Джефф Кунс отправляет скульптуры на Луну, а Дега переименовывают: новости арт-рынка
Санкции, фрипорты и переименование искусства
За неделю по миру прокатилась волна переименований. Сменил свое название выставочный центр «Эрмитаж-Амстердам». После разрыва отношений с санкт-петербургским музеем, своим отцом-прародителем, музей будет работать под вывеской «Голландское наследие, Амстердам». После досрочного закрытия выставки «Русский авангард. Революция в искусстве» амстердамский музей сменил выставочную политику, решив сосредоточиться на шедеврах голландской живописи. До середины мая, к примеру, показывают «Молочницу» Вермеера из собрания Рейксмюсеума.
Лондонская национальная галерея переименовала «Русских танцовщиц» Эдгара Дега. Теперь, судя по информации на официальном сайте музея, пастель носит название «Украинские танцовщицы». Представители галереи утверждают, что обсуждение велось давно, а финальное решение было принято в свете текущих событий и новой волны обращений в социальных сетях.
В свете санкций, которые уже наложены на российских миллиардеров, по совместительству коллекционирующих искусство, The Art Newspaper обращает внимание на возможности, которые дают коллекционерам швейцарские фрипорты. В начале марта правительство страны внесло в санкционный список участников списка Forbes Алишера Усманова, Алексея Мордашова и Геннадия Тимченко с супругой. Неделю спустя под аналогичные ограничения попали еще 200 человек. Представители ответственного за введение санкций швейцарского ведомства SECO (Государственный секретариат по экономическим вопросам) отказываются говорить о том, какой объем денежных средств оказался заморожен в результате их действий, объясняя тем, что списки и суммы меняются буквально каждый день.
По оценкам издания в швейцарских банках находится порядка $150 российских млрд. Но общее количество активов, 70% из которых составляют произведения искусства, хранящиеся в швейцарских фрипортах, оценивается в $100 млрд. На вопрос о том, коснулись ли санкции тех или иных работ, в SECO не ответили. The Art Newspaper приводит цитаты швейцарских арт-дилеров, которые признают, что сейчас все отношения с российскими коллекционерами разорваны, но еще полтора месяца назад они активно проводили сделки.
Аукционные дома: у Christie’s и Sotheby’s — Моне, у Dorotheum — Тициан
В начале мая в рамках торгов, посвященных искусству импрессионизма и модернизма, Christie’s планирует выставить на продажу 12 работ из коллекции Энн Хендрикс Басс, скончавшейся в 2020 году. Большую часть покупок на арт-рынке она совершила, будучи замужем за американским инвестором, миллиардером Сидом Бассом (Forbes №883, $3,4 млрд). Пара развелась в 1988 году. Суммарная оценочная стоимость произведений составляет $250 млн. Жемчужины собрания — датированная 1961 годом картина Марка Ротко «Без названия (Оттенки красного)» с эстимейтом в $60—80 млн и схожая по цветам, но написанная год спустя абстракция Ротко «№1» ($45—65 млн). Версия знаменитой «Маленькой танцовщицы» Дега, отлитая в бронзе в 1927 году (десятилетие спустя после смерти художника), оценена в $20—30 млн. Три работы Клода Моне, среди которых — «Тополя на берегу Эпте» 1891 года ($30—50 млн).
В $50 млн оценен венецианский пейзаж Моне «Гранд-канал и Санта-Мария-делла-Салюте», написанный в 1908 году. Он станет топ-лотом вечернего аукциона Sotheby’s, который пройдет в Нью-Йорке 17 мая. Аукционный дом планирует продолжить серию недавних успешных продаж работ Моне: вариации на тему пруда с водяными лилиями уходили с молотка в ноябре за $50,8 млн и мае прошлого года за $70,4 млн. «Гранд-канал и Санта-Мария-делла-Салюте» относится к серии из 37 полотен, написанных художником во время трехмесячной поездки по Италии. В 1912 году они с триумфом были выставлены в парижской галерее Bernheim-Jeune.
Аукцион Phillips выставит на свои майские торги мобиль Александра Колдера с эстимейтом в $10,5—14,5 млн. Созданная в 1959 году работа происходит из частного собрания, где провела последние три десятилетия и ни разу не экспонировалась публично. Кроме того, более десяти лет произведением под названием «39=50» владел французский предприниматель и меценат Франсуа Пино (Forbes №32, $42,4 млрд). Текущий рекорд на мобиль Колдера составляет $10,3 млн (установлен на торгах Christie’s в 2012 году за работу «Снегопад»).
Топ-лотом майских торгов старых мастеров аукционного дома Dorotheum станет считавшаяся до недавнего времени утерянной работа Тициана «Кающаяся Магдалина». Картина с эстимейтом в €1-1,5 млн в разные годы принадлежала шведской королеве Кристине, Герцогу Филиппу Орлеанскому (племянник «Короля-Солнца» Людовика XIV) и императору Священной Римской Империи Рудольфу II. Полотно выставляется на торги после перерыва в 150 лет.
Рынок NFT замедляется, а Джефф Кунс отправляет свои скульптуры на Луну
Reuters обращает внимание на то, что рынок NFT начинает постепенно сжиматься: если в январе объем продаж на маркетплейсе OpenSea составлял почти $5 млрд, демонстрируя гигантский скачок по сравнению с январем прошлого года ($8 млн), то к марту этот показатель снизился вдвое, до отметки в $2,5 млрд. Согласно индексатору CryptoSlam, снизилось как количество покупателей (с 948 000 в январе до 635 000 в марте), так и средняя цена одной работы (с $659 до $427).
Artprice пишет о том, что главную роль в стабилизации и упорядочении рынка NFT играют аукционные дома. Согласно мнению генерального директора и основателя портала Тьерри Эрманна, именно они «модерируют рынок, включая NFT-работы в публикуемые задолго до аукционов каталоги, выставляя эстимейты и аккумулируя информацию о состоявшихся продажах, тем самым задавая стандарты спроса и предложения». Но, как замечает эксперт, нормализующий эффект не наступает в том случае, если итоговые цены отдельных лотов существенно превышают верхнюю планку эстимейта, чего почти никогда нельзя предвидеть наверняка.
На май намечено открытие персональной выставки NFT-работ Такаси Мураками. Галерея Gagosian, представляющая Мураками на рынке, объявила о том, что начинает принимать оплату в криптовалюте. Техническую поддержку сделок осуществляет платформа Coinbase. Еще год назад, когда один из художников Gagosian Урс Фишер обратился к галерее Pace, чтобы заняться новым NFT-проектом, Ларри Гагосян заявлял, что «ничего в этом не понимает». Сейчас представители галереи говорят, что внимательно изучают рынок и создали рабочую группу специалистов по цифровому искусству.
О запуске своего первого NFT-проекта объявил Джефф Кунс. Совместно с галереей Pace он начал работу над серией, которая получила название «Фазы Луны». Каждая работа будет создана в двух видах — в качестве NFT и реального физического объекта (скульптуры). Скульптуры планируется отправить на Луну. Они станут первыми произведениями искусства, оказавшимися на поверхности спутника Земли.