К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Афиша для меломанов: Вагнер в Большом, много оперы и день рождения Юрия Башмета

Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Московская филармония проводит музыкальный марафон в честь своего 100-летия, в Москву едет канадский пианист-виртуоз Марк-Андре Амлен и бельгийский хор Collegium Vocale Gent, а Большой дает вторую премьеру совместно с Метрополитен-опера — зима меломанов расписана до марта
 Марк-Андре Амлен на фестивале Скрябина в Концертном зале имени П. И. Чайковского
DR

Марк-Андре Амлен на фестивале Скрябина в Концертном зале имени П. И. Чайковского

16 января

В Москву с гастролями приезжает Марк-Андре Амлен — канадский пианист-виртуоз и интеллектуал (сочетание довольно редкое). Критики называют его «исполнителем с почти нечеловеческими техническими способностями» (The New York Times) и «единственно достойным преемником Гленна Гульда». Славу виртуоза Амлен заслужил благодаря интерпретациям сочинений невероятной сложности. Например, этюдов Шопена в транскрипции Леопольда Годовского, а на уже существующие транскрипции он делает собственные — сверхсложные. Другое качество, которое отмечают знатоки, — страсть пианиста к «нехитовой» музыке.  Амлен открыл миру неизвестные сочинения прошлого века, в том числе, кстати, много русской музыки (в Москву он как-то привозил программу из сочинений Самуила Файнберга, чью музыку в репертуаре российских пианистов не сыскать). О его непререкаемом авторитете говорит не только география концертов – а пианиста приглашают самые известные сцены мира, — количество дисков (более 120), но и статус семикратного лауреата главной музыкальной премии Канады Juno, а также одиннадцать номинаций на премию Grammy.

Для выступления на фестивале Скрябина пианист подготовил мощную программу, которую открывает сюита Карла Филиппа Эммануила Баха, а венчает могущественный «Hammerklavier» Бетховена, скрябинская «Белая месса» (Соната №7) идет в паре с «Сарказмами» Прокофьева, современника великого мистика. К слову, сам фестиваль — масштабный проект к 150-летию со дня рождения композитора — заслуживает внимания, есть любопытные концерты на разных площадках Москвы и Петербурга, даже в Планетарии.

Концерт в день рождения Юрия Башмета  в Концертном зале имени П. И. Чайковского
Михаил Джапаридзе·ТАСС

Концерт в день рождения Юрия Башмета в Концертном зале имени П. И. Чайковского

24 января

Юрий Абрамович неизменно празднует день рождения на сцене. В этом году — в умопомрачительном (особенно по нынешним временам) окружении. Поздравить маэстро приедут звезды мировой величины. Гобоист Альбрехт Майер, чей статус солиста легендарного Берлинского филармонического оркестра говорит сам за себя, исполнит сольную партию в мотете Моцарта Exsultate, jubilate. «Обладатель самого прекрасного баса на земле» (Gramophone) Рене Папе представит вокальный цикл Мусоргского «Песни и пляски смерти». (Факт, подтверждающий невероятную популярность артиста: резиновая уточка с его обликом продается в сувенирном магазине Метрополитен-опера).

Сопрано Аида Гарифуллина блеснет с «Луизой» Шарпантье, скрипач Сергей Крылов — с виртуозной «Цыганкой» Равеля, пианист Олли Мустонен — с сольной партией в Фантазии для фортепиано, хора и оркестра Бетховена. Румынские народные танцы Бартока в переложении для мандолины и камерного оркестра исполнит Ави Авиталь — израильтянин сегодня делает для своего инструмента примерно то же, что Башмет с альтом, то есть всеми силами выводит мандолину, редкий и нетривиальный инструмент, в разряд концертных. В ансамбле с ними — хор Intrada и камерный оркестр «Солисты Москвы», который готовит еще пару хитовых номеров.

Месса Баха в исполнении ансамбля Collegium Vocale Gent в Концертном зале имени П. И. Чайковского
DR

Месса Баха в исполнении ансамбля Collegium Vocale Gent в Концертном зале имени П. И. Чайковского

25 января

Дирижер Филипп Херревеге  и его Collegium Vocale Gent впервые появились в Москве в 2004-м, Валерий Гергиев сделал такой подарок слушателям Пасхального фестиваля. Большой зал консерватории был ошарашен: в России исторически информированное исполнительство только пробивало себе путь на малые сцены (что говорить о больших), публика уже понимала, что барочную музыку надо играть иначе, чем в прошлом веке, но как? И вот приехали бельгийцы и показали изящество без вычурности, возвышенность без пафоса, старинные инструменты без фальши, к тому же на примере «Страстей по Матфею» — самого популярного и проникновенного сочинения Баха.

К тому же Collegium Vocale Gent — это не только инструментальный ансамбль, но и хор, равного которому по мастерству не сыскать. В этот раз Херревеге привезет другой великий опус Баха — Мессу си минор.

Юбилейный марафон в честь 100-летия Московской филармонии в Большом зале консерватории и Концертном зале имени П. И. Чайковского
DR

Юбилейный марафон в честь 100-летия Московской филармонии в Большом зале консерватории и Концертном зале имени П. И. Чайковского

29 и 30 января 

Вековой юбилей Московская филармония празднует элегантно и нетривиально. 29 января в Большом зале консерватории будет повторена историческая программа торжественного открытия филармонии, которая прозвучала ровно сто лет назад: Девятая симфония Бетховена (с участием Хиблы Герзмава), Второй фортепианный концерт Рахманинова (Денис Мацуев), «Поэма экстаза» Скрябина и два хоровых сочинения — «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу» Ипполитова-Иванова и «Развалина башни» Танеева.

А вот на следующий день уже в Концертном зале им. Чайковского  нон-стоп будет звучать музыка. Новое детище филармонии, Российский национальный молодежный симфонический оркестр, выступит с Густаво Дудамелем. С последнего визита маэстро заметно заматерел и получил немало солидных ангажементов, в этот раз он сыграет Первую симфонию Малера. Следующий концерт — камерный: трио Моцарта исполнят скрипачка Анне-Софи Муттер, виолончелист Пабло Феррандес и пианист Ламбер Оркис. Отметим, что Муттер и Оркис выступают вместе уже 30 лет, к четвертьвековому юбилею Deutsche Grammophone выпустил их «Серебряный альбом». А ближе к полуночи пианист Даниил Трифонов возведет под своды зала искусство фуги Баха.

Возобновление оперы «Хованщина» в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко
DR

Возобновление оперы «Хованщина» в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко

2 и 3 февраля

Монументальное полотно Мусоргского в постановке Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко стало лауреатом «Золотой маски» в 2015 году, получив награду за лучший спектакль. Режиссер Александр Титель и художник Владимир Арефьев поместили сюжет в аскетичные рамки деревянного скита, исторические страсти (кровавый стрелецкий бунт) подпитывались человеческими. Любовный треугольник, предательство, месть, убийство, духовный раскол и трагедия самосожжения. Но главной героиней того спектакля была музыка: над постановкой работал Александр Лазарев, исключительный знаток и интерпретатор русской классики. Над возобновлением также работает Александр Николаевич, вернется и бас Дмитрий Ульянов, чья работа над образом Хованского, отвратительного и одновременно притягательного, придавала спектаклю необходимую и достойную народной музыкальной драмы глубину.

А в июне «Хованщина» появится в репертуаре Большого театра. Ее ставит британец Саймон Макберни, знакомый москвичам по работе с оперой Стравинского «Похождения повесы».

 Опера «Саломея» на Исторической сцене Большого театра
DR

Опера «Саломея» на Исторической сцене Большого театра

8 февраля

Спектакль-номинант «Золотой маски»,  опера Рихарда Штрауса «Саломея», — копродукция Большого театра и Метрополитен-опера. Пандемия внесла в планы совместной работы свои коррективы. Московская премьера прошла с триумфом год назад, нью-йоркская — отложена.

Для режиссера Клауса Гута «Саломея» — игры разума, где из мира по Набокову «бедная, замученная девочка» становится карателем. Режиссер пользуется практически кинематографическими приемами. Намеки, жесты, детали — Гут поддерживает напряжение, пытается, как детектив (или психотерапевт. Фрейд здесь играет не последнюю роль, учитывая, в какие времена была написана пьеса Оскара Уайльда), найти причины жестокости Саломеи. Предполагалось, что заглавную героиню будет петь Анна Нетребко, но певица практически сразу сняла свое имя с афиши. В результате Москве повезло услышать Асмик Григорян — на сегодняшний день, без преувеличения, лучшую из лучших. Достаточно сказать, что слава с этой партией пришла к Григорян в Зальцбурге, где спектакль ставил Ромео Кастеллуччи.

Премьера оперы «Лоэнгрин» в Большом театре
DR

Премьера оперы «Лоэнгрин» в Большом театре

24-25, 27-28 февраля, 2-3 марта  

«Лоэнгрин» Вагнера — вторая постановка театра в копродукции с Метрополитен-опера. Ставят спектакль франко-канадский режиссер Франсуа Жирар и американский дирижер, музыкальный руководитель Вашингтонской оперы Эван Роджистер. Международную известность Жирару принесли «Тридцать два короткометражных фильма о Гленне Гульде». Затем были отмеченная «Оскаром» за саундтрек «Красная скрипка» и «Шелк» с Кирой Найтли. На оперной сцене Жирар поставил «Парсифаля», причем сразу в Метрополитен-опере. Ждет ли его «Лоэнгрина» успех в Москве — пока неизвестно, но в любом случае появление Вагнера в Большом меломаны ждут очень давно. В XXI веке здесь ставили и затем возобновляли только «Летучего голландца», и оба раза он шел недолго. В отличие от Мариинского театра, где идут практически все вагнеровские шедевры. И вот появляется шанс посоперничать.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+