К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Отмена русских торгов Sotheby’s и Christie’s, знаковые NFT-сделки: новости арт-рынка

Фото Rasid Necati Aslim / Anadolu Agency via Getty Images
Фото Rasid Necati Aslim / Anadolu Agency via Getty Images
Русские аукционы Christie’s и Sotheby’s отменены, крупные российские коллекционеры выключаются из мирового арт-сообщества. Музеи и галеристы пытаются найти выход из сложившихся обстоятельств, а в NFT-сегменте состоялась знаковая сделка. Об этих и других актуальных новостях арт-рынка — в еженедельной подборке Forbes Life

Как санкции влияют на арт-рынок и российских меценатов 

Sotheby’s и Christie’s подтвердили The Art Newspaper свое решение отказаться от проведения русских торгов этим летом. Сперва об этом сообщил Sotheby’s, который в ноябре прошлого года заработал на русском искусстве £17,7 млн. Спустя несколько часов то же самое заявил изданию и Christie’s, чья выручка по итогам осеннего участия в «Русской неделе» составила порядка £12 млн. Отдел русского искусства был создан в Christie’s в 1969 году, а с 1972 года аукционный дом дважды в год проводит русские торги. Русский отдел Sotheby’s основан в 1976 году. Это первые несостоявшиеся торги за все время существования русских отделов обоих аукционных домов. 

Портал Artnet составил своего рода шпаргалку для американских арт-дилеров, у которых есть клиенты в России. Ее суть сводится к тому, что любые сделки с подсанкционными лицами и компаниями считаются противозаконными. Пресекать возможные нарушения обязано Управление по контролю за иностранными активами (OFAC), являющееся подразделением Министерства финансов США. О довольно строгом регулировании свидетельствует хотя бы один из аспектов, описанных в материале: «Даже если вы не американец, <…> по закону вам запрещается, скажем, купить для вашего клиента картину в американской галерее, участвующей в европейской ярмарке, или продать от его имени скульптуру на площадке американского аукционного дома в Гонконге, а возможно, даже и получать от него плату за свои услуги в долларах».

Возможность обойти ограничения при помощи криптовалюты авторы тоже считают маловероятной и приходят к неутешительным выводам: «Считайте, что все, кто попал под санкции, как игроки арт-рынка попросту умерли. Если вы в чем-то сомневаетесь, лучше ничего не предпринимайте. Риски нарваться на неприятности из-за постоянно меняющихся правил игры слишком высоки».

 

На этой неделе стало известно, что британская галерея Тейт разорвала связи с двумя своими меценатами — российскими миллиардерами Петром Авеном (№30 в списке Forbes, $5,3 млрд) и Виктором Вексельбергом (№20, $9 млрд), которые попали под санкции. Вексельберг был лишен звания почетного члена благотворительного фонда Tate Foundation, который занимается сбором средств для приобретения произведений искусства и на реализацию выставочных проектов. Кроме того, с 1 марта Авен перестал быть попечителем Королевской академии художеств в Лондоне, а благотворительный взнос в пользу выставки «Фрэнсис Бэкон. Человек и чудовище», которая открыта до 17 апреля, был ему возвращен. Незадолго до этого Владимир Потанин (№2, $27 млрд) вышел из попечительского совета нью-йоркского Музея Соломона Гуггенхайма, в котором он состоял с 2002 года. Как сообщается, это решение он принял по собственной инициативе, а руководство институции его поддержало, выразив благодарность за многолетнюю поддержку выставочных, реставрационных и образовательных инициатив.

Анализируя положение аукционных домов в сегодняшних реалиях, The Wall Street Journal приходит к выводу, что санкции на них пока не отражаются. Итоги знаковых торгов начала марта, которые в сумме собрали порядка $700 млн, по мнению автора статьи, доказывают, что сегодняшний глобальный рынок искусства в известной степени защищен от политических кризисов благодаря широкой и разнообразной географии клиентов. Издание приводит слова главы европейского подразделения Sotheby’s Хелены Ньюман о том, что в недавних торгах принимали участие покупатели из 46 стран, за исключением России. Одновременно с этим россияне также не выставляли ничего на продажу, их отсутствие прошло относительно незаметно, так как в последнее время, по словам госпожи Ньюман, они больше не являются влиятельными игроками арт-рынка, а их место заняли китайские коллекционеры. 

 

Исключение из международных ярмарок и отзыв экспонатов

Тем временем две российские арт-галереи — Fragment и Osnova — заявили, что не будут принимать участие в ярмарке Liste, которая должна пройти в Базеле с 13 по 19 июня этого года. Свои места они решили отдать украинским галереям (The Naked Room и Voloshyn Gallery). Выбор новых участников, как утверждает портал Artnet, был сделан в ходе переговоров с отказавшимися российскими галеристами. Это решение поддержала директор ярмарки Джоанна Камм, которая также отметила, что никто из списка утвержденных участников не планирует показывать на своих стендах работы российских художников.

Российские музеи вынуждены в срочном порядке принимать решения, связанные с экспонатами, находящимися на временных экспозициях за рубежом. На днях из Нидерландов в РФ вернулось порядка 500 работ из собрания Эрмитажа. Они участвовали в выставке «Русский авангард. Революция в искусстве», которая работала с конца января. В заявлении музея причиной решения назван «беспрецедентный уровень давления, с которым в нынешней политической ситуации столкнулись наши коллеги в выставочном центре «Эрмитаж Амстердам».

Чуть ранее просьбы вернуть Эрмитажу картины, участвующие во временных проектах, получил ряд итальянских институций. В числе прочих экспонатов речь шла о работе Пабло Пикассо «Молодая дама» 1909 года, экспонировавшейся на площадке Фонда Альбы Фенди с 15 февраля, а также о произведении Тициана ««Молодая женщина в шляпе с перьями», которую получил от музея миланский Палаццо Реале. Однако несколько дней спустя Эрмитаж отменил свое решение о немедленном возвращении картин из Италии. В стране запущена петиция с призывом не отказываться от сотрудничества с представителями российской культуры и науки, которая на сегодняшний день собрала уже порядка 20 000 подписей.

 

Рынок NFT: прорыв или стагнация?

Самым громким событием последних дней на рынке NFT стала новость о том, что студия Yuga Labs, являющаяся создателем коллекции Bored Ape Yacht Club (BAYC), выкупила у Larva Labs права на проект CryptoPunks. Обе коллекции состоят из 10 000 уникальных токенов каждая, но проект CryptoPunks появился раньше, чем BAYC (в 2017 и 2021 годах соответственно). При этом по объемам продаж «обезьяны» уже превосходят «панков»: сегодня минимальная цена одного токена первых составляет свыше $250 000, а вторых — порядка $195 000. Финансовые условия сделки не разглашаются.

Yuga Labs, являющаяся создателем коллекции Bored Ape Yacht Club (BAYC), выкупила у Larva Labs права на проект CryptoPunks. (Фото Dia Dipasupil·Getty Images)

Согласно опубликованному недавно отчету платформы Nonfungible, по итогам 2021 года объем мирового рынка NFT составил $17,6 млрд, что позволяет говорить о взрывном росте на 21 000% (в 2020 году продажи достигли отметки $82 млн). За отчетный период число покупателей NFT выросло с 75 000 человек в 2020 году до 2,3 млн в 2021 году. Однако сооснователь Nonfungible Готье Цупингер призывает не рассчитывать на сохранение темпов роста в ближайшее время. По его словам, средний объем еженедельных продаж в первые месяцы 2022 года составил примерно $687 млн, что лишь на $60 млн выше аналогичных показателей последнего квартала прошлого года.

Он также отметил: «Любопытно, что в последнее время мы видим меньше людей, меньше покупателей, меньше продаж. Вероятно, сообщество уменьшилось из-за спекуляций и потери интереса к предметам коллекционирования. Но глобальный рынок по-прежнему очень велик, а стоимость отдельных активов продолжает расти».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+