«Спенсер»: как королевская семья, еда и любовница Чарльза свели с ума принцессу Диану
В 2019 году на фестивале кино в Торонто чилийский режиссер Пабло Ларраин («Джеки», «Эма») встретил Элис Шерц — агента американской актрисы Кристен Стюарт (сага «Сумерки»). Он рассказал ей, что планирует снять картину «Спенсер» — фильм, рассказывающий о том, как принцесса Диана провела рождественские праздники в Сандрингемском дворце вместе с королевской семьей. «Это будет своего рода басня, абстрактная сказка — что угодно, но только не традиционная биографическая драма», — пообещал Ларраин Шерц. Он мечтал, чтобы именно Стюарт сыграла Диану, потому что был уверен, что только Кристен достаточно смелая, искренняя и бесстрашная, чтобы исполнить эту роль в таком фильме. Услышав предложение, актриса сказала, что никогда бы не отказалась.
Когда Ларраин узнал, что Стюарт согласна сыграть в картине, он начал искать сценариста. Главная идея Пабло заключалась в том, что ни один человек в мире на самом деле не знает, кто такая принцесса Диана. «Пожалуй, Диана — самая загадочная и в то же время самая известная личность ХХ века», — объяснял задумку Ларраин. Он не планировал снимать байопик и не хотел концентрироваться на документальности и достоверности, хотя отлично справился с таким жанром, работая над картиной «Джеки».
Пабло пригласил занять кресло сценариста Стивена Найта, известного по сериалу «Острые козырьки». С одной стороны, Найт отлично умеет работать с исторической фактурой, а с другой — знает, как подлить драмы в огонь, чтобы картина не выглядела пресной и до банального бытовой. Стивен написал сценарий к «Спенсер» всего лишь за месяц. Он провел ряд интервью с людьми (кто были его источники, Найти не разглашает), которые работали на принцессу Диану, пока она была частью королевской семьи, и решил, что картина будет посвящена рождественским каникулам в 1991 году.
На три дня все представители королевской семьи приехали в Сандрингемский дворец, чтобы отпраздновать Рождество. По мнению Найта, именно тогда принц Чарльз и Диана поняли, что их браку конец, что дальше они не смогут терпеть друг друга и изображать хотя бы какое-то подобие любви. «Абсолютно точно именно в то Рождество Диана поняла, что с нее хватит. И я подумал, что рождественские праздники — идеальный антураж для фильма, потому что с ними связано и множество визуальных образов, и очень яркие эмоции. И вот в такой атмосфере сочельника и Рождества мы сможем выяснить и показать, кем была Диана и что творилось у нее в голове», — комментировал сценарий Найт.
Сюжет «Спенсер» действительно полностью сфокусирован на том, что происходит в голове Диана. Это очень красивая, тревожная и метафоричная визуализация безумия, которое с каждым днем все сильнее захватывает принцессу. Диану сводят с ума роман Чарльза с Камиллой Паркер Боулз, церемониальность королевской семьи и бесконечное количество правил и традиций, необходимость постоянно трапезничать и наслаждаться едой (много лет Диана боролась с булимией — расстройством пищевого поведения), требование жить с задернутыми шторами, потому что за дворцом следят десятки папарацци, тишина и пыль, которая толстыми слоями лежит на старинной мебели.
Спенсер нужно провести во дворе всего лишь три дня, но они кажутся ей бесконечными. Время во дворце превращается в зыбучий песок, в который Диана проваливается, не зная, когда же наконец обретет твердую почву под ногами. Она считает, что у королевской семьи нет будущего. Виндзорская династия безнадежно отстала от мира, запутавшись в том, где есть прошлое и где есть настоящее. И если представителей королевской семьи устраивает размеренная жизнь по правилам Викторианской эпохи, то Диана чувствует, как задыхается и теряет связь с реальностью. Ей начинает мерещиться во дворце Анна Болейн, судьба которой напоминает принцессе ее собственную. Генрих VIII обезглавил супругу, чтобы счастливо жить с любовницей. Диане кажется, что Чарльз тоже с радостью избавился бы от нее, вот только Спенсер не способна так же покорно и смиренно сложить голову.
В королевской семье все предрешено — ничего нельзя изменить и ни с чем нельзя поспорить, но бунтарский характер Дианы просто не позволяет ей сдаться. Она признается старшему сыну Уильяму, что ей нравится злить королевскую семью. И хотя Диана старается не делать глупостей ради детей, она уже не может контролировать собственное безумие.
По дороге во дворец принцесса замечает пугало в поле, на которое надели старую вощеную куртку Barbour (любимый бренд одежды королевской семьи, в таких куртках все представители династии ездят на охоту) цвета кирпича. Диана помнит, как еще будучи ребенком она вместе с соседскими друзьями наряжала пугало. Она снимает куртку и забирает ее с собой, чтобы починить и почистить. Диана хочет вернуть этому «барбуру» целостность и смысл, потому что чувствует себя таким же неказистым, страшным и отталкивающим пугалом в королевской семье.
Ларраин постоянно подчеркивает, насколько неуместно Диана выглядит в замке. Мрачная готическая архитектура, пасмурная погода и постоянный туман, утилитарные темно-синие автомобили, сдержанные наряды природных оттенков, манера говорить вполголоса, суровые лица и тревожная классическая музыка — так выглядит Великобритания для королевской семьи. И Диана, рассекающая по Норфолку на зеленом кабриолете Porsche в жакете Chanel колор-блок (представители королевской семьи носят только британские бренды), — злостная нарушительница устава и постоянный повод для раздражения и беспокойства.
Во-первых, Диана не хочет взвешиваться, а это обязательная традиция. В 1847 году принц Альберт обязал всю королевскую семью накануне Сочельника взвешиваться. За последующие три дня рождественских праздников каждый представитель династии должен был набрать не менее 1,5 кг веса. Эта прибавка символизировала, что семья вкусно ела и отлично отдыхала. Для современных представителей королевской династии это просто забава, а для Дианы — настоящая травма, потому что у нее обострение булимии. Она практически ничего не ест, и каждый прием пищи сопровождает паническая атака. При этом Чарльз считает, что булимия — это надуманный бред. Диане сочувствуют только слуги, которые надеются, что принцесса уцелеет и не сойдет с ума.
Во-вторых, Спенсер постоянно опаздывает на каждое торжество и позволяет себе прийти даже позже королевы. В-третьих, она надевает неправильные наряды. В-четвертых, Диана гуляет там, где ее могут застукать репортеры. В-пятых, она требует включить отопление, потому что во дворе ужасно холодно, а королевская семья почему-то привыкла отапливать здание только каминами. Можно до бесконечности перечислять, как принцесса бастует против режима, но в конечном счете все это бунтарство вредит только ей самой. Если Диана сойдет с ума, это будет на руку королевской семье. Это будет поводом избавиться от нее и забыть про постоянную драму.
К слову, Кристен Стюарт, которую часто ругают за излишнюю драматичность, справилась с ролью Дианы прекрасно, несмотря на все сомнения критиков. Она не скатилась в фарс и не ударилась в гиперболу. Стюарт очень естественно передала, что Диана постоянно жила в страдании, в страхе и в смятении. Это не наигранный образ избалованного ребенка (а именно так принц Чарльз воспринимает жену). Спенсер действительно сходит с ума, осознавая, что не может сбежать из этого проклятого дворца и что смерть — это единственный способ спастись.
Размеренный, чинный и даже церемониальный, как сама королевская семья, фильм «Спенсер» наглядно демонстрирует, что именно довело Диану до безумия и почему она не смогла справиться со своими демонами. Пабло Ларраин и Стивен Найти не претендуют на достоверность и не пытается жонглировать историческими фактами. Они по-человечески, субъективно и однобоко пытаются понять принцессу и оправдать ее безумие.
В самом начале картины шеф-повар Даррен, мечтающий накормить Диану, спрашивает ее, как она оказалась посреди поля. Принцесса отвечает, что просто заблудилась. И зрителю во время просмотра «Спенсер» остается только надеяться, что сломленная и потерянная Диана сможет выбраться из этой западни.