К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как пережить конец света: лучшие фильмы про апокалипсис и выживание

Кадр из фильма «2012»
Кадр из фильма «2012»
Последние два года пандемии показали, что реальность оказалась куда более сложной и непредсказуемой, чем любой фильм о вирусе, который захватил людей, держит их в заложниках и никак не отпустит

Постапокалиптика в кино — жанр по-настоящему захватывающий, дающий возможность абстрагироваться и вообразить невообразимое. Forbes Life сделал подборку из 13 зарубежных фильмов о конце света и отчаянных попытках человечества пережить апокалипсис — среди зомби, смертельных эпидемий и глобальных катастроф.

«12 обезьян»

«12 обезьян»

Страна: США

Год: 1995 (16+)

Режиссер: Терри Гиллиам

«12 обезьян» — фантасмагорическая антиутопия британского режиссера Терри Гиллиама c Брюсом Уиллисом, Брэдом Питтом и Мэделин Стоу в главных ролях. «Пять миллиардов человек погибнут от смертельного вируса в 1997 году. Оставшиеся в живых покинут поверхность планеты. И миром снова станут править животные» — такими словами начинается фильм, ставший классикой постапокалипсиса.

Сюжет картины нелинейный и разворачивается в нескольких временных измерениях: это 2035 год, к которому большинство населения планеты вымрет из-за эпидемии страшного вируса, а выжившие будут жить под землей, 1996-й — год, в который уголовник Джеймс Коул (Уиллис) должен вернуться с помощью машины времени, чтобы предотвратить катастрофу, а также 1990 год и Первая мировая война — временные отрезки, куда ученые отправляют избранного по ошибке, но из этих ошибок, как пазл, складывается цельная картина.

«День независимости»

«День независимости»

Страна: США

Год: 1996

Режиссер: Роланд Эммерих

Классическая голливудская лента в этом жанре с Уиллом Смитом и Джеффом Голдблюмом в главных ролях. Фильм рассказывает о масштабном вторжении на Землю пришельцев, которые хотят выкачать из планеты все ресурсы. Утром 2 июля 1996 года к планете подлетает огромный корабль, а к вечеру инопланетяне уничтожают самые большие города в мире: Нью-Йорк, Вашингтон, Лондон, Москву, Париж, Берлин, Токио. Люди в отчаянии, и защитить их могут только летчик ВВС США Стивен Хиллер (Смит) и ученый Дэвид Левинсон (Голдблюм). В конечном итоге 4 июля — День независимости — становится не просто главным американским праздником, а Днем независимости всего человечества.

Эта лента стала самой кассовой в 1996 году: на ее создание потратили $75 млн, однако в мировом прокате она собрала более $800 млн.

«Армагеддон»

«Армагеддон»

Страна: США

Год: 1998 (12+)

Режиссер: Майкл Бэй

Еще один классический для Голливуда фильм в апокалиптическом жанре. В значительной степени он продолжает дело «Дня независимости» — тот же вселенский масштаб, чрезмерный патриотический пафос. К Земле приближается огромный астероид; чтобы спасти человечество, NASA должно отправить к астероиду специальную экспедицию, задача которой — пробурить в нем скважину и заложить ядерную бомбу.

Несмотря на клишейные образы и фразы, эта картина способна тронуть даже самого неромантичного зрителя. Особенно примечателен классический в американском кино образ русского — здесь это космонавт Лев Андропов в исполнении Петера Стормаре, который бродит по станции «Мир» с водкой, ломом и в шапке-ушанке.

«28 дней спустя»

«28 дней спустя»

Страна: Великобритания

Год: 2002

Режиссер: Дэнни Бойл

Зомби-эпопея рассказывает о смертельной эпидемии, которая уничтожает Великобританию за 28 дней. Главный герой — Джим в исполнении Киллиана Мерфи — выходит из долгой комы и оказывается в опустевшем Лондоне. Бойл детально воспроизводит картину хаоса: беспорядки, эвакуация, страх, ощущение неизбежного конца и быстрые, невероятно агрессивные и по-настоящему жуткие зомби — все началось с зараженной «вирусом ярости» обезьяны и вот-вот приведет к вымиранию всего живого.

Картина обошлась в $8 млн, однако в мировом прокате собрала в десять раз больше — более $80 млн — и стала настоящим хитом в США. В 2007 году режиссер Хуан Карлос Фреснадильо снял сиквел «28 недель спустя», по нему был также сделан графический роман «28 дней спустя: Последствия», а в 2009 году вышла серия комиксов. Любопытный факт: для просмотра фильма Дэнни Бойла мастер ужасов Стивен Кинг полностью выкупил кинозал в одном из кинотеатров Нью-Йорка.

«Дорога»

«Дорога»

Страна: США

Год: 2009 (18+)

Режиссер: Джон Хиллкоут

Природные катаклизмы полностью изменили планету, цивилизация уничтожена, и Земля — это опустевшие города, в которых не осталось почти ничего живого. За скудные остатки запасов идет жесткая борьба: люди стали каннибалами, мародерами, и вопросы морали и этики, кажется, забыты навсегда. Главные герои картины — замерзшие, голодные и почти отчаявшиеся отец и сын (Вигго Мортенсен и Коди Смит-Макфи), которые пытаются добраться до побережья.

Драма Джона Хиллкоута — это экранизация одноименного романа писателя Кормака Маккарти (автор «Старикам здесь не место»), вышедшего в 2006 году. За «Дорогу» Маккарти был удостоен Пулитцеровской премии.

«Послезавтра»

«Послезавтра»

Страна: США

Год: 2004

Режиссер: Роланд Эммерих

Фильм рассказывает о масштабной экологической катастрофе, которая настигла Землю. Глобальное потепление приводит к тому, что температура Мирового океана снижается, и Земля погружается в новый ледниковый период.

Отличительная черта картин Эммериха — это по-настоящему масштабное и при этом детализированное изображение сцен разрушений и катастроф, камерные фильмы — не его конек. В этом смысле «Послезавтра» — его образцовый проект, эталонный голливудский фильм о конце света.

«2012»

«2012»

Страна: США

Год: 2009

Режиссер: Роланд Эммерих

В основе сюжета этого фильма Эммериха с Джоном Кьюсаком и Амандой Пит в главных ролях — история о параде планет, который случится, согласно календарю индейцев майя, в 2012 году. Конфигурация небесных тел вызовет глобальные природные катаклизмы. Тут можно увидеть все сразу и с присущим Эммериху размахом: и извержение вулканов, и цунами, и землетрясения.

«2012» назвали одной из самых антинаучных картин о конце света, она вызвала массу вопросов — не только с точки зрения достоверности, но и с точки зрения этики: картина откровенно спекулировала на панических настроениях. Тем не менее к ее просмотру можно подойти и исследовательски: наблюдать за тем, как в массовой культуре собираются воедино все главные человеческие страхи, связанные с апокалипсисом, — довольно интересное занятие.

«Война миров Z»

«Война миров Z»

Страна: США

Год: 2013

Режиссер: Марк Форстер

Постапокалиптический боевик режиссера Марка Форстера с Брэдом Питтом в главной роли — очередное творение про смертельную для человечества эпидемию, начавшуюся в США. Вирус почти мгновенно поражает людей и превращает их в ходячих мертвецов — в этом фильме зомби быстры, сильны, агрессивны. Главный герой картины, оказавшись в центре эпидемии, пытается найти противоядие. По сюжету, он вынужден сопровождать группу ученых, которые хотят создать вакцину — только так он может спасти свою семью, жену и двух дочерей.

Картина снята по мотивам романа Макса Брукса «Мировая война Z»: повествование в нем ведется от лица сотрудника ООН, который собирает истории людей, выживших в войне против зомби. В фильме множество расхождений с книгой, за что его часто упрекают зрители, однако он точно понравится поклонникам таких картин, как «28 дней спустя» или «Обитель зла».

«Мертвые не умирают»

«Мертвые не умирают»

Страна: США

Год: 2019 (18+)

Режиссер: Джим Джармуш

«Мертвые не умирают» — комедийный зомби-хоррор Джима Джармуша, который был снят по его собственному сценарию. События фильма разворачиваются в небольшом американском городке, главными героями выступают местные полицейские (Билл Мюррей, Адам Драйвер и Хлоя Севиньи), у которых почти нет работы. Но однажды планета сходит с оси из-за экспериментов правительства с полюсами, с животными творится что-то странное, а из-под земли начинают лезть покойники.

Фильм Джармуша, открывший конкурсную программу Каннского фестиваля в 2019 году, вызвал у многих противоречивые чувства. Кто-то назвал его худшей кинолентой режиссера, кому-то, наоборот, он горячо полюбился.

«Последняя любовь на Земле»

«Последняя любовь на Земле»

Страна: Великобритания, Швеция, Дания, Ирландия

Год: 2010 (16+)

Режиссер: Дэвид Маккензи

Фантастическая мелодрама британского режиссера Дэвида Маккензи рассказывает, как человечество день за днем теряет одно чувство за другим. Сначала ученые регистрируют потерю обоняния, затем — вкуса, последним люди теряют слух.

Главная сюжетная линия фильма — отношения эпидемиолога Сьюзан (Ева Грин) и шеф-повара Майкла (Юэн Макгрегор). На первых порах для героев это лишь мимолетная связь, однако по мере того, как разворачивается эпидемия, Сьюзан и Майкл понимают, насколько они важны друг для друга. Конец света в этой картине выглядит очень необычно — полная потеря человеком ощущений. В этом смысле жанр фильма-катастрофы здесь — лишь фасад, реальной же историей становится исследование темы близости между людьми.

«Знамение»

«Знамение»

Страна: США, Великобритания, Австралия

Год: 2009

Режиссер: Алекс Пройас

Научно-фантастический фильм режиссера Алекса Пройаса — создателя культовых картин «Ворон» и «Темный город». Лента рассказывает об астрофизике Джоне Кестлере (Николас Кейдж): ученый вскрывает «капсулу времени», которую в 1959 году заложили школьники Лексингтона. В контейнер они поместили свои рисунки — так, по их мнению, выглядит будущее. В нем, правда, оказалось еще и зашифрованное послание: Кестлер разгадывает его и понимает, что это даты, число жертв и координаты различных катастроф, которые уже случились за эти 50 лет. Несколько дат — катастрофы грядущие, и одна из них оказывается глобальной: солнечные супервспышки вскоре сожгут Землю.

Несмотря на несостыковки и штампы, Пройасу удается держать зрителя в напряжении и ожидании чего-то по-настоящему ужасного, а это и есть главное эмоциональное переживание, которое ждут от фильма-катастрофы.

«Безумный Макс»

«Безумный Макс»

Страна: Австралия

Год: 1979 (16+)

Режиссер: Джордж Миллер

Культовый австралийский боевик-антиутопия Джорджа Миллера с Мелом Гибсоном в главной роли, один из лучших примеров дизельпанковского кино. Первый фильм о «скитальце пустошей» Максе Рокатански — полицейском, который мстит за смерть семьи в постапокалиптическом мире, где главной ценностью является топливо, был снят в 1979 году. Малобюджетный, с неизвестным тогда Гибсоном в роли Безумного Макса, он быстро стал популярным и собрал в прокате около $100 млн. После такого неожиданного успеха Миллер снял два фильма-продолжения: «Безумный Макс 2: Воин дороги» (1981) и «Безумный Макс 3: Под куполом грома» (1985).

В 2015 году Безумный Макс вернулся. Главную роль исполнил Том Харди, однако в центре сюжета оказывается совсем не он, а военачальница-мятежница Фуриоза (Шарлиз Терон), которая угоняет у вождя племени Несмертного Джо фуру с топливом, забирает с собой его наложниц, а заодно и Макса. Лента получила шесть премий «Оскар» — за лучшие монтаж, работу художника-постановщика, костюмы, грим, звук и звуковой монтаж.

 «Я — легенда»

«Я — легенда»

Страна: США

Год: 2007 (16+)

Режиссер: Фрэнсис Лоуренс

Фильм является экранизацией одноименного романа Ричарда Мэтисона, который был опубликован в 1954 году. Книгу экранизировали несколько раз, и «Я — легенда» Фрэнсиса Лоуренса считается самой удачной, несмотря на серьезные расхождения с литературным оригиналом.

Уилл Смит играет последнего человека на Земле — подполковника медицинской службы американской армии Роберта Невилла. Вирус уничтожил большую часть населения, а оставшихся превратил в зомби. Невилл живет в постапокалиптическом Нью-Йорке и патрулирует пустынные улицы города вместе со своим единственным другом — овчаркой Сэмом. Он пытается создать средство, которое поможет покончить с эпидемией, и отчаянно ищет других выживших.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+