Время оплакивать мир и искать новую музыку: в Перми открывается Дягилевский фестиваль
Чайковский, Орф и юбилей Дягилева
Дягилевский фестиваль откроется Шестой симфонией Чайковского, а завершится — постановкой грандиозной мистерии Карла Орфа De temporum fine comoedia. Кажется, Теодор Курентзис оплакивает сегодняшний мир.
Его слова о последней симфонии Чайковского, написанной композитором в год смерти и, собственно, отражающей через музыку состояние перехода в иной мир, сказанные еще в 2017 году, сегодня как никогда актуальны: «То, что я хочу привнести в эту музыку, — не сильные эмоции, не громкость и не безупречная форма. Я хочу привнести в нее «цветок раны» — совершенство церемонии, где собираются 110 музыкантов, чтобы почтить все раны, которые мы переносим, — а не просто дать концерт».
Последний опус Карла Орфа De temporum fine comoedia («Комедия на конец времени») — сочинение крайне любопытное и, в отличие от знаменитой оратории Carmina burana, практически неизвестное. Исполнение De temporum fine comoedia — дело дорогое, хотя бы из-за гигантского оркестра, в составе которого одних только ударных, в том числе редких, около сотни. А кроме того, задействован орган, ансамбль солистов, хор, детский хор и электроника. Можно себе представить колоссальное впечатление, которое произведет эта музыка в интерпретации пассионария Курентзиса в цеховых стенах завода им. Шпагина. Постановкой мистерии занимается режиссер, мультидисциплинарный художник Анна Гусева, а партию сопрано исполнит Надежда Павлова. Уже в июле премьера спектакля De temporum fine comoedia в исполнении Теодора Курентзиса и оркестра musicAeterna пройдет в Зальцбурге — там, где партитура Орфа была исполнена впервые, с великим и ужасным Гербертом фон Караяном за пультом.
Все восемь дней, что будет длиться фестиваль, будет работать и выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения Сергея Дягилева. Шестьдесят графических работ художников-членов объединения «Мир искусства» (того самого, что существовало в России на рубеже XIX и ХХ веков, куда одно время входил сам Дягилев) из собственной коллекции предоставит Пермская художественная галерея.
Стоит отметить, что Дягилевский фестиваль — праздник круглосуточный. Концерты здесь проходят даже ночью и на рассвете: встретить восход на берегу Камы под симфоническую музыку — опыт незабываемый. Полную программу (в нее входят не только концерты, но и трансляции спектаклей и дискуссии в фестивальном клубе) можно посмотреть здесь. Мы же расскажем о событиях, которые точно нельзя пропустить.
Музыкальная программа: в фокусе — новая музыка
«Начинка» фестиваля зачастую не менее интересна, чем концерты оркестра musicAeterna и маэстро Курентзиса. В этом году камерный оркестр Rosarium (коллектив, созданный в Московской консерватории силами факультета старинного и современного исполнительского искусства) представит барочный репертуар, сыграет музыку современников и друзей Баха и Телемана. Сами музыканты musicAeterna сыграют вещи, написанные на заре романтизма и как подводящие итог эпохи: квартет Шуберта «Смерть и девушка» объединили с секстетом Арнольда Шенберга «Просветленная ночь».
Сочинения другого Шуберта, Александра, молодого немецкого композитора, стремительно набирающего популярность, прозвучат вместе с произведениями Дмитрия Курляндского и Янниса Ксенакиса в концерте Московского ансамбля современной музыки. Александра Шуберта любят в российской фестивальной среде за оригинальную и очень талантливо воплощенную технику синтеза музыки и видео. Его сочинения уже исполняли на «Территории» и на «Московском форуме».
Танец/Перформанс: две мировые премьеры
Что касается танцевально-перформативной части фестиваля, то в этом году она заметно усилена — среди прочих проектов запланировано две премьеры.
Первая — перформанс Гоши Рубчинского «Аполлон синий бог», где стихи Никиты Бобкова вступают в диалог с музыкой и пантомимой. Как говорят его авторы, это попытка свести воедино стилистику кабаре вековой давности, клубный театр середины ХХ века и современную электронную музыку.
Вторая — спектакль Кати Бочавар на музыку Алексея Сюмака «Территория Гамлет». На фестивале его впервые покажут в формате live. Вокалистки Ольга Власова, Арина Зверева и Ольга Россини воплощают коллективный образ принца датского. Постановка до сих пор существовала только в видеоверсии. Она создавалась для фестиваля Аллы Демидовой в галерее «На Солянке». Спектакль вдохновлен творчеством Демидовой и посвящен ей же. «В процессе создания «Демидова Фест» я познакомилась с историей удивительного упорства Аллы Демидовой в желании сыграть шекспировского персонажа, мужскую роль, — говорит Катя Бочавар. — Это меня сильно заинтересовало. Захотелось рассмотреть феномен художника, который ищет себя в искусстве через произведение другого художника, навести на этот факт оптику, перевести в отдельное произведение. Мой Гамлет — сосредоточение качеств художника. Он уверенный в правоте и всегда сомневающийся, дурашливый и трагичный, сумасшедший и единственный носитель смысла. Полон жизни, но заглядывает по ту сторону бытия».