К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Ковидная отмена: почему Spotify критикуют из-за подкаста Джо Рогана о вакцинах

Комик Джо Роган (Фото Vivian Zink / Getty Images)
Комик Джо Роган (Фото Vivian Zink / Getty Images)
Пользователи Spotify массово отказываются от платной подписки, музыканты Нил Янг и Джони Митчелл удаляют оттуда свою музыку, принц Гарри и Меган Маркл призывают платформу пересмотреть политику контента — Forbes Life рассказывает, кто и почему обвиняет Spotify в распространении недостоверной информации о COVID-19

31 декабря доктор Роберт Малоун стал героем подкаста Joe Rogan Experience — эксклюзивного шоу Spotify, на котором комик Джо Роган обсуждает с экспертами самые разные темы: от политики до открытий в области квантовой механики. Программа Рогана — самый популярный подкаст на платформе и один из самых популярных в мире, каждый его выпуск прослушивают более 11 млн пользователей. В 2020 году издание The Wall Street Journal оценило эксклюзивный многолетний контракт Spotify и создателя шоу в $100 млн. 

В рамках программы вирусолог, который в начале 1990-х принимал участие в разработке технологии производства вакцин mRNA, содержащих в себе фрагмент генетического кода вируса (такими являются, например, препараты Pfizer и Moderna), заявил, что вакцины повышают риск заболеть коронавирусом у тех, кто его уже перенес, и что «треть населения США доведена до массового психоза». Также он сравнил политику государства в отношении коронавируса с атмосферой Германии 1930-х, когда к власти пришли нацисты. 

В США Малоун больше известен не как ученый, а как вакциноскептик. Например, летом 2021 года он поделился в соцсетях исследованием о том, что вакцины приводят к смерти почти половины пациентов (позже его результаты были опровергнуты), а вскоре сам заявил, что вакцины могут ухудшить симптомы ковида. В итоге аккаунт Малоуна в Twitter заблокировали «за нарушение политики платформы и публикацию ложных сведений о коронавирусе и вакцинах». 

 
Более 270 ученых и медиков потребовали, чтобы платформа проверяла на научную достоверность шоу, в которых поднимается тема коронавируса и пандемии

После выхода подкаста с участием Малоуна к Spotify обратилась группа американских врачей с открытым письмом: более 270 ученых и медиков потребовали, чтобы платформа проверяла на научную достоверность шоу, в которых поднимается тема коронавируса и пандемии. А платформа YouTube удалила все фрагменты эпизода с Малоуном, которые начали распространяться на неофициальных каналах, объяснив решение «нарушением принципов сообщества». 

24 января в поддержку врачей выступил музыкант Нил Янг, написавший открытое письмо к своему менеджеру и лейблу, с требованием удалить со Spotify весь каталог его песен. «Spotify и подкаст Рогана занимаются распространением дезинформации о вакцинах, что потенциально может привести к смерти тех, кто верит в эту дезинформацию. У них может быть либо Роган, либо Янг. Но не оба», — сказал Янг в заявлении, которое на данный момент удалено с его официального сайта. 

 

Вскоре после этого сервис Spotify заявил, что сожалеет о решении Янга, и убрал его музыку из медиатеки: «Мы хотим, чтобы пользователям Spotify была доступна вся музыка и аудиоконтент мира. Поэтому на нас лежит огромная ответственность за поддержание баланса между безопасностью слушателей и свободой создателей». 

Ежемесячно песни музыканта на Spotify прослушивало более 6 млн пользователей. В течение трех дней после удаления его музыки сервис потерял более 6% ($2 млрд) своей  рыночной стоимости. На падении стоимости акций компании сказалась и поддержка решения Янга конкурирующим сервисом Apple Music: посты в Twitter о том, что платформа — «дом музыканта», и создание отдельной рубрики We Love Neil. 

«В знак солидарности» с Нилом Янгом и мировым научным и медицинским сообществом 28 января выступила и давняя подруга музыканта, канадская певица Джони Митчелл. Артистка также удалила свои песни из Spotify, заявив, что «безответственные люди распространяют ложь, которая стоит людям жизни». 

 

Обеспокоенность политикой Spotify также выразили принц Гарри и Меган Маркл, хотя позже уточнили, что все-таки продолжат сотрудничество со стримингом. Скандал пришелся кстати для звездной пары: в 2020 году принц Гарри и Маркл заключили с сервисом сделку на производство цикла подкастов. Однако с того момента был выпущен всего один спецэпизод с их участием в декабре 2020-го. 25 января издание Variety сообщило, что Spotify нанял специальную продюсерскую службу, чтобы ускорить процесс создания контента. 

Джо Роган заявил, что планирует приглашать для участия в шоу экспертов с самыми разными точками зрения по спорным вопросам

Вскоре после ухода с платформы артистов в Twitter была запущена  онлайн-кампания под хештегами #DeleteSpotify, #DropSpotify, #CancelSpotify и #SpotifyDeleted, в рамках которой пользователи начали активно отменять подписку на сервис. 28 января многие пользователи столкнулись с тем, что не могли отменить свою подписку. Из-за большого количества обращений по этому поводу служба поддержки Spotify временно прекратила работу — при переходе в форму для подачи жалобы можно было увидеть сообщение о том, что ответы на вопросы могут приходить с большими задержками из-за большого числа запросов. Западные медиа быстро отреагировали на запрос — выпустили или обновили публикации о том, как отменить подписку на Spotify и Spotify Premium. 

30 января на официальном сайте Spotify было опубликовано открытое письмо основателя сервиса Даниэля Эка, в котором «для большей прозрачности работы» он поделился сводом правил в отношении контента, который с момента создания платформы ни разу не публиковался в открытом доступе. Также Эк заявил, что теперь «любой эпизод подкаста, в котором обсуждается тема коронавируса, будет отмечен специальным дисклеймером», и будет направлять слушателей в специальный раздел платформы «Все о COVID-19». «Основываясь на сообщениях пользователей в течение последних нескольких недель, мы поняли, что обязаны сделать больше, чтобы обеспечить доступ к информации от медицинских и научных сообществ, которые помогают нам и направляют нас в это беспрецедентное время. Мы услышали вас и предпринимаем следующие шаги», — сказано в заявлении. Будет ли новая политика касаться российского контента и как будет отслеживаться информация о коронавирусе в российских подкастах, в пресс-службе российского отделения Spotify не уточнили. 

Формально компания пошла навстречу требованиям, обязавшись помечать контент о коронавирусе, но будет ли какой-то эффект от нововведения, эксперты не уверены. Профессор юриспруденции Эллен Гудман, специализирующаяся на сфере информационной политики, убеждена, что подобные дисклеймеры не особенно эффективны, когда дело касается такой острой темы, как вакцинация, у которой есть ярые противники и сторонники. «Исследования показывают, что пометки о необходимости проверки фактов не способны изменить убеждения людей. С другой стороны, если у человека еще нет сформированных убеждений, если он еще не вступил в лагерь согласных или несогласных, такой дисклеймер может иметь эффект», — рассказала Гудман  в интервью каналу ABC.

Джо Роган опубликовал 31 января в своем Instagram-аккаунте видео, в котором извинился за распространение ненаучной информации, но отметил, что Малоун — «уважаемый ученый», чье мнение должно было быть услышано. Роган заявил, что впредь планирует приглашать для участия в шоу экспертов с самыми разными точками зрения по спорным вопросам. «Я сделаю все возможное, чтобы сбалансировать спорные точки зрения с мнениями других людей и найти лучший взгляд на проблему. Простите, если разозлил вас», — сказал ведущий подкаста. 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+