Огромный алмаз продают за криптовалюту, NFT-медведи теснят обезьян: новости арт-рынка
Аукционные дома: на торгах черный бриллиант в 556 каратов, Бернар Арно нацелился на Sotheby’s
На онлайн-торгах Sotheby’s с 3 по 9 февраля — рекордсмен Гиннеса, черный бриллиант «Энигма» метеоритного или астероидного происхождения весом 555,55 карата. Бриллиант выставлен на аукцион без резервной цены, то есть достанется тому, кто сделает самую большую ставку. Эстимейт лота не объявлен. Заплатить за «Энигму» можно будет криптовалютой. Это второй случай продажи бриллианта за криптовалюту на аукционе Sotheby’s: летом 2021 года бесцветный бриллиант «Ключ 10138» в 101,38 карата был продан за криптовалюту, эквивалентную $12,2 млн.
Аукционный дом Sotheby’s не только экспериментирует с форматами торгов, но переживает серьезную трансформацию: появились сообщения о том, что его владелец, французский миллиардер Патрик Драи (№186 в глобальном списке Forbes, $7,6 млрд), провел консультации с представителями Goldman Sachs и Morgan Stanley о возможном выводе компании на биржу. Телекоммуникационный магнат приобрел Sotheby’s в 2019 году (сумма сделки тогда составила $3,7 млрд). Почти сразу были названы потенциальные покупатели компании: помимо eBay, а также банков Credit Suisse First Boston и Morgan Stanley к их числу относят и владельца группы LVMH Бернара Арно (№3 в рейтинге богатейших мира по версии Forbes, $190,3 млрд). Если Sotheby's достанется Арно, то его противостояние с Франсуа Пино (Forbes №32, $49,9 млрд), которому с 1998 года принадлежит Christie’s, выйдет на новый уровень. Арно уже владел аукционным домом: с 1999 до начала 2000-х ему принадлежал Phillips, который миллиардер продал по частям.
Одновременно стало известно о том, что английский аукцион Bonhams, стремясь усилить свое присутствие в Европе, приобрел шведский дом Bukowskis с аукционными площадками в Стокгольме и Хельсинки и несколькими европейскими представительствами. Сумма сделки не разглашается, но известно, что суммарный оборот Bukowskis за 2021 год составил $21,7 млн, а главным топ-лотом стала картина Андерса Цорна, ушедшая с молотка за £2,9 млн.
NFT: медведи против обезьян, Молочников в метавселенной
Редакторы Wikipedia отказались признавать NFT-токены искусством. По результатам голосования редакторов из списка рекордов продаж на рынке искусства исключили NFT-проект Pak «Слияние» ($91,8 млн) и работы Beeple «Первые пять тысяч дней» ($69 млн). Пять редакторов онлайн-энциклопедии высказались «за» исключение NFT и один — «против». Ключевой момент спора: можно ли назвать NFT самодостаточным произведением искусства или всего лишь его цифровым «придатком».
Тем временем NFT-проект PhantaBear, запущенный 1 января, за первые две недели обошел по объемам продаж одного из фаворитов арт-рынка — студию Yuga Labs с их проектом Bored Ape Yacht Club. Так на смену обезьянам пришли медведи: PhantaBear за прошлую неделю было продано в 25 раз больше, чем обезьян. Сейчас самый дешевый токен PhantaBear, в раскрутку которого вложились азиатские поп-знаменитости, стоит порядка $10 000.
В России галерея «Март» вместе с художником Михаилом Молочниковым запускает проект «Алфавит». Его анимированные NFT-коллажи, выполненные в конструктивистской эстетике буквы русского алфавита, будут доступные на платформе Foundation с 21 января. Так «Март» намерен заявить о себе в метавселенной.
Африку покупают все больше
Согласно подсчетам Artnet, за последние два года объем продаж работ современных африканских художников увеличился на 434% и по итогам 2021 года составил порядка $40 млн ($7.5 млн в 2019 году). Как отмечают аналитики портала, большинство из них обходятся без посредничества галерей и не имеют за плечами даже пары выставок. По мнению Artnet феномен объясним двумя факторами: цифровая революция и рост спроса на работы BIPOC-художников (не белых). Одно из имен, которое стоит запомнить, — Амоако Боафо. в 2020 году на рынке оказалось 32 его работы, которые в сумме принесли $8,2 млн. В прошлом году произведений стало на треть меньше (19), зато оборот от их продажи увеличился до $11,6 млн.
Исследование Bloomberg в свою очередь показало, что одной из основных движущих сил международного арт-рынка остаются коллекционеры из Азии. Эксперты также говорят о том, что их вкусы за последнее время стали более избирательными: они выборочно охотятся только за настоящими шедеврами и раритетами. Этой тенденцией планируют воспользоваться ведущие аукционные дома: в конце прошлого года все они заявили о планах наращивания своего физического присутствия в регионе.
Музеи и коллекционеры: Метрополитен-музей и миллиардер Джеймс Кларк возвращают свои собрания в Камбоджу, Метрополитен покупает тиражного ван Гога
В прошлом году «Досье Пандоры» положило начало инициативе мировых музеев вернуть Камбодже произведения кхмерского искусства из своих собраний. Все они свое время были приобретены при посредничестве британского коллекционера и недобросовестного дилера Дугласа Лэтчфорда. Метрополитен-музей сейчас пересматривает провенанс 45 экспонатов. Дочь Лэтчфорда уже согласилась вернуть правительству страны порядка 125 предметов, оценивающихся в $50 млн. На прошлой неделе стало известно, что расстаться с 35 работами, оцененными в $35 млн, готов и создатель Netscape Джеймс Кларк (№300 в глобальном Forbes, $3,5 млрд). Он покупал у Лэтчфорда с 2003 по 2008 годы.
Кроме того, Метрополитен-музей объявил о покупке четырех редких тиражных работы Винсента Ван Гога, аналогов которым нет ни в одном другом американском музее. Сделка, сумма которой не разглашается, была осуществлена при посредничестве Christie’s, выступавшего от лица частного владельца работ из Миннесоты.