NFT-мошенничество и домино королевы Виктории: новости арт-рынка
Культурные связи и скандал с русским авангардом
В конце мая правительство России одобрило предложение МИДа расторгнуть меморандум с США о взаимопонимании в области культуры, гуманитарных и общественных науках, образования и СМИ. Этот документ был подписан в сентябре 1998 года в том числе для поощрение развития культурного обмена.
Накануне прошедшего 1 июня аукциона, посвященного искусству модернизма, кельнский аукционный дом Van Ham снял с продажи девять произведений русского авангарда, включая работы Эль Лисицкого, Любови Поповой, Ильи Чашника и Аристарха Лентулова. Согласно Frankfurter Allgemeine, у местной полиции возникли подозрения в аутентичности произведений. Сомнения вызывает провенанс работ: в свое время они принадлежали берлинскому арт-дилеру Курту Бенедикту. В 1990 году несколько произведений из его собрания были признаны подделками. Снятые с продажи лоты в Кельне будут переданы экспертам для дальнейшей проверки. Одной из самых дорогих работ прошедшего аукциона стала картина Алексея Явленского «Вариация», ушедшая за €132 000.
Предстоящие аукционы: Ив Кляйн и ранний Гойя
В конце июня Christie’s впервые выставит на торги «Антропометрию синего периода (ANT 124)» Ива Кляйна с эстимейтом в $30 млн. Эта абстракция — одна из наиболее масштабных (1,5 х 3,3 метра) работ серии, положившей начало экспериментам художника с синим цветом. Свой фирменный оттенок синего Ив Кляйн запатентовал как раз в 1960 году при создании серии. «Антропометрии» радикально сблизили изобразительное и перформативное искусство: для создания своих полотен Кляйн использовал так называемые «живые кисти» — покрытых краской обнаженных моделей, которые при движении оставляли на холстах причудливые узоры. «Антропометрия синего периода (ANT 124)» происходит из собрания Вернера и Аниты Руно. Несколько десятилетий картина не покидала коллекции, появившись лишь на знаковой ретроспективе Кляйна в Центре Помпиду в 2006 году. Текущий ценовой рекорд на произведения художника составляет $36,6 млн (он был установлен на Christie’s в 2012 году).
Sotheby’s планирует продать принадлежавший английской королеве Виктории футляр, украшенный эмалью и жемчугом, с набором для игры в домино. Эстимейт лота, который будет пущен с молотка 5 июля в Лондоне, составляет £250 000—400 000. Игра в домино была одним из любимых хобби королевы, утверждает аукцион, и как аргумент приводит тот факт, что в своих дневниках Виктория упоминает это занятие порядка 40 раз.
Вместе с футляром домино до 15 июня в выставочных залах Sotheby’s на Бонд-стрит можно увидеть подборку портретов всех английских королев. Совсем молодая Виктория представлена портретом кисти Джорджа Хейтера, а Елизавета II, к платиновому юбилею которой приурочен проект, — новым фотопортретом Криса Левайна. Шелкографию Уорхола с изображением Елизаветы II Sotheby’s продал в марте этого года за £327 600.
Ранняя работа Франсиско Гойи будет продана на торгах мадридского аукционного дома Alcalá Subastas со стартовой ценой €2 млн. Речь идет о написанной приблизительно в 1775 году картине под названием «Апостол Сантьяго и его ученики, поклоняющиеся Богородице в столпе огня». Довольно скромная оценка для работ художника, аукционный рекорд которого составляет $7,4 млн, объясняется тем фактом, что произведение не может быть вывезено за пределы Испании. Сюжет картины близок «Явлению Богородицы в столпе огня» из коллекции Национального музея искусства Каталонии.
Итоги благотворительных торгов Cosmoscow и новая ярмарка в Петербурге
Суммарная выручка по итогам прошедшего 5 июня в Доме творчества Переделкино благотворительного аукциона фонда поддержки современного искусства Cosmoscow составила более €75 000. Топ-лотом стала работа Кирилла Манчунского «9 окурков и ромашка», ушедшая с молотка за €9 000. Вырученные средства распределят между художниками, чьи работы выставлялись на продажу студией «Новые городские художники», которая поддерживает авторов с ментальными особенностями, и фондом Cosmoscow — он направит их на реализацию образовательных программ. На открытии предаукционной выставки были объявлены «Художник года» (Валерий Чтак), «Музей года» (Государственный Эрмитаж) и «Институция года» (новосибирский Центр культуры ЦК19). Десятая ярмарка Cosmoscow пройдет 15—17 сентября этого года.
В рамках Петербургского международного экономического форума с 16 по 19 июня в выставочном зале «Манеж» впервые пройдет ярмарка современного искусства «1703». Пространство ярмарки будет поделено на три секции — «Галереи», «Коллекции» и «Цифровое искусство». Галереи-участники приглашались в индивидуальном порядке и не платили взнос за участие.
Запреты и отмена ограничений на мировом арт-рынке
В США в прошлом месяце перестали действовать временные послабления в отношении процедуры диаксации (частичной распродажи музейных фондов). Они были введены Ассоциацией директоров художественных музеев в 2020 году, в разгар пандемии коронавируса. Сделано это было для того, чтобы музеи могли продавать отдельные работы, а средства направлять на покрытие издержек, связанных с COVID-19. Эти послабления способствовали поляризации американского музейного сообщества: главным предметом споров, длящихся и по сей день, является отношение к музейным шедеврам как к своего рода финансовым активам.
Вместе с тем городской совет Нью-Йорка в начале мая отменил ряд ограничений, связанных с деятельностью аукционных домов. В частности, с середины июня им не нужно будет получать специальную лицензию от городских властей. Более существенным новшеством является разрешение делать так называемые «фантомные ставки» (ставки от лица аукционного дома, если желающих купить лот не находится в зале) даже после достижения резервной цены (раньше это было возможно лишь до ее достижения). Саму же резервную цену аукционы больше не обязаны ни озвучивать, ни указывать в каталогах. Все эти послабления городской совет Нью-Йорка объясняет стремлением помочь аукционам на фоне разрушительных последствий пандемии.
NFT: новые взломы и судебные разбирательства
Бывшему руководителю одного из отделов NFT-платформы OpenSea предъявлены обвинения в совершении мошеннических сделок с использованием инсайдерской информации. По данным ФБР, Натаниэль Честейн приобретал работы тех цифровых художников, чьи профайлы должны были на следующий день отображаться на стартовой странице платформы. Это значит, что он покупал их до очередного скачка цен, а затем выгодно перепродавал.
Очередной хакерской атаке подверглись серверы NFT-студии Yuga Labs. В результате взлома были похищены активы общей стоимостью 200 ETH (примерно $360 000). Это третья по счету фишинговая атака на Yuga Labs за последние несколько месяцев. По данным американской Федеральной торговой комиссии по защите прав потребителей, с начала прошлого года потери в криптовалюте в результате мошеннических действий составили примерно $1 млрд.