Триптих Бэкона и «криптопанки» на пороге нового рекорда: новости арт-рынка
Аукционные дома: новые торги
Сhristie’s продает Бэкона и русских авангардистов
Объявлен новый топ-лот первомартовских торгов Christie’s «Искусство XX-XXI веков: из Шанхая в Лондон» — триптих Фрэнсиса Бэкона, 1986-1987, с эстимейтом £35-55 млн. (Мировой рекорд на Бэкона установлен на Christie’s в 2013 году — $142,4 млн.) Формат триптиха позволил художнику вписать собственные переживания в исторический контекст. Фигура на левой панели списана с фотографии президента США Вудро Вильсона 1919 года. На правой изображена часть интерьера мексиканского кабинета Троцкого с забрызганной кровью трибуной (Бэкон взял за основу снимок, сделанный после убийства, совершенного Меркадером в 1940 году). Фигура в центре сочетает черты двух возлюбленных художника — Джона Эдвардса (лицо) и Джорджа Дайера (тело). В 1988 году работу в числе двух десятков других произведений Бэкона показывали в Центральном доме художника в Москве.
Christie’s объявил о продаже четвертой части коллекции книг Поля Дестриба с печатными изданиями 1910-1930-х годов, оформленных художниками-авангардистами Казимиром Малевичем, Наталией Гончаровой, Эль Лисицким. В общей сложности на парижские торги, которые пройдут 10 марта, выставлено 229 лотов с суммарным эстимейтом в €770 000-1,9 млн. Среди топ-лотов — изданная в Витебске книжка Малевича «Супрематизм. 34 рисунка» (€60 000-80 000), сборник стихов поэтов-футуристов «Пощечина общественному вкусу» с одноименным манифестом (€1500–2000) или каталог выставки «5X5=25» 1921 года (€40 000–50 000).
Sotheby’s продает 104 NFT из проекта CryptoPunks
Sotheby’s анонсировал живые торги с единственным лотом — 104 NFT из проекта CryptoPunks студии Larva Labs. Проект, запущенный в 2017 году, состоит из 10 000 отдельных NFT с пиксельными изображениями людей и прочих существ. Аукцион пройдет в Нью-Йорке 23 февраля. Ставки принимают в криптовалюте и в долларах. У лота рекордно высокий для NFT и цифрового искусства эстимейт — верхняя планка доходит до $30 млн. В прошлом году девять токенов CryptoPunks были проданы на Christie’s почти за $17 млн.
А Phillips между тем наращивает число аукционов, посвященных тиражному искусству: в Лондоне и Нью-Йорке ежегодно будет проходить семь торгов в данной категории. Решение было принято на фоне рекордных показателей в отношении графики, достигнутых аукционным домом в прошлом году. Ближайшие торги состоятся 11 марта. Среди топ-лотов — работы Синди Шерман, Дэвида Хокни, Дэмиена Херста, KAWS и других художников.
Аукционные дома: результаты торгов
$25 млн за кроссовки Вирджила Абло
На благотворительном аукционе Sotheby’s было выставлено 200 пар кроссовок Air Force 1, коллаборации бренда Nike и модного дома Louis Vuitton, модель авторства Вирджила Абло. Суммарная выручка по итогам торгов составила $25,3 млн. Эти средства будут целиком направлены в созданный Абло фонд, финансирующий образовательные программы для талантливых студентов-афроамериканцев.
Черный бриллиант за $4,3 млн
Выставлявшийся на Sotheby’s черный бриллиант «Энигма» весом 555,55 карата ушел с молотка. Аукционный дом сообщил, что покупатель расплатился за лот в криптовалюте (в пересчете — $4,3 млн). Бизнесмен Ричард Харт сделал пост в своем твиттере, заявив себя покупателем «Энигмы». Согласно Sotheby’s, «история бриллианта окутана тайной — возможно, драгоценный камень сформировался в результате падения метеорита, по другой версии, это осколок столкнувшегося с Землей алмазоносного астероида». А National Geographic опубликовал развернутый материал, согласно которому эксперты не могут прийти к единому мнению о том, сформировался ли камень на Земле или действительно является пришельцем из далекого космоса.
NFT-технологии vs репутации музеев
В The New York Times вышла статья, посвященная тому, как мода на NFT благотворно влияет на рынок искусства в целом. Авторы приводят пример 29-летнего китайского руководителя IT-компании, который собрал порядка 3000 NFT-работ и решил посетить Art Basel Miami Beach, чтобы купить что-то более осязаемое на сумму порядка $500 000. В процессе общения с галеристами коллекционер заинтересовался произведениями современных авторов, а не только Пикассо, за которым он изначально отправлялся на ярмарку. Другой IT-бизнесмен, основатель криптоплатформы TRON, Джастин Сан недавно начал покупать материальное искусство на аукционах: сначала Пикассо на Christie’s за $20 млн, затем Джакометти за $78,4 млн на Sotheby’s. По словам арт-консультанта бизнесмена, до момента покупки Сан понятия не имел, кто такой Джакометти.
Крупнейшие музеи мира продолжают токенизировать искусство. По случаю Дня святого Валентина венская галерея Бельведер выпустила NFT-картины Густава Климта «Поцелуй». Оцифрованную копию полотна разбили на 10 000 фрагментов, каждый из которых оценили в €1850.
Четыре итальянских музея объявили о решении создать NFT-копии находящихся в их собраниях работ старых мастеров, включая Леонардо и Рафаэля. Стоимость отдельных токенов составит от €100 000 до €500 000, а вырученные средства направят на реставрацию и улучшение условий хранения подлинников. Британский музей продает NFT-репродукции работ Уильяма Тернера с ценами от €800 до €5000 в зависимости от тиражности. При этом автор The Art Newspaper уверен, что институция, пытающая убедить публику в том, что JPEG-файлы с копиями шедевров могут стоить тысячи долларов, пятнает собственную репутацию.
Возвращение ярмарки ART MOSCOW
О возобновлении своей работы объявила ярмарка ART MOSCOW. Проходившая в 1996-2013 годах в ЦДХ, на этот раз ярмарка состоится в Гостином Дворе с 13 по 17 апреля. Заявлены порядка 150 российских и международных участников, включая дилеров из Германии, Франции, США и Бельгии. На стендах обещают современное и классическое искусство: произведения Бэнкси, Джеффа Кунса и Яеи Кусамы будут соседствовать с работами Айвазовского и Левитана.
Лонг-лист юбилейной премии The Art Newspaper Russia
Юбилейная, десятая, премия The Art Newspaper Russia объявила лонг-лист. В категории «Личный вклад» за статуэтки борются Михаил и Елена Карисаловы, щедро одаривающие российские музеи ценными экспонатами; телеведущий и коллекционер современного искусства Андрей Малахов, недавно запустивший в родных Апатитах проект «Сияние»; бизнесмен, основатель ЦСИ «Заря» во Владивостоке и арт-резиденции «Голубицкое» под Анапой Александр Мечетин; создатель Дома культуры «ГЭС-2» и фонда V–A–C, пятый в списке российского Forbes, Леонид Михельсон; Дмитрий Пумпянский (Forbes, №62), подаривший Екатеринбургу выставочный комплекс «Синара Центр», многолетний меценат Уральской индустриальной биеннале; основатель фонда Ruarts и коллекционер, попечитель ГМИИ им. Пушкина, Марианна Сардарова; предприниматель и коллекционер Андрей Чеглаков, меценат музея Костаки в Салониках, открывший на Пречистенке выставочное пространство своего Фонда Андрея Чеглакова.