим внутренним ребенком. Домино периодически начинает говорить об ответственности, обязательствах и будущей «взрослой» жизни, но в Эндрю эти речи не находят отклика — он живет моментом, думает и заботится лишь о том, что считает важным здесь и сейчас.
Для одних «В ритме ча-ча-ча» — классический любовный треугольник, история противопоставления взрослого и «ребенка», сознательности и безответственности. Для других — иллюстрация того, насколько яркие и «живые» чувства могут испытывать люди, независимо от возраста. К сожалению, многие от таких чувств бегут, забывая о том, что еще несколько лет назад писали о большой любви стихи и сочиняли песни. Этот фильм в том числе старая как мир история про синицу в руке и журавля в небе, просто показанная сквозь призму видения инди-режиссера и нашего современника.
«В ритме ча-ча-ча» отходит от давно опостылевшей зрителю сентиментальности, хотя основной его посыл остается трогательным и честным — «человеку нужен человек»: всем нам необходима родственная душа. И речь далеко не всегда о «второй половинке».