К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Операция «Мясной фарш»: военная драма про гениальный обман

Кадр из фильма «Операция "Мясной фарш"»
Кадр из фильма «Операция "Мясной фарш"»
28 апреля в прокат вышел «Операция «Мясной фарш», фильм про самый дерзкий план по дезинформации в истории Второй мировой войны. О чем на самом деле это кино — рассказывает кинокритик Иван Афанасьев

В 1943 году немецкие войска были еще достаточно мощны и обладали внушительными ресурсами для наступления и контроля захваченных территорий. Гитлер держал танковую дивизию для решающей битвы на Курской дуге, которая могла преломить ход Второй мировой войны. Объединенные силы стран Оси занимали Сицилию, важнейший плацдарм для вторжения войск союзников при освобождении Европы. Операция по захвату итальянского побережья была необходима для обеспечения свободного плавания в водах Средиземного моря британских и американских кораблей, но при существовавших на тот момент условиях она превратилась бы в кровопролитную мясорубку, а победа была бы достигнута ценой жизней сотен тысяч солдат. В то время капитан первого ранга Ивен Монтегю, служивший в отделе военно-морской разведки Британского адмиралтейства при кабинете Уинстона Черчилля, предложил дерзкий, почти фантастический план по дезинформации противника с целью сорвать успешную оборону Сицилии. Труп бездомного, «превращенный» в майора разведки, предполагалось подбросить к берегам Испании, а секретные документы при нем о фальшивом вторжении союзников в Грецию — на стол к Гитлеру.

Все это звучит, как готовый материал для кинофарса в духе «Смерти Сталина», а сама затея вызывает в памяти знаменитую реплику из «Большого Лебовски»: «Великолепный план, надежный как швейцарские часы». Но «Операция «Мясной фарш» — совсем не комедия, даже не с приставкой «траги». 

Было бы ошибкой во времена вынужденного «малокартинья» пропустить такое небезынтересное кино

Фильм основан на реальных событиях, описанных в книге «Человек, которого не было» за авторством все того же сэра Ивена Монтегю (в 1956 году, спустя три года после выхода, ее впервые экранизировали). Но идея о том, как мир от Гитлера спас вовремя подброшенный в нужное место труп, звучит настолько невероятно, что еще на этапе прочтения синопсиса можно начать нервно хихикать. И это нормально, равно как и похожая реакция на название картины и самой операции: в том была и идея, чтобы возможные двойные агенты, услышав словосочетание «Операция «Мясной фарш» (придуманное в честь «главного героя» — трупа), прыснули от смеха в рукав британского кителя и пошли дальше шпионить, обойдя стороной очевидную «утку».

 

К сожалению, такая обертка фильма для потенциального зрителя может послужить поводом пройти мимо — кому сейчас хочется смотреть британское кино про дезинформацию на войне? И тем не менее было бы ошибкой во времена вынужденного «малокартинья» пропустить такое небезынтересное кино.

Поначалу фильм напоминает картины по сценариям Аарона Соркина: в дотошно воссозданных интерьерах красиво одетые герои элегантно и много общаются, рассказывая об одной из самых невероятных афер в истории. Это кино про войну, в котором войны, по сути, почти нет — практически все боевые действия остаются за кадром, а те, что есть, не составляют жанровый аттракцион и работают скорее иллюстративно. Литературная основа чувствуется во всем, и авторы (режиссер «Влюбленного Шекспира» Джон Мэдден и сценаристка «Мастеров секса» Мишель Эшфорд) даже не пытаются ее маскировать. Сюжет «Операции «Мясной фарш» идеально подходит для документальной картины, и такая действительно была создана Би-би-си в 2010 году по книге Бена Макинтайра. Что же к ней может прибавить художественный фильм? Людей.

 

Книга Макинтайра и фильм Би-би-си были в первую очередь про сам план: с большой вводной о предшествовавших событиях в истории, очень подробным ходом операции, играх шпионов в тылу врага и статистикой. Все это в фильме Джона Мэддена тоже есть, но в значительно меньшей степени: он сосредотачивается на жизни тех, кто этот план воплотил в жизнь. Ему почти удается усидеть на двух стульях: внятно рассказать историю и раскрыть своих персонажей. Временами, особенно во второй половине фильма, начинается легкий сумбур: зритель путается в именах двойных агентов, офицеров и других лиц, которые возникают в сюжете буквально из ниоткуда, чтобы исчезнуть в никуда, обеспечивая попадание чемоданчика с заветными документами в ставку Гитлера. Тем не менее все самое важное авторы проговаривают, хотя это и сводится к именно что «проговариванию».

Очевидно, для Мэддена, пришедшего из театра, интереснее не копаться в фактах и таблицах, а рассказывать о человеческих судьбах. В его предыдущем фильме, «Опасная игра Слоун», посвященном жизни лоббистки, выступавшей за ограничение свободы покупки и применения оружия в США, было куда меньше, собственно, политики, чем разговора о том, как глобальные события влияют на самих людей. Так и здесь — война в «Операции «Мясной фарш» как бы не существует для распивающих шампанское членов оргкомитета по разработке плана. По крайней мере, так может показаться в начале, закадровый голос на это даже не раз намекает.

На самом деле, все куда сложнее: герои фильма — люди, которых война тоже затронула, хоть и по касательной. У капитана Монтегю семья эмигрировала в безопасное место (плюс есть тайна, связанная с родным братом, но обойдемся без спойлеров). У его ближайшего соратника, лейтенанта разведки Чарльза Чолмондели, на фронте младший брат. Сам он, живущий с матерью, страдает от мысли, что, находясь в комфортных и безопасных лондонских интерьерах, «отсиживается». Секретарь MI5 Джин Лесли, фотография которой стала прообразом «невесты» для поддельного трупа, тоже ждет с войны пока не возлюбленного, но ухажера, разрываясь между ним и чувствами к Монтегю. Сам капитан тоже слегка влюбляется в свою коллегу, несмотря на наличие супруги, — и его конкурентом за сердце мисс Лесли становится Чолмондели.

 

Может показаться, что этот странный любовный треугольник, так и не выходящий за пределы платонических отношений, введен в фильме для галочки, а прагматичный каст в лице сразу двух исполнителей роли мистера Дарси (Колин Ферт и Мэттью Макфэдьен) введен, чтобы растопить женские сердца. На самом деле, эта конструкция — важнейшая в фильме. «Операция «Мясной фарш» — кино не столько про войну, сколько про разум и чувства. Недаром через весь фильм проходит сквозной линией лейтмотив веры. К финалу операции, которая могла состояться лишь при удачном стечении всех нужных обстоятельств (читай — при благословении бога), все герои, включая наименее религиозных, складывают руки в молитве.

«Операция «Мясной фарш» убедительно показывает, что ум, изобретательность и эмпатия всегда одержат верх над глупостью и бездумной агрессией

Нацистская Германия появляется лишь в виде тех самых двойных шпионов, а Гитлер — как фигура из кинохроники, но всем очевидно, что герои борются с абсолютным злом, которое остается для них, сидящих в тылу, незримым. Борьба с невидимым врагом требует искренней веры — в себя, в окружающих, в даже очень далеких людей. Пока солдаты на фронте готовятся к штурму итальянских берегов, надеясь, что разведка сможет помочь им, тайные силы должны сделать все, чтобы их безумный план состоялся. 

«Операция «Мясной фарш» убедительно показывает, что ум, изобретательность и эмпатия всегда одержат верх над глупостью и бездумной агрессией. И это заставляет вернуться нас к литературе, лежащей в основе фильма: по сути, главные герои — творческие люди, которые буквально сочиняют мир, в который врагу предстоит поверить. Это подчеркивает довольно смешной диалог между лейтенантом Чолмондели и его собеседником:

— Они теперь повсюду!

— Кто? Немцы?

 

— Да нет. Писатели!

Недаром один из второстепенных персонажей, тоже участник «заговора», — Ян Флеминг, будущий автор романов о Джеймсе Бонде. Именно он предложил идею дерзкого плана, которую подхватили его коллеги. Написав историю несуществующего майора, «воскресив» никому не известного бездомного, которому позже даже устроят пышные похороны в Испании, участники операции буквально сделали из него героя. Сам Чолмонделли позже сядет на подводную лодку, в которой привезут труп с документами к берегам Испании, чтобы «проводить» его в последний путь и воздать должное. Что уж говорить о том, что сама идея операции появилась из-за стремления сохранить в живых солдат, участвующих в операции на Сицилии. Ведь важно всегда — и в мире, и на войне — помнить о том, что человеческая жизнь превыше всего. Даже та, что уже покинула этот мир.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+