Не думайте об оценках: как помочь ребенку освоиться в школе за границей
Какие сложности возникают в первую очередь
Родителям нужно приготовиться к тому, что поначалу учеба серьезно просядет. Когда человек начинает учиться на другом языке, ему сложно дается буквально все. Российские дети приезжают с хорошими академическими знаниями по математике, физике, химии, но чаще всего в первые месяцы впадают в некий ступор. Учиться на чужом языке действительно сложно, даже если это английский, который ребенок изучал в России. И если вы отправляете ребенка в школу с тем же академическим уровнем, что и у прошлой, успеваемость, скорее всего, упадет. Для ребенка это может стать большой демотивацией, потому что перестает получаться то, в чем он был лучшим в «родной» школе. Поэтому иногда лучше повторить год, а не гнаться за остальным классом.
Я всегда предлагаю родителям рассматривать первый год как период, когда ребенок только встраивается в новую среду. Важно, чтобы, во-первых, обучение шло на знакомом языке, а во-вторых, чтобы в школе можно было разговаривать на русском хотя бы на переменах. Это облегчит адаптацию.
Чем младше ребенок, тем проще ему усваивать язык и адаптироваться к новой культуре. В средней и особенно старшей школе эта адаптация может занять много времени, поэтому психологи часто рекомендуют выбирать школы с возможностью проживания ребенка на территории — например, в кампусе. Это создает непрерывную среду и позволяет быстрее завести друзей. Классический подход к образованию также требует, чтобы и обучение, и общение в школе были на одном языке — так ребенок быстрее перейдет к уровню носителя.
Однако языковая среда влияет на обучаемость и способности школьника по всем предметам — речь не только о владении иностранным языком. Исследование американских профессоров Вирджинии Коллиер и Уэйна Томаса, которое они вели на протяжении 34 лет, доказывает, что билингвальное обучение хотя и может привести к снижению академического знания языка, зато на 30% повышает общую успеваемость по всем предметам к концу школы (по сравнению с детьми, которые учатся на одном языке). Поэтому, выбирая школу, важно понимать, что именно для вас и ребенка важнее — знание языка или общая успеваемость.
Чем международные школы отличаются от российских
Международные школы совсем не похожи на отечественные — и к этому нужно быть готовыми. Школа Exupery работает по системе IB (IB — учебная программа Международного бакалавриата, которая рассчитана на все школьные годы и имеет свой диплом), но базовые принципы работы во всех зарубежных школах схожи.
Родители из постсоветского пространства привыкли все контролировать и держать руку на пульсе, поэтому их часто шокирует то, что в школе может не быть оценок (в системе IB их не ставят до того, как ученикам исполнится 12 лет) или домашних заданий. Младшеклассникам ничего не задают на дом в принципе. Иногда учителя могут попросить что-нибудь прочитать дома или узнать у родителей. Но в целом учеба рассматривается как отношения, которые складываются между учителем и учеником — родители здесь лишнее звено. Российские родители часто бывают к такому не готовы. Они не понимают, что их задача — поддерживать ребенка, проводить с ним время за совместными занятиями и помогать увлечься учебой, а не делать вместе с ним уроки.
Еще одна важная отличительная черта системы IB — степень контроля. Важно, чтобы ребенок развивался в том темпе, в котором может, никто не требует, чтобы он обязательно стал отличником по всем предметам. У детей есть интересы и склонности, и задача преподавателей выявить их. В других системах подход может быть иным — важно выяснить это на этапе знакомства. Нужно понимать, что нет «правильной» или «неправильной» системы, есть та, которая больше подходит конкретному ребенку и его семье.
Также в международных школах большое внимание уделяется развитию soft skills. Ученики много взаимодействуют друг с другом, учатся общаться, оценивают проекты и работы одноклассников. Многие задания в средней и старшей школе делают в группах. Для этого есть специальные помещения и библиотеки, где дети чувствуют себя комфортно.
К чему нужно подготовить ребенка
Зарубежный подход к обучению вызывает удивление и у самих детей. Им приходится привыкать к новым правилам и моделям поведения. Больше всего учеников из России, как это ни грустно, удивляет то, что к ним относятся с уважением. Их интересы и увлечения действительно важны для школы, учителя искренне готовы помогать им развиваться и при этом не давят, требуя идеального результата. У детей, воспитанных системой, заточенной исключительно на академическую успеваемость и усреднение, это сперва вызывает недоверие. Иногда школьники воспринимают такой подход как негласное разрешение «расслабиться» и ничего не делать, поэтому важно помочь ребенку понять, что отсутствие жесткой системы контроля успеваемости не означает вседозволенность и что речь здесь о доверии со стороны педагогов и о возможности самому определять свои интересы.
В международных школах есть четкие и прозрачные правила, которые регулируют и то, как учителя и психологи разрешают детские конфликты. Ответственными за конфликт всегда считаются взрослые — их задача помочь детям. Нельзя быть безразличным, если маленькому человеку плохо и он выплескивает боль или тревогу через агрессию. Нужно разговаривать с ним, вытаскивать на поверхность то, что его беспокоит. Для детей, которые до этого учились в школах, где буллинг был негласной нормой, такое отношение непривычно. Им тяжело сразу начать доверять учителям и психологам, но то, как быстро взрослому удастся установить с ребенком контакт, зависит уже от квалификации педагога или психолога и от степени его готовности работать с детьми из России.
Обязательные к исполнению правила поведения в школах тоже есть. В зависимости от учебного заведения правил может быть больше или меньше, но их нельзя обойти, и исключений, как это иногда бывает в России, ни для кого не делают. Правила могут касаться формы, посещаемости, употребления запрещенных веществ, академической успеваемости, безопасности. Если в уставе школы написано, что за прогул выносят предупреждение, а несколько прогулов подряд приводят к исключению, то так оно и будет. Не помогут ни заступничество родителей, ни академические успехи.
Как помочь ребенку привыкнуть к новой школе
Для большинства детей даже переезд в новую квартиру большой стресс. Конечно, есть те, кто легко находит контакт с другими и быстро втягивается в новый режим дня, но часто адаптация — сложный процесс. Особенно если ребенка резко вырвали из его привычного окружения. Новая школа, новые люди, все незнакомое — в этот момент ребенку особенно нужна поддержка родителей. Вот, что они могут сделать, чтобы облегчить сыну или дочери адаптационный период:
Провести подготовительную работу
Новая школа, особенно в новой стране, всегда стресс для ребенка, какого бы он ни был возраста, поэтому самое важное — подготовить его к переезду. Идеально, если родители могут приехать заранее: походить с ребенком по школам, рассказать и показать, чем они отличаются друг от друга, вовлечь будущего ученика в процесс выбора. Постарайтесь заинтересовать ребенка, показав ему что-то интересное. Так сыну или дочери будет гораздо проще и на этапе сдачи вступительных экзаменов, и в начале занятий.
Интересоваться
Первый год обучения в новой школе и в новой стране — это время, когда ребенок практически постоянно сталкивается с чем-нибудь новым, сравнивает новое с привычным, знакомится с людьми. В это время он готов активно рассказывать о своих впечатлениях. Если в какой-то момент ребенок начинает отвечать на вопросы односложно, перестает сам делиться новостями, это может означать, что он столкнулся с трудностями, которых сам еще может не осознавать. В этот момент важно включиться, осторожно поговорить с ним, спокойно проверить успеваемость, проконсультироваться с учителями и психологом. Хотя, возможно, ваш ребенок, наоборот, уже адаптировался к новой обстановке и перешел в обычное подростковое состояние «мам/пап, у меня все в порядке». Если так, то аккуратная проверка это сразу проявит, и вы поймете, что беспокоиться не из-за чего.
Не лишать общения с друзьями
Очень важно позволить ребенку общаться с друзьями, которые остались на родине. Интернет, чаты, переписки — нельзя лишать его поддержки и контакта с теми, по кому он скучает. Заводить новых друзей не всем легко. Особенно в подростковом возрасте, в чужой стране стране и в новой школе.
Если вы видите, что у ребенка долго не появляется друзей или хотя бы просто ровесников, с которыми он общается, это повод включиться и попробовать понять, в чем причина. Есть риск, что ребенку совсем не подходит атмосфера в школе. Поговорите с ним, порасспрашивайте его об одноклассниках, побеседуйте с учителями. Возможно, вашему ребенку просто нужно больше уверенности в себе, чтобы начать общаться с новыми людьми.
Обращать внимание на настроение ребенка, а не на его оценки
Даже выбрав идеальную школу, родители должны понимать, что первое время нельзя ждать от ребенка хороших оценок и успехов в учебе. Важно постараться не обращать на них внимания, а сконцентрироваться на эмоциях и настроении ребенка — веселое, грустное, бодрое. Дома интересоваться тем, как прошел день; что ребенок чувствовал и думал, а не тем, какую оценку он сегодня получил.
Если есть возможность, разговаривайте с психологами. Например, в школе Exupery они бесплатны и для детей и для родителей, потому что взрослым тоже сложно дается адаптация. Сейчас многие уезжают в панике, в состоянии стресса, но нужно пытаться искать интересные и увлекательные вещи на новом месте, стараться показать детям, что мир разнообразный и большой. Дети очень остро чувствуют настроение родителей и быстро его перенимают.
Перестроиться самому
Обучение в новой стране — это стресс не только для ученика, но и для его семьи. Выбирая школу, обратите внимание на то, как она работает с родителями, готовы ли преподаватели обсуждать с вами успехи и проблемы ребенка, объяснять методологию и вместе находить лучшие решения. Если педагоги и психологи идут на контакт, взрослому легче понять, что происходит в школе с его ребенком, и не чувствовать себя беспомощным.
Во многих международных школах существует система регулярных детско-родительских встреч, где родитель, учитель и ученик на равных обсуждают прогресс ребенка — потому что в основе учебного процесса всегда лежит взаимное уважение. Также важно, чтобы школа вовлекала родителей новых детей в школьные мероприятия, создавая комфортную среду для общения с семьями других учеников.
Несмотря на все сложности, связанные с поступлением и обучением в международной школе, плюсы для ребенка очевидны — это и образование по международным стандартам, позволяющее поступить в лучшие вузы мира, и новый опыт, новые друзья, создание новых культурных кодов и многое другое. Чем старше ребенок, тем лучше он сам это понимает — и тем больше сам этого хочет.