Как обострение международных отношений повлияет на работу музеев и театров в России
Музеи не исключают сложностей
24 февраля, в день начала военной операции в Донбассе, на пресс-конференции в ТАСС директор Эрмитажа Михаил Пиотровский не исключил сложностей при подготовке выставок из западных коллекций. В числе таких проектов в Эрмитаже Пиотровский назвал выставку Перуджино, которую музей готовит совместно с итальянскими партнерами. Также в планах музея — выставка британского скульптора Марка Куинна и выcтавка объединенной коллекции Щукина, показанной в Москве и Париже при поддержке французского фонда Louis Vuitton. Директор Эрмитажа не исключил возможности сотрудничества с европейскими собраниями онлайн, используя опыт, накопленный в пандемию. Но выразил надежду, что функция музеев как «мостов, которые взрываются только последними, будет продолжаться».
Летом должна открыться еще одна выставка при поддержке фонда Louis Vuitton — собрание братьев Морозовых в ГМИИ им. Пушкина. На запрос Forbes Life о том, согласится ли фонд поддерживать выставочные проекты в Санкт-Петербурге и в Москве, ни Эрмитаж, ни Пушкинский не ответили. Как сообщили источники Forbes Life в музеях, они сами пока ждут реакции зарубежных партнеров. В ГЭС-2 также ответили, что следят за ситуацией с иностранными партнерами, но пока ясности нет.
К сложностям готовятся и в московском музее современного искусства «Гараж», где 5 апреля должна открыться выставка немецкой современной художницы Анне Имхофф «Юность». Директор музея Антон Белов так высказался о сложившейся ситуации: «Мы осознаем, что в перспективе нас ждет ряд сложностей, начиная со взаимоотношений российских музеев с зарубежными институциями, коллекционерами, лендерами. В то же время хочется сказать, что директора и сотрудники музеев, с которыми мы на связи, убеждены, что самое главное, что мы можем делать вместе с коллегами, — это продолжать взаимодействие и искать пути для сотрудничества. За все время нашей работы в сохранении такого культурного сотрудничества не было такой необходимости, как есть сейчас. Культура и искусство — это то, что сохраняет в нас человечность».
На 23 марта в санкт-петербургском выставочном зале «Манеж» намечено открытие посмертной выставки-ретроспективы французского художника Кристиана Болтански. Как сообщила Forbes Life пресс-служба «Манежа», большинство работ уже доставлены, работа идет в штатном режиме, партнеры проекта продолжают оказывать поддержку. «В понедельник должна прибыть последняя машина с экспонатами. Насколько нам известно, на таможне все в порядке», — сообщил «Манеж».
В Венеции 23 апреля открывается Биеннале современного искусства. Проект в павильоне России поддерживает бизнесмен Леонид Михельсон. Куратор павильона Анастасия Карнеева сообщила Forbes Life: «Нам, как и всем, нужно время, чтобы понять, как организовать дальше свою работу, необходимо принять решения, способные защитить культуру. На это направлены усилия команды павильона, художников и куратора».
Переносы премьер и отмены концертов
Большой театр перенес на неопределенный срок премьеру балета «Искусство фуги» на музыку Иоганна Себастьяна Баха, который ставит хореограф Алексей Ратманский при поддержке главы банка ВТБ Андрея Костина. Премьера была заявлена на 30 марта 2022 года. Однако 24 февраля утром хореограф-постановщик спектакля Алексей Ратманский отменил репетиции и улетел из Москвы, рассказали Forbes Life источники в театре.
25 марта пресс-служба Большого сообщила, что театр принял решение о переносе премьеры балета. «Когда придет время, я надеюсь вернуться в Москву, чтобы завершить постановку», — приводит пресс-служба слова Алексея Ратманского. На запрос Forbes сам Ратманский не ответил.
Алексей Ратманский — признанный в мире хореограф-постановщик, руководитель американской балетной труппы ABT. Выпускник Московского хореографического училища, с 2004 по 2009 год Ратманский возглавлял балет Большого театра, где стал инициатором реконструкций исторических балетов «Светлый ручей», «Корсар», «Пламя Парижа», «Дочь фараона». Он автор новых редакций балетов Большого — «Ромео и Джульетты» на музыку Сергея Прокофьева и «Жизели» Адольфа Адана. С Киевом и Украиной Алексея Ратманского связывают особые отношения: с 1986 по 1992 год и с 1995 по 1997 год он был солистом балетной труппы Киевского театра оперы и балета (Национальной оперы Украины) имени Тараса Шевченко. Жена Алексея Ратманского Татьяна — киевлянка, выпускница Киевского хореографического училища.
Карнеги-холл в Нью-Йорке и Венский филармонический оркестр объявили, что дирижер Валерий Гергиев и пианист Денис Мацуев не будут выступать на концертах, анонсированных на эту неделю. 25, 26 и 27 февраля Гергиева заменит канадский дирижер Янник Незе-Сеген, кто заменит Мацуева, пока не сообщается.
Ранее итальянский театр «Ла Скала» и мэр Милана Джузеппе Сала потребовали, чтобы Гергиев осудил спецоперацию на Украине, и назвали это условием для продолжения сотрудничества с российским дирижером — худрук Мариинского театра должен был ставить оперу «Пиковая дама» на сцене «Ла Скала» в марте. Мариинка отказалась комментировать ситуацию с отменой выступления Валерия Гергиева в Карнеги-холл, однако сообщила, что сам театр работает в нормальном режиме.
Худрук балета московского Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Лоран Илер продолжает работу в театре, сообщила пресс-служба МАММ. На 13-14 апреля запланированы гастроли балета Autodance в Тель-Авиве в рамках фестиваля культуры MART, который проводит одноименный фонд миллиардера Романа Абрамовича. Пресс-служба фонда MART сообщила, что пока программа фестиваля не менялась, все договоренности остаются в силе.
Также на фестивале в Тель-Авиве заявлен спектакль театра Вахтангова «Война и мир» в постановке Римаса Туминаса — художественного руководителя театра. До сегодняшнего дня Туминас также занимал должность худрука в Вильнюсском малом театре, который он создал в 1990 году вместе с десятью своими учениками. 24 февраля министр культуры Литвы Симонас Кайрис опубликовал у себя на Facebook пост с требованием уволить Туминаса из вильнюсского театра. Позже в российских СМИ появились сообщения о том, что режиссер покидает и театр Вахтангова, но они оказались ошибочными. Директор Вахтанговского театра Кирилл Крок прокомментировал ситуацию «Российской газете», сообщив, что Туминас сохраняет пост в московском театре, но покидает вильнюсский. Крок отметил, что «министр культуры Литвы потребовал от директора Вильнюсского театра уволить Римаса Туминаса лишь за то, что он работает в России».