Вечеринка с минутой молчания: чем запомнится церемония вручения премии «Оскар»-2022
94-я церемония вручения премии американской киноакадемии состоялась 27 марта, примерно на месяц позже, чем раздавали заветные статуэтки раньше. Впрочем, любая обыденность за последние два года кажется роскошью — привычное рушится во всем мире, и наградной сезон с плавающими датами исключением из этой тенденции не стал. Кинокритик Тимур Алиев посмотрел церемонию и отметил наиболее примечательные тенденции.
Будто из прошлого
«Оскар»-2022 еще на этапе подготовки продемонстрировал ретровайб. Кажется, организаторы решили вернуть «все как раньше». Местом проведения церемонии вновь стал театр «Долби» в Голливуде (в 2021-м гости прибывали на железнодорожный вокзал Union Station в центре Лос-Анджелеса). Также прервали трехлетний период (с 2019 года), в течение которого у церемонии не было ведущих. В 2022-м организаторы пошли на попятную — главное шоу наградного сезона вело женское трио — Эми Шумер, Ванда Сайкс и Реджина Холл.
Изменения коснулись и вопросов оптимизации. С этого года американские киноакадемики больше не обязаны были смотреть номинированные фильмы на физических носителях. В прежние годы организаторы были вынуждены рассылать их в конвертах по обычной почте — 8000 DVD-дисков разлетались по разным уголкам планеты. Офлайн-просмотр сменился отдельной платформой с персональным доступом.
Цифры и графики
Не секрет, что церемония «Оскар» с каждым годом привлекает все меньше зрителей. Рейтинги трансляции падают, поэтому организаторы пытаются всеми правдами и неправдами реабилитировать престиж церемонии — естественно, в первую очередь для более юной аудитории. Пока TikTok становится официальным партнером Каннского кинофестиваля, «Оскар» объединился с Twitter и проводит так называемый Oscars Fan Favorite — голосование пользователей социальной сети за любимый фильм и эпизод из него.
Инициатива вызвала неоднозначную реакцию. Россияне продвигали в номинацию «Майор Гром: Чумной Доктор», а поклонники Зака Снайдера выдвинули его версию «Лиги справедливости». Кажется, ни те, ни другие не подумали ознакомиться с правилами проведения акции, спутав Oscars Fan Favorite с призом зрительских симпатий — победителем мог быть только фильм из уже выбранных номинантов. Да и для голосования мало быть зарегистрированным в Twitter, нужно пребывать на территории США и Пуэрто-Рико. Выиграла в результате «Армия мертвецов», зомби-боевик Снайдера для Netflix.
Скандалы и интриги
Некоторые эпизоды 94-й церемонии выбили из колеи и зрителей, и гостей театра «Долби». Так, после не самой удачной шутки комика Криса Рока над женой Уилла Смита последний вышел на сцену и ударил Криса по лицу (Джада Пинкетт-Смит страдает от алопеции, патологического выпадения волос, Рок пошутил над ее бритой головой, предложив сняться в сиквеле фильма «Солдат Джейн»). Пока зрители трансляции в интернете спорили, была ли это реальная или постановочная стычка, те, кто смотрел шоу по телевизору, штурмовали программы для чтения по губам — в прямом эфире выключили звук, чтобы никто не услышал эмоциональную ругань Смита.
Именно этот инцидент, как бы мы к нему ни относились, стал «визитной карточкой» прошедшей церемонии «Оскар», отодвинув далеко все остальные контексты. Даже политический — вероятно, актеру и режиссеру Шону Пенну действительно придется расплавить свой «Оскар». Накануне он обещал сделать это, если на церемонии не будет прямого включения с участием президента Украины. Владимир Зеленский так и не появился на «Оскаре» (его выход на связь пыталась организовать Эми Шумер), а привычная политизированность, за которую журили церемонию многие годы, значительно сдала назад. Так, 94-й «Оскар» в первую очередь стал глянцевым шоу, посвященным кино (и немного скандалам), а не площадкой для политического активизма.
Победители и проигравшие
Одной из главных интриг был победитель в номинации «Лучший фильм». Ретронастрой американской академии будто сыграл с ней злую шутку. В номинации были представлены на классические пять, а сразу десять картин. К такому решению академия пришла еще в 2020-м, объясняя возврат к положению организации, действующему до 84-й церемонии «Оскар», важностью дайверсити и правом дать шанс на победу самым разным картинам. В результате главным фильмом по итогам 2021 года стала пронзительная инди-драма с фестиваля «Сандэнс» «CODA: Ребенок глухих родителей».
Второй фильм Шан Хейдер незадолго до «Оскара» получил премию Гильдии продюсеров Америки (PGA), один из главных «маячков» оскаровской гонки. Это историческая победа сразу по двум причинам. Во-первых, это первая в истории золотая статуэтка за лучший фильм у стриминг-платформы Apple TV+ — корпорация Тима Кука приложила для этого немало сил. Не забываем, что победа на «Оскаре» не делает кино лучшим; огромные средства вкладываются продюсерами в кампанию наградного сезона (они же и выходят на сцену получать приз). Впрочем, «CODA» действительно достойна награды.
Во-вторых, это первый в истории лучший фильм с глухими актерами в главных ролях. Актер Трой Коцур получил награду в номинации «Лучшая мужская роль второго плана». Примечательно, что в фильме роль жены его персонажа досталась Марли Мэтлин — тоже глухой актрисе, обладательнице «Оскара» за лучшую женскую роль в фильме «Дети тишины» 1986 года. Помимо того, что в «CODA» оба отлично смотрятся вместе, приковывая внимание к актерской игре, победа Коцура на «Оскаре» — не просто галочка «инклюзивно», а, хочется верить, начало большого разговора о том, что талант глухих и слабослышащих людей, занятых в индустрии, заслуживает внимания.
В остальных номинациях в целом обошлось без сюрпризов. Те, кто ожидал заветную награду, согласно прогнозам букмекеров и аналитиков, — например, Джейн Кэмпион за режиссуру «Власти пса», «Сядь за руль моей машины» Рюсуке Хамагути за лучший иностранный фильм или «Энканто» как лучшей анимации — получил желаемое. Гораздо большей неожиданностью стала награда Кеннета Браны за лучший оригинальный сценарий к фильму «Белфаст». Представить, что история о беспорядках в Ирландии в конце 60-х в глазах американских академиков ценится выше, чем научно-фантастическая сатира Адама Маккея «Не смотрите наверх» или ностальгическое путешествие в Сан-Фернандо 70-х от Пола Томаса Андерсона «Лакричная пицца», можно было лишь в страшном сне. Кажется, именно в нем мы сейчас и находимся — «Белфаст» в этом ракурсе — «выстрел в молоко».
Примечательно, что один из главных блокбастеров сезона, «Дюна» Дени Вильнева, завоевал наибольшее количество наград американской киноакадемии, но остался в тени самой церемонии. Во-первых, потому что восемь номинаций «Оскара» было решено не включать в телетрансляцию из-за низких рейтингов — их присудили за кадром. Во-вторых, статуэтки «Дюны» преимущественно в технических категориях — наградах «второго сорта», как называют их аналитики. Кажется, американские академики по-прежнему предпочитают художественный замысел и социальный посыл кассовым сборам и спецэффектам. В 2021 году, например, фильм «Довод» Кристофера Нолана, который должен был «спасти кинотеатры», удостоился награды исключительно за лучшие визуальные эффекты.
Вектор в никуда
Возможно, мы стали свидетелями одной из самых неприметных церемоний «Оскар» в истории. Если убрать из уравнения инцидент с Уиллом Смитом, за 222 минуты эфира, прерываемого бесконечными рекламными интеграциями, не было ничего, что отложилось бы в памяти дольше, чем на неделю. Имея возможность обратить пристальное внимание гостей и зрителей церемонии на происходящее в мире, организаторы ограничились минутой молчания. Даже украинка Мила Кунис произнесла максимально абстрактную речь о «силе, которая сражается с невообразимой тьмой».
Обладатель премии «Оскар» за лучшую мужскую роль Уилл Смит буквально через несколько минут после стычки с Крисом Роком вышел на сцену, чтобы произнести длинную и эмоциональную речь о любви и защите близких. «Любовь толкает нас на страшные вещи», — подытожил актер. Кажется, аморфность и равнодушие организаторов премии «Оскар» толкает их в куда более темную пропасть, чем вспыливший защитник своей жены, страдающей от болезни.