День, когда Америка остановилась: фильм Оливера Стоуна «Как убили Джона Кеннеди»
Убийство президента США Джона Ф. Кеннеди в 1963 году породило немыслимое количество конспирологических теорий. Виновниками называли коммунистов, Фиделя Кастро, американские спецслужбы, итальянскую мафию, кого угодно, чуть ли не инопланетян. Кеннеди погиб на глазах у всего народа, среди бела дня. Созванная после трагедии «Комиссия Уоррена» пришла к выводу, что убийцей президента был стрелок-одиночка Ли Харви Освальд. Эта версия является официальной и сегодня, однако регулярные социологические опросы показывают, что американцы в ней сомневаются.
Дело Кеннеди превратилось в бесконечную игру в бисер. Сохранилось огромное количество документов, свидетельств, показаний. Это гигантская мозаика, отдельные фрагменты которой никогда не смогут сложиться, но убийство президента США продолжает волновать общество — и кинематографистов.
Оливер Стоун и дело Кеннеди
Американский режиссер Оливер Стоун в какой-то степени придумал современное политическое кино. Его картины «Рожденный четвертого июля», «Уолл-стрит», «Взвод» и, конечно, «Джон Ф. Кеннеди: выстрелы в Далласе» не только открыто и жестко критиковали американское правительство, но и обладали своим особенным стилем, который сегодня во многом продолжают такие авторы, как Адам МакКей и Аарон Соркин.
Фильм Стоуна об убийстве Кеннеди «Выстрелы в Далласе» в 1991 году возобновил споры о «Комиссии Уоррена». Сам Стоун публично критиковал спецслужбы за то, что те скрывают факты, не открывают архивы и не пытаются объяснить нестыковки в официальной версии. В ответ правительство обнародовало новые документы и открыло исследователям доступ к огромному фонду дела Кеннеди, состоящему, по некоторым подсчетам, из миллионов страниц. Но с тех пор загадки так и не были разгаданы, а вновь открытые сведения как будто еще сильнее запутали расследование.
Спустя 30 лет Оливер Стоун вернулся к истории убийства президента в документальной картине «Как убили Джона Кеннеди». Ее можно рассматривать как сиквел «Выстрелов в Далласе», как послесловие или даже «работу над ошибками». С тех пор появилось немало новых исследований, на двух из них и основывается режиссер в новом фильме — книге Джеймса ДеЮдженио Destiny Betrayed: JFK, Cuba, and the Garrison Case 1992 года и книге Барри Эрнеста The Girl on the Stairs 2010 года. В них сомнительные факты дела Кеннеди, затронутые в художественной ленте Стоуна 1991 года, раскрываются подробнее с помощью новых архивных документов.
Впрочем, выводы «Как убили Джона Кеннеди» практически не отличаются от выводов «Выстрелов в Далласе» — режиссер по-прежнему настаивает, что в деле замешано ЦРУ. Стоун возвращается к 1960-м прежде всего потому, что видит в том времени, его политике, культуре и обществе отражение дня сегодняшнего.
Шпионский детектив в архивах
«Как убили Джона Кеннеди» снят в традиционном для документального расследования формате. Это суховатый и предельно серьезный фильм, в котором режиссер последовательно и четко доказывает свой тезис о связи американских спецслужб с убийством президента. В кадре появляется сам Стоун, он с суровым видом ходит по улицам Вашингтона и размышляет о судьбах страны, общается с историками и свидетелями, разбирает с ними детали громкого убийства.
Картина делится на две части. Сперва режиссер подробно разбирает выводы «Комиссии Уоррена». Откуда летела «волшебная пуля», попавшая и в президента, и в сидевшего с ним в машине губернатора Джона Коннелли? Почему свидетели настаивают, что фотографии вскрытия тела Кеннеди не являются подлинными? Был ли все-таки Ли Харви Освальд единственным стрелком? «Как убили Джона Кеннеди» интересно и точно воспроизводит процесс работы историка-архивиста, показывает, как буквально одна незначительная бумажка может изменить всю картину событий. Различные интервью и подробный анализ фактов и документов глубоко погружают в суть дела, хотя порой и хочется нажать на паузу, чтобы провести собственный «фактчекинг» или хотя бы просто отдышаться от потока информации.
Фильм указывает лишь на то, что официальная версия убийства действительно полна противоречий. Выводы «Как убили Джона Кеннеди» относительно сути дела нельзя назвать конкретными, они скорее подводят зрителя ко второй части фильма, в которой Стоун вводит зрителя в широкий исторический контекст вокруг убийства президента. Здесь прежде всего речь идет о конфликте Кеннеди и ЦРУ. Среди героев второй половины — один из идеологов холодной войны Аллен Даллес, кубинский лидер Фидель Кастро, Никита Хрущев и другие политические фигуры того времени. Режиссер показывает контраст между консервативными 1950-ми, военной паранойей вокруг Карибского кризиса и словами Кеннеди о свободе, разоружении, его надежде изменить мир к лучшему. Этот шанс, по мнению Стоуна, был упущен в 1963 году.
История как наука сближается в фильме со шпионским детективом, и трудно не заразиться энтузиазмом режиссера, с которым он распутывает клубки тайн и заговоров. Однако и сам Стоун, кажется, не надеется однажды узнать всю правду, хотя и вполне уверен в своей версии. «Конспирологические теории становятся конспирологическими фактами», — заявляет режиссер. Пожалуй, это лучше всего выражает суть фильма.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора