К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Пришельцы, роботы и временные петли: 10 лучших фильмов про будущее

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию»
Кадр из фильма «Бегущий по лезвию»
Роботы и люди в постапокалипсисе; земляне, что отправляются бороздить космические просторы Вселенной, путешествия во времени, которые могут изменить прошлое, — Forbes Life собрал подборку лучших фантастических фильмов про будущее о космосе, других мирах и внеземных технологиях
«Финч»

«Финч»

Finch
Год: 2021

Несмотря на относительно новый релиз, лента «Финч» с Томом Хэнксом, вышедшая эксклюзивно на Apple TV+, заслужила высокую оценку зрителей и благоприятные отзывы прессы, потому и оказалась в этом списке. Американский постапокалиптический роуд-муви, в центре которого инженер робототехники по имени Финч, путешествующий по городам бывшей сверхдержавы. На территории всей Северной Америки бушуют пыльные бури, оставшемуся в живых населению следует прятаться от прямых солнечных лучей — озонового слоя больше нет, под лучами солнца можно умереть или по крайней мере, получить заряд радиации. Смертельно больной инженер переживает, что, когда его не станет, о его преданном псе некому будет позаботиться. Для надзора за любимой собакой, напоминающей ему о близких, Финч собирает человекоподобного робота.

Полнометражная лента Мигеля Сапочника («Потрошители», «Настоящий детектив») — пример редкого поджанра фантастики с «человеческим лицом». Здесь в центре внимания не удивительные внеземные технологии, не путешествия во вселенной и не какие-то фокусы со временем и пространством. Это душещипательная история о, казалось бы, банальном человеческом надломе. На экране довольно быстро возникает химия — да, между человеком и роботом. Перформанс Калеба Лэндри Джонса, сыгравшего неодушевленный механизм с помощью технологии захвата движения, крайне убедителен и заслуживает особого внимания. Будущее неизменно наступит, но оставаться человеком, способным доверять и открыться миру, следует всегда. Этому нас и учит «Финч» — футуристическое приключение человека и собаки, путешествующих по США.

«Прибытие»

«Прибытие»

Arrival
Год: 2016

Фантастика умиротворения и созерцания, представленная режиссером Дени Вильневым («Убийца», «Дюна»), — еще один фильм с высоким рейтингом в подборке. На Землю прилетели неопознанные летающие объекты, чем сильно встревожили население планеты. Цели неизвестных пришельцев не ясны, но люди, руководствуясь здравым смыслом, решили все-таки привести армию в боевую готовность. Лучшие ученые Земли пытаются разобраться, как выстроить коммуникацию с внеземным разумом. За помощью мировое правительство обращается к физику Яну Доннели (Джереми Реннер) и лингвисту Луизе Бэнкс (Эми Адамс). Будущее человечества отныне в руках у пары ученых-энтузиастов.

Картина Вильнева поразила критиков и зрителей необыкновенным сочетанием панорамных пространств гигантских летающих кораблей и интересным ракурсом, под которым рассматривался вопрос пресловутого контакта с инопланетной цивилизацией. Попытка наладить социальную коммуникацию с существами, во много раз превосходящими людей по уровню развитие, таит в себе страх, сплетенный с любознательностью. «Прибытие», помимо всего прочего, повлияло на реальных филологов и лингвистов всего мира. Их знания и умения после выхода фильма стали цениться в обществе куда больше. В конце концов нет у человека навыка важнее, чем способность слушать и слышать — в том числе тех, кто говорит на внеземном диалекте.

«Грань будущего»

«Грань будущего»

Edge of Tomorrow
Год: 2014

Фантастическое кино про будущее, в котором людям приходится сражаться с инопланетными захватчиками, от режиссера Дага Лаймана («Локдаун», «Поступь хаоса»). В главных ролях этого знаменитого «зацикленного» боевика — Том Круз и Эмили Блант. В недалеком будущем жутко воинственная раса инопланетян атакует планету Земля. Никто из обыкновенных армий человечества не может противостоять их мощи. В бою умирает и майор Уильям Кейдж,  но попадает во временную петлю. Снова и снова он начинает один и тот же бой, но с течением времени разбирается, где у инопланетян слабые места и как человечеству эффективно противостоять вторжению, отбросив врага с Земли.

Даг Лайман мастерски работает с закольцованными сюжетами, и «Грань будущего» стала вершиной его профессионализма. Персонаж фильма, имеющий почти неограниченный запас жизней, должен прожить их с пользой для всего человечества. Своего рода «День сурка», перенесенный в сеттинг битвы с пришельцами, привлекает не только увлекательным сюжетом, что держит в напряжении. Концепция, в которой будущее планеты зависит от не слишком идеального воина (герой Тома Круза большую половину фильма ведет себя как трус), как минимум нетривиальна. Зрители наблюдают за преображением личности в условиях перманентной угрозы смерти.

«Интерстеллар»

«Интерстеллар»

Interstellar
Год: 2014

Фантастический блокбастер от мэтра Кристофера Нолана («Дюнкерк», «Начало»). Главный герой — астронавт Купер, которого играет Мэттью МакКонахи, — отправляется в космическое путешествие. На земле у него остались дети, а в космосе — важнейшая цель по спасению человечества. Исследовательская миссия, которую он возглавляет, должна обнаружить планету, пригодную для жизни, в таинственной червоточине — землянам нужно куда-то переселяться, на родной планете продовольственный кризис.

Уникальная в своем роде картина, объединяющая сложные теории из физики высшего порядка (фильм действительно основан на научных исследований пространственно-временного континуума и теории относительности Кипа Торна) и базовые общечеловеческие понятия, такие как безотносительность любви и истинный героизм. Кристофер Нолан сумел объединить научно-популярное кино с головокружительным приключением, постоянно балансируя на грани реальности. После премьеры «Интерстеллар» довольно быстро превратился в классику sci-fi, заслужив звание самого важного научно-фантастического фильма в XXI веке.

«Дитя человеческое»

«Дитя человеческое»

Children of Men
Год: 2006

Фантастическая антиутопия неземной красоты от режиссера Альфонсо Куарона («Рома», «Гравитация»), снятая трехкратным лауреатом премии «Оскар» Эммануэлем Любецки («Выживший», «Бердмэн»). События разворачиваются в конце 2020-х: на Земле массово перестают рождаться дети, поэтому человечество в скором времени может исчезнуть. Страны делят ресурсы, преступные планы выходят на поверхность. Одинокая беременная женщина в Лондоне — возможно, последняя надежда человечества. Политический активист Тео (Клайв Оуэн) должен вывезти ее из страны в одно из лучших медицинских учреждений в медленно умирающем мире.

Вероятно, один из главных фантастических проектов в фильмографии Куарона. Мир антиутопического постапокалипсиса представлен в темных и безрадостных красках. История насыщена длинными кадрами, снятыми без склеек. Не забывает режиссер и о моральной стороне вопроса — визуально притягательная научная фантастика, события которой разворачиваются в недалеком будущем, точно говорит и о настоящем. В конце концов Земля, подошедшая к финальной черте из-за экологического упадка, кризиса миграции и множества бессмысленных войн, — слишком знакомая ситуация второй половины 2010-х. Так, «Дитя человеческое» превращается в настораживающее пророчество.

 «Эквилибриум»

«Эквилибриум»

Equilibrium
Год: 2002

Футуристическая антиутопия от сценариста и режиссера Курта Уиммера («Ультрафиолет», «Дети кукурузы»). В мире будущего главная опасность — эмоции. Люди, которые открыто выражает их, подвергаются самому строгому наказанию — смерти. Именно из-за эмоциональности человечество развязывало войны, которые отбрасывали прогресс на десятки лет. Искусство, книги, музыка — культура, пробуждающая в нас эмоции, — объявлена вне закона. Чтобы не чувствовать, люди будущего принимают специально разработанные лекарства. Джон Престон (Кристиан Бэйл) — агент правопорядка на службе системы, что сражается с Сопротивлением. Это горстка людей, укрывающихся в Старом городе и хранящих предметы культуры прошлого. После одного из рейдов Престон забывает принять лекарство и начинает… чувствовать.

Картина, не собравшая в мировом прокате и половины своего бюджета, через десятилетие обрела статус культовой в среде фанатов фантастики. История агента, который восстает против системы, взрастившей его, — чистый Замятин, Брэдбери и Хаксли в одном флаконе. Антиутопия об удержании власти с помощью одного простого правила — более наглядной метафоры тоталитаризма трудно представить. Актерский талант и выдержка Кристиана Бэйла — один из важнейших компонентов успеха этой картины наравне с удивительной для начала 2000-х хореографией боевых сцен, в которых переплетены единоборства и перестрелки на пистолетах.

«Гаттака»

«Гаттака»

Gattaca
Год: 1997

Фантастика о безупречном мире будущего, в котором (почти) все живут счастливо. Во всем «виновата» генетика, что программирует судьбы людей с младенчества. Эмоциональность на Земле будущего к добру не ведет, в связи с чем люди, рожденные с проблемами здоровья, обречены жить в вечной тревоге и опасности. Таков, например, Винсент Фриман (Итан Хоук) — человек с так называемым ярлыком непригодности (у него обнаружили порок сердца). Чтобы разрушить негативные последствия этого статуса, Винсент идет на хитрость и приобретает фальшивую личность. Постепенно он надеется стать уважаемым членом аэрокосмической корпорации «Гаттака» — Фриман мечтает стать астронавтом, а в компании как раз планируют рейс на планету Титан.

Режиссерский дебют новозеландца Эндрю Никкола («Время», «Оружейный барон») предлагает взглянуть на модель будущего, в которой победили идеи евгеники. Когда-то ими увлекался Адольф Гитлер, но ни к чему хорошему расовая сегрегация не привела. В мире Никкола люди стали «правильными» (богатыми и умными) и «неправильными» (слабыми, бедными, подверженными болезням). Будущее, подчиненное генной инженерии, наступило в кино в конце 90-х, а в нашей действительности — совсем недавно. Таким образом, «Гаттака» превратилась в пророческую, пусть и гипертрофированную историю — эксперты из NASA, проанализировав упомянутые в фильме теории, похвалили сценарий картины за достоверность. Несмотря на провал в прокате, лента Никкола обрела армию поклонников по всему миру.

«12 обезьян»

«12 обезьян»

Twelve Monkeys
Год: 1995

Детективная фантастическая лента от Терри Гиллиама («Монти Пайтон и Священный Грааль», «Король-рыбак»), которая неизменно входит в топ фильмов про будущее. В 2035 году таинственный вирус за короткий промежуток времени уничтожает 5 млрд человек, практически 99% населения планеты. Чудом оставшиеся в живых вынужденно прячутся под землю, выбираясь на поверхность в самых крайних случаях. Ученые будущего отправляют избранного (им оказывается уголовник Джеймс Коул, которого играет Брюс Уиллис) в прошлое на машине времени, предлагая тому амнистию в случае успешного выполнения задания. А должен он ни много ни мало спасти человечество — найти источник вируса в 1996-м и разобраться, как с заражением планеты связана загадочная группировка «12 обезьян».

В запутанной истории Гиллиама трудно разобраться в начале — нелинейная структура и эксцентричная парочка главных героев (Брюс Уиллис и Брэд Питт) сбивают с толку. Визуальный стиль режиссера, состоящий из сочных красок, голландских углов и внеземной эстетики, работает на создание атмосферы ирреальности происходящего. Грани прошлого, настоящего и будущего стираются на ходу — к середине истории причина превращается в следствие (и наоборот) этой мистической антиутопии о жизни, смерти и морально-нравственных ценностях. Поразительно, но задолго до «Заражения» Содерберга Терри Гиллиам продемонстрировал главный страх человечества 2020-х — жизнь в эпоху глобальной пандемии.

«Бегущий по лезвию»

«Бегущий по лезвию»

Blade Runner
Год: 1982

На Земле 2019 год — не самое далекое, но будущее (в частности, для создателей фильма в начале 80-х). Детектив Рик Декард (Харрисон Форд) из полиции Лос-Анджелеса разыскивает группировку киборгов, сбежавших из космической колонии. Со временем становится ясно, что Декард ищет репликантов — человекоподобных биороботов, созданных для выполнения опасных работ. Чтобы определить, кто перед ним, Декард использует специальный тест на эмпатию — способностью к сопереживанию репликанты не обладают. Постепенно герой (вместе с ним и зритель) начинает сомневаться, не репликант ли он сам.

Бессмертная классика футуристического кино от Ридли Скотта («Чужой», «Гладиатор»), что время от времени попадает во всевозможные рейтинги фантастики. Фильм с тяжелой судьбой: провал в прокате, гнев критиков, реабилитация через несколько десятилетий и культовый статус среди поклонников фантастических картин. История «Бегущего по лезвию» стала отправной точкой для нескольких поколений режиссеров, авторов аниме и сценаристов видеоигр. Визуальное новаторство вместе с философскими загадками, на которые главный герой не может найти ответ, — сюжет черпает главные вопросы бытия из романа Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» — сделало ленту Ридли Скотта поистине легендарным художественным произведением.

«2001 год: Космическая одиссея»

«2001 год: Космическая одиссея»

2001: A Space Odyssey
Год: 1968

Группа астронавтов отправляется к таинственному объекту в районе Юпитера, под воздействием которого герои оказываются в уголках Галактики, где не ступала нога человека. Их исследовательская миссия под угрозой, поскольку против покорителей космоса с планеты Земля восстает искусственный интеллект — знаменитый суперкомпьютер HAL-9000, изображение которого на долгие годы становится визитной карточкой «Космической одиссеи». Умнейшая из существующих в кадре технологий начинает охоту за людьми, убивая астронавтов одного за одним.

Важнейший sci-fi фильм в истории кино и, конечно, главная картина в фильмографии Стэнли Кубрика («Сияние», «Цельнометаллическая оболочка») — мастера самых разных жанров и форматов. История, посвященная будущему и изменившая представления о футуристическом кино и восприятии спецэффектов. «Космическая одиссея» снята без компьютерной графики, однако и через 50 лет кино способно по-настоящему удивить даже самого внимательного зрителя изысканной комбинацией визуальной эстетики и бескрайних космических просторов. Недаром американская киноакадемия присудила фильму «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. Сценарий картины основан на рассказе «Часовой» писателя-фантаста Артура Кларка — Кубрик адаптировал его под 2,5-часовой хронометраж.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+