Джонни — помятый жизнью радиожурналист, достаточно успешный, но будто не понимающий, зачем это все ему нужно. Он ездит по городам с рекордером и микрофоном и записывает интервью с детьми, задавая им совсем не детские вопросы: «Каким ты видишь свое будущее?» — «Каким угодно, лишь бы не было войны!» Однажды ему звонит родная сестра Вив, с которой он не общался много лет с тех пор, как их мать умерла от долгой болезни, и просит его присмотреть за сыном — ей самой нужно отправиться в клинику к отцу мальчика, у которого обострилось психическое заболевание.
Джонни, у которого никогда не было детей, с должным рвением берет на себя заботу о Джесси — остроумном и любознательном парне с синдромом дефицита внимания. Когда поездка Вив к мужу затягивается, как и дедлайны на работе Джонни, ему приходится взять Джесси с собой в поездки по другим городам. В этом путешествии двое людей из разных поколений узнают новые вещи о себе, друг друге и окружающем мире и учатся принятию неизбежного.
Нынешнюю церемонию «Оскар» можно без зазрения совести пропустить хотя бы потому, что голливудские боссы прошли мимо новой картины Майка Миллса. Отчасти понятно почему: во времена фундаментальных перемен по всем фронтам, от пересмотра колониальной политики до сдвигов норм в традиционных ценностях, черно-белая драма про то, как мальчик и его дядя путешествуют по Америке, закономерно прошла мимо радаров. Однако будь вселенская справедливость реальной, «Камон Камон» добавил бы в копилку Хоакина Феникса еще одну номинацию, а то и забрал бы себе награду за лучший фильм. Потому что как можно не назвать лучшим кино, которое эти самые фундаментальные перемены в обществе фиксирует с удивительной точностью, при этом не читая зрителю нотаций на тему терпимости. Именно такой картина Миллса и получилась — чистый продукт гуманизма в лучшем его проявлении.
В своих предыдущих работах режиссер обращался к своему опыту общения с отцом («Начинающие») и матерью («Женщины XX века»), теперь настало время родительства: в 2012 году у него и супруги Миранды Джулай, тоже режиссера («Я, и ты, и все, кого мы знаем»), родился ребенок. Его возрасту соответствует и возраст экранного мальчика — одного из лучших персонажей-детей в истории кинематографа. «Камон Камон» может стать манифестом поколения тех, кто сам пока еще не дорос до манифестации, но уже имеет что сказать остальному человечеству, а Джесси — символом этих совсем молодых, но уже не маленьких людей. Он — человек нового порядка: умный, сообразительный, невероятно эмпатичный и неравнодушный ко всему, что происходит вокруг. Он еще вроде бы совсем юн, но уже готов воспринимать мир во всем его уродстве и великолепии. Не расставаясь с дядиным микрофоном, он записывает и слушает звуки всего на свете — волн, людского потока в мегаполисе, тишины. Он лезет с советами по делу и без и страшно обижается, если их не воспринимают всерьез.
Противовес ему — уставший от всего, затюканный до почти что меланхолического состояния Джонни, поразительно точно сыгранный Хоакином Фениксом, в очередной раз доказавшим, что он один из величайших актеров в истории. Перешагнувший половину жизни, выгоревший до состояния безнадежного обывателя, ушедший в добровольную внутреннюю миграцию человек, который через интервью с детьми пытается ответить на вопросы о своей собственной жизни.
Знакомство с Джесси становится для него шансом наверстать нечто упущенное — познакомиться с миром Америки будущего, в которой дети больше не хотят жить по принципам, что навязаны им взрослыми, прошедшими если не через Вторую мировую и Вьетнам, то как минимум через Ирак. Никакой политики в фильме нет — но понять, почему лицо Джонни редко озаряется улыбкой, совсем нетрудно. Многолетнее сдерживание внутренних конфликтов, отсутствие возможности высказать все наболевшее, а в перспективе — еще и вероятность наследственного заболевания. Все это и есть факторы, сдерживающие внутреннего оптимиста, которого пробуждает в герое Джесси.
Их могли бы сделать отцом и сыном — но тогда дистанция для преодоления между ними была бы гораздо короче. Отношения дяди и племянника — как предлог к диалогу: степень родства очевидная, но незнакомые друг другу люди еще должны это неноминальное родство нащупать и осознать. И весь фильм строится на знакомстве этих двоих с собой и окружающим миром. Джесси учится принимать неизбежное, читая книгу о биполярном расстройстве и «Волшебника страны Оз», где девочку Элли вихрем засосало во взрослый мир. Джонни заново учится улыбаться и быть близким.
Весь фильм — не про внешнее и событийное (сюжетных поворотов здесь раз-два и обчелся), а про внутреннее мироощущение радости и принятия жизни во всех ее красках. Его Миллс вместе с опытным оператором Робби Райаном («Я, Дэниэл Блейк») пытаются интроспективно нащупать в намеренно лишенной красок, слегка морочной, разреженной черно-белой гамме сногсшибательно живописной Америки. Особенно, конечно, Нью-Йорка, совмещающего в себе мечтательность «Манхэттена» Вуди Аллена и мимолетную романтику «Милой Фрэнсис» Ноа Баумбаха.
В целом «Камон Камон» — это кино про выход: из затруднительной ситуации, из внутренней миграции, из комнаты, в которой так хочется сидеть, чтобы не совершать еще больших ошибок. И то, что фильм никак не представлен на «Оскаре», лишний раз становится доказательством того, как пышные церемонии с важными людьми в дорогих костюмах бывают далеки от реальной жизни. Кино бесконфликтное, зато про ценное, теплое, вечное — по-хорошему новый тренд в смотрибельном и непретенциозном арт-хаусе. Мы слегка устали от нравоучений, попыток понять новые нормы и вечной необходимости чему-то соответствовать. Миллс своим фильмом как бы говорит: иногда стоит просто расслабиться и сосредоточиться на звуках прилива, чтобы заново — или впервые — почувствовать вкус жизни.