К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

В Лондоне исчезли три топ-лота: как прошла неделя русского искусства на аукционах

Константин Коровин, «В саду», 1923 (Фото Christie’s)
Константин Коровин, «В саду», 1923 (Фото Christie’s)
Аукционы Christie's, Sotheby's, Bonhams и MacDougall's провели неделю русских торгов. Они запомнятся не только хорошими продажами, но и интересным прецедентом, когда с аукционов были сняты сразу три топ-лота

Самая большая выручка оказалась у Sotheby’s, по результатам трех торгов: декоративно-прикладным искусством, русской живописью и современным искусством. Полотна Айвазовского пользуются стабильным успехом, два итальянских вида, продались одним лотом за £1 млн при предварительной оценке в £600 000–800 000. 

«Натюрморт с чайником и  подносом» Петра Кончаловского с учетом комиссии перешагнул миллионную отметку, а картина Алексея Саврасова «Волга под Юрьевцем» буквально чуть-чуть не добралась до нее. Торги декоративно-прикладным искусством запомнились продажей цветущей яблони из позолоченного серебра с эмалью в стакане из горного хрусталя фирмы Фаберже за £327 000. В разделе послевоенного и современного искусства лидером стал Эрик Булатов с картиной «Небо и море» 1985 года. Произведение с большими белыми буквами на фоне пейзажа было оценено в £600 000–800 000, но в ходе торгов достигло £1 млн. С трех аукционов Sotheby’s получил £17,6 млн.

«Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского (Фото Sotheby’s)

Общая выручка торгов у Christies по итогам двух аукционов составила почти £5,9 млн.
Весомый вклад внесли «Генуэзская крепость на
Черном море» Ивана Айвазовского (£862 000) и «В саду» Константина Коровина (£742 000). Триумфально прошел отдельно устроенный аукцион «Шедевры
Фаберже из коллекции Гарри Вульфа». Эстимейт был превышена вдвое
и в итоге торги собрали £5,2 млн. Было распродано 98% лотов. Самым дорогим
предметом — £350 000 — стала мозаичная брошь
из золота и платины, украшенная драгоценными камнями (дизайн Альмы Пиль, около
1913 года).

 
Константин Коровин, «В саду», 1923 (Фото Christie’s)

Торги MacDougall’s
принесли устроителям £3,7 млн. Главной звездой, как и ожидалось, стал портрет Екатерины
Великой кисти Дмитрия Левицкого, проданный одним лотом с письмом императрицы о
необходимости вакцинации от оспы за £951 000. Чуть за меньшую сумму — £915
000 ушло масштабное полотно Генриха Семирадского «Превратности судьбы
(«Потерпевший кораблекрушение»).

MacDougall’s. Дмитрий Левицкий, «Портрет императрицы Екатерины II» с письмом императрицы о необходимости вакцинации (Фото MacDougall’s)

Аукционный
дом Bonhams заработал примерно £1,6
млн. Больше всего заплатили за работу Олега Васильева «Полет» 1999 года. Созданная в память о Борисе Свешникове картина
при эстимейте £30 000–50 000 ушла с молотка за £150 300. На втором месте с
результатом £100 200 оказался «Мальчик с балалайкой» 1930 года Николая
Богданова-Бельского.

 

Три аукционных дома сняли с торгов
три своих топ-лота: «Натюрморт с яблоками» 1912 года Кузьмы Петрова-Водкина у Sotheby’s имел внушительный
эстимейт£2,5- 3,5 млн и звание самой дорогой картины в русском
сегменте. Но на аукцион так и не попал. Глава отделения Sotheby's в России Ирина Степанова отказалась от комментариев, сообщив Forbes Life, что подлинность и провенанс лота «безупречны и не вызывают сомнений». Еще одна работа Петрова-Водкина — задумчивый «Орфей» — пример ранних творческих исканий художника в стилистике модерн оценивался дороже всех у MacDougall's, в £1-2 млн, тоже исчез с торгов без объяснения причин.

Кузьма Петров-Водкин, «Орфей» (Фото MacDougall’s)

Эстимейт «Портрета военного» 1911
года кисти Валентина Серова публично Bonhams не озвучивал. Без
сомнения, речь шла о сумме в несколько миллионов фунтов, но именно к этой
работе было больше всего вопросов. По некоторым данным, картину, имеющую
экспертизу Государственной Третьяковской галереи и участвовавшую в
монографической выставке Серова в 2015 году в Третьяковке на Крымском валу, опубликованную в каталоге, хотели
музею подарить. Однако, галерея предпочла от дара отказаться. Историк искусства, эксперт
Сергей Подстаницкий выразил сомнение в подлинности «Портрета военного» уже исходя
только из формы изображенного. Валентин
Серов умер в 1911 году, а судя по костюму неизвестный военный одет в форму,
которая датируется 1914-1917 годом. Коллекционер и галерист Михаил Фадеев в
группе «Экспертное бюро Подстаницких» на Facebook при обсуждении картины
Серова на предаукционной выставке Bonhams в Историческом музее
оставил комментарий, что в 1980 -1990 годах ему показывали этот портрет и в
качестве автора значился Сварог и кажется даже была его подпись. В том же треде
коллекционер Александр Савинов вспоминает, что владелец портрета приносил его
на выставку «Портреты неизвестных» в 1990-е годы в Музей-квартиру Сытина, как
произведение Ильи Репина. Какой аргумент стал главным в решении аукционного
дома Bonhams убрать портрет с торгов пока
неясно. Отдел русского искусства аукционного дома отказался от комментариев, пояснив, что снять с лот с торгов — привычная аукционная практика.

Валентин Серов, «Портрет военного» (Фото Bonham’s)

Закономерный вопрос, что послужило причиной такого действия.  То ли закрались сомнения в
подлинности картины или вскрылись какие-то неясные подробности ее предыдущих
продаж, то ли передумали владельцы или картину продали до торгов в режиме частной сделки.  Примеров, когда произведения
искусства выкупались до начала торгов, достаточно много. Иногда весь аукцион
выкупался полностью, вспомним расстроившую других коллекционеров,
настроившихся на борьбу, покупка миллиардером Алишером Усмановым собрания
Вишневской-Ростроповича на Sotheby’s или приобретение императорских яиц фирмы Фаберже миллиардером Виктором Вексельбергом на Sotheby’s. Вероятнее всего это произошло у Sotheby’s с «Натюрмортом с
яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина. Прекрасное полотно, где есть и яблоки, и конь, хотя и в виде
подготовительной работы, висящей на стене, и особый нежный светлый колорит, и
органичное соединение несколько точек зрения, скорее всего, ушло к новому владельцу, не дожидаясь аукциона. С потусторонним «Орфеем»
Петрова-Водкина у MacDougall’s дела обстоят загадочнее
всего. Полотно продали в 2013 году в аукционном доме «Кабинет» за 30 млн
рублей. Почему картину в этот раз сняли с торгов, аукционный дом MacDougall’s не сообщил. 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+