Искусство на свалке и $20 млн за NFT для метавселенной: новости арт-рынка
Майские аукционы
В преддверии майских торгов, когда аукционные дома по традиции выставляют на продажу шедевры импрессионизма, модернизма и современного искусства, The Art Newspaper задается вопросами: подходящее ли сейчас время, чтобы предлагать коллекционерам работы за десятки и сотни миллионов долларов, когда от рынка отрезаны российские покупатели-миллиардеры? Однозначный положительный ответ издание подкрепляет уверенностью в оптимизме как продавцов, так и покупателей — основанием для него служат выводы ежегодного отчета Art Basel/UBS, свидетельствующие о возвращении рынка к допандемийным показателям.
Еще один аргумент The Art Newspaper в пользу того, что главные топ-лоты, включая оцененную в $200 млн «Простреленную шалфеевую Мэрилин» Уорхола на Christie’s, не останутся непроданными — произошедший за последний год рост числа миллиардеров на 660 человек. По мнению автора статьи, для них покупка шедевра Моне или Бэкона — это отличный способ войти в привилегированный круг. И шелкография Уорхола может сработать как никакая другая работа. «Мэрилин» была создана в пяти экземплярах разного цвета, и тот, кто купит шалфеевую версию, поставит себя в один ряд с Питером Брантом, Стивом Коэном (№10 в рейтинге богатейших инвесторов Америки 2016 года, $1,2 мрд) и другими миллиардерами.
Christie’s выставит на продажу рисунок Микеланджело XV века «Обнаженный юноша (по мотивам Мазаччо) в окружении двух фигур». По всей видимости, это один из самых ранних среди дошедших до наших дней эскизов мастера с изображением обнаженной мужской натуры. В последний раз рисунок продавался в Париже в 1907 году торгах Hôtel Drouot в качестве работы школы Микеланджело. В 2019 специалист Christie’s увидел в рисунке руку самого мастера. Атрибуцию подтвердили другие эксперты. «Обнаженный юноша» будет выставлен на парижские торги 18 мая с эстимейтом в €30 млн.
На женевский ювелирный аукцион Christie’s выставлен «Бриллиант Красного Креста». Оценочную стоимость этого уникального желтого камня огранки «кушон» весом 205,07 каратов аукционный дом не разглашает, зато выручку обещает отправить в пользу Международного комитета Красного Креста. Алмаз был найден в южноафриканской шахте De Beers в 1901 и весил примерно 375 каратов. В 1917 году уже ограненный бриллиант с изображением мальтийского креста на павильоне впервые появился на лондонских торгах Christie’s в 1918 году. В пересчете на сегодняшние деньги тогда он ушел с молотка за €600 000. В 1973 году он был выставлен на продажу Christie’s в Женеве. Новый владелец заплатил за него CHF 1,8 млн. В этот раз камень появляется на торгах в третий раз за 104 года.
Sotheby’s пробует отвоевать у Christie’s рекорд на синие бриллианты (он был установлен в мае 2016 года по итогам продажи за $57,5 млн «Синевы Оппенгеймера» весом 14,62 каратов). На предстоящие майские торги Sotheby’s выставляет «Голубой Куллинан De Beers». Этот камень весит больше «соперника» (15,10 каратов), а эстимейт ($48 млн), вероятно, немного занижен из расчета на более громкий рекорд. Геммологический институт Америки (GIA) уже признал «Куллинана» самым большим в истории ярко-голубым беспорочным бриллиантом ступенчатой огранки.
Кроме того, Sotheby’s впервые выставит на продажу написанный Пабло Пикассо портрет его возлюбленной и музы Мари-Терез Вальтер («Лежащая обнаженная», 1932 год). Эстимейт картины из частного собрания — владелец приобрел ее в 2008 году — составляет порядка $60 млн. Полотно появилось на пике творчества Пикассо и его романа с 23-летней Вальтер, когда художник впервые начал подводить промежуточные итоги: задумался о первой крупномасштабной ретроспективе и выпуске каталога-резоне. В ходе вечерних нью-йоркских торгов Sotheby’s, также намеченных на середину мая, аукционный дом планирует установить ценовой рекорд на работы Филипа Гастона. Его абстракция 1958 года под названием «Нил» оценена в $20-30 млн (текущий рекорд держится на отметке в $25,8 млн с 2013 года).
Главные покупки и продажи
В октябре прошлого года подборка из 11 работ Пабло Пикассо (картины, рисунки, керамика), которые украшали собой отель-казино Bellagio (Лас-Вегас) компании MGM Resorts, были распроданы за $108 млн. На днях стало известно, как MGM Resorts распорядилась вырученными средствами. Следуя примеру крупнейших музеев, она осовременила свою корпоративную коллекцию, сделав упор на молодых BIPOC-авторов (то есть не белых, не цисгендерных мужчинах). Другими словами, вместо «Женщины в оранжевом берете и меховом воротнике» Пикассо (еще один портрет Мари-Терез Вальтер) приобрели произведения эмигрировавшей в Париж египтянки Гады Амер, исследующей темы гендера и сексуальности, и концептуалиста Рашида Джонсона, который в своем искусстве критикует стереотипы, связанные с афроамериканской культурой.
Автомобиль BMW, расписанный по эскизам Джеффа Кунса с автографом самого художника, был пущен с молотка за $475 000. Среди художников, которые сотрудничали с брендом с середины 1970-х, создавая уникальные арт-кары, были Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, Александр Колдер. Выпущенная ограниченным тиражом в 99 экземпляров THE 8 X JEFF KOONS оформлена в стилистике поп-арта. Выручка от продажи автомобиля будет направлена в пользу Международного центра поиска пропавших и эксплуатируемых детей (ICMEC).
В феврале этого года римская вилла «Аврора» с потолочной фреской Караваджо выставлялась на аукцион с оценкой в $533 млн, в апреле эстимейт виллы упал до $410 млн. Но и за такие деньги покупателей на здание, находящееся под защитой министерства культуры Италии, не нашлось. Торги закрылись, едва начавшись, так как предложений о покупке не поступило. Зато петиция, призывающая государство купить здание и сделать его открытым для посещения, собрала уже 40 000 подписей.
Ценные находки
Благодаря современному исследованию картину, которая считалась работой Говарта Флинка, ученика Рембрандта, теперь с уверенностью приписывают кисти самого мастера. О том, что «Пейзаж с изогнутым мостом» в собрании Берлинской картинной галереи очень похож на «Пейзаж с каменным мостом» из амстердамского Рейксмузеума, было известно давно. Раньше это объяснялось тем фактом, что «Изогнутый мост» — подражание Флинка своему учителю. Однако недавний дендрохронологический анализ (определение возраста деревянной панели на основании расположения годичных колец) показал, что «Изогнутый мост» был написан раньше «Каменного моста», а авторство Рембрандта в случае второго ни у кого сомнений не вызывает. Соответственно, и первая работа не могла быть более поздней копией.
Тем временем механик из Коннектикута нашел на свалке работы забытого абстрактного экспрессиониста стоимостью в несколько сотен тысяч долларов. Как оказалось, они принадлежат кисти недавно скончавшегося Фрэнсиса Хайнса — художника, который в свое время был довольно популярен в Нью-Йорке. В мае примерно 30 найденных картин будут выставлены на торги с эстимейтами от $12 500 до $20 000.
Новости NFT-рынка
Всего за сутки цифровой художник FEWOCiOUS заработал на продаже своих NFT-произведений $20 млн. Именно столько принесли ему 5000 посетителей платформы Nifty Gateway, купившие по одной или по несколько работ из серии «Капля краски» (Paint Drop). По замыслу FEWOCiOUS (19-летний Виктор Ланглуа), каждый токен из этого проекта можно будет использовать в метавселенной FewoWorld, над созданием которой он сейчас трудится. С помощью таких «капель» пользователи смогут наделять своих персонажей индивидуальными характеристиками и получать другие преимущества. В общей сложности объем продаж работ FEWOCiOUS за последний год составил почти $50 млн.
Мировые музеи неоднократно подвергались критике за то, что они все более активно выпускают NFT находящихся в их собраниях работ. Но если раньше основной упрек заключался в том, что они слепо следуют моде и обесценивают шедевры искусства, создавая тысячи цифровых копий, то теперь их обвиняют еще и в нанесении ущерба окружающей среде. Например, Британский музей только за прошлый год выставил на OpenSea порядка 2000 NFT, созданных в партнерстве с LaCollection. Согласно подсчетам автора The Art Newspaper, это привело к выработке 315 т углекислого газа. Однако на счет того, действительно ли повальное увлечение NFT так губительно для экологии, существуют и противоположные точки зрения.