Женщины Кандинского, шляпа Бойса: на выставке в «Зарядье» показывают ребусы
Один из главных знатоков московского неофициального искусства, Виталий Пацюков обладал особой эстетической интуицией. Он одним из первых начал осмыслять творчество Кабакова, Булатова, Пригова, Янкилевского, Шелковского, Сокова, Красулина, чьи имена сейчас воспринимают как классику российского искусства.
Виталий Пацюков написал сотни материалов об искусстве. Его тексты поэтичны, музыкальны, демонстрируют огромную эрудицию автора: он дает слово Малевичу и Дюшану, Лиотару и Деррида, Борхесу и Прусту, Евклиду и Эйнштейну. Как написала искусствовед Мария Пунина, «тексты Виталия для многих его героев становились психотерапевтическим сеансом. Смотрясь в них, художники находили новые точки роста, которые были не навязаны, а с любовью найдены в их собственном творчестве. Как-то он сказал, что пишет не о том, что есть в творчестве художника сейчас, а о том, каким художник может стать».
На выставке в «Зарядье» один из разделов собран из работ художника Леонида Тишкова, посвященных классикам ХХ века. Под их влиянием формировалось сознание современного человека, в том числе Виталия Пацюкова. Сезанн, Малевич, Кандинский, Дюшан, Кафка, Флоренский, Пикассо, Кейдж, Бойс — интеллектуальные собеседники Пацюкова, чье творчество и идеи были для него постоянной пищей для ума и источником вдохновения.
В каждом из рисунков Тишкова заключена история на тему истории. Вот несколько работ-ребусов с цитатами Виталия Пацюкова и Леонида Тишкова.