Мигрант-подросток Нурбек (Эржан Даулетбеков) просыпается в пустом контейнере. Снаружи суета полицейской облавы: правоохранители выстроили мигрантов в ряд и допрашивают одного за другим. Многие из них не знают русского языка, у большинства нет с собой документов. Так молодой человек вместе с товарищами по несчастью оказывается в «плену» — первый, но не последний раз за время своего нелегкого путешествия. С первых минут фильма зритель знакомится с теневой стороной городской жизни. Полицейский недолго думая может «сдать» мигрантов авторитетному бандиту — ничего личного, просто бизнес.
Нурбек поступает в распоряжение Авторитета (Орозбек Аманбаев). Тот использует парня как продавца на рыночной точке. В дальнейшем Нурбек оказывается втянут во внутренние бандитские разборки между разными группировками, которые сражаются за влияние. Герои будут преимущественно молчать или изъясняться односложно: вместо слов на первый план выйдет оружие.
Несмотря на классический 90-минутный хронометраж, «Нелегал» — весьма неторопливое кино. Дмитрий Давыдов не спешит раскрывать все карты; словно игрок в покер за карточным столом, режиссер до последнего скрывает истинный расклад, мотивы путешествия главного героя. Нурбека практически никто ни о чем не спрашивает — в свою очередь, и он не особо распространяется о том, что ищет и куда идет. Впрочем, молодой человек, возможно, и сам этого не осознает, действуя, как правило, интуитивно.
От предыдущего проекта Давыдова — ленты «Пугало», победившей на «Кинотавре» в прошлом году, — «Нелегал» будто стоит максимально далеко. Здесь совершенно другие интонации и акценты; перед нами максимально коммерческое кино, в отличие от того же «Пугала» — с его шаманской мистикой, национальным колоритом и загадочной якутской душой. Новый проект Давыдова ближе к аутентичности «Продуктов 24» Михаила Бородина (история о гольяновских «рабах», основанная на реальных событиях) — та же скованность героев, деление на черно-белый мир без серой морали и поиск возможностей для освобождения и нормальной жизни.
В ходе своего путешествия Нурбек проходит несколько стадий — от молчаливого индивида, лишенного права даже на элементарные вопросы в присутствии «старших», до самостоятельного субъекта, полностью отвечающего не только за себя, но и за тех, кто помог ему встать на ноги. Давыдов весьма нетривиально подходит к истории взросления, показывая превращение мальчика в мужчину. Режиссер позволяет Нурбеку оставаться сложным, неоднозначным персонажем, про которого невозможно будет к финальным титрам сказать, хороший он или плохой. За черно-белым миром героев и злодеев он лишь наблюдает, но не становится его частью, не принимает правила навязываемой игры.
Наиболее фактурная, живописная часть фильма — знакомство Нурбека с охотником в лесах Якутии (эту роль сыграл Степан Бурнашев старший, отец якутского режиссера Степана Бурнашева; всех остальных сыграли непрофессиональные актеры). Именно здесь происходят важнейшие изменения в жизни героя — получение новых умений и навыков, формирование крепких социальных связей и возникновение чувств и эмпатии по отношению к старому охотнику. По канонам «Тысячеликого героя» Джозефа Кэмпбелла Нурбек проходит своеобразные испытания, ведомый метафизическим призывом продолжать свой путь.
Интересен и подход к языковой составляющей фильма. В отличие от предыдущих работ Давыдова «Нелегал» — не столько якутское кино, сколько российское, многонациональное. В кадре появляются персонажи, которые говорят на русском, якутском, киргизском и даже армянском языках. Путешествие Нурбека проходит сквозь разные культуры и диалекты, но это не мешает ему налаживать коммуникацию со всеми, кто встречается на пути. За единственным исключением в лице сотрудников правопорядка — на дежурные вопросы о документах и целях пребывания у молодого мигранта, при всем обаянии и харизме, нет нужных ответов.
К сожалению, многое в «Нелегале» не найдет понимания у широкой аудитории. Например, Нурбек отчего-то ищет родственников именно в Якутии. Дело в том, что киргизская диаспора — одна из наиболее многочисленных в этом регионе России. Именно туда, помимо двух столиц, переселяются киргизы целыми семьями. Однако Давыдов никак не проговаривает этот момент для зрителей. Подобных белых пятен в фильме предостаточно, потому и мотивы главного героя остаются не вполне конкретными.
Тем не менее новый фильм одного из главных якутских режиссеров нашего времени — завораживающая картина, оставляющая простор для разнообразных трактовок. Таких картин в отечественном кинематографе остается все меньше и меньше, быть может, это и к лучшему, что «Нелегал» — столь пространное, нечеткое кино. Поиски мальчиком фигуры отца закаляют его, формируют самобытное «Я», превращают его самого в личность, способную принимать решения и нести ответственность. Но что если весь фильм — метафора поиска бога на земле, представленного в трех ипостасях? В таком ракурсе, казалось бы, обычное роуд-муви превращается в глубокую философскую притчу.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора