К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Безалаберщина и лганье: какие слова пропали из русского лексикона за последний век

Фото Getty Images
Фото Getty Images
22 ноября, в день рождения В. И. Даля, в России отмечается День словаря. Специально к этой дате «Яндекс» провел исследование, как изменилась лексика русского языка с первой половины XX века, и составил список 100 исчезающих слов

В качестве материала для исследования специалисты провели сравнительный анализ статей и комментариев современных блогеров на «Яндекс.Дзене» и дневниковые записи, сделанные с 1900 по 1940 год, из собрания центра «Прожито» при Европейском Университете в Санкт-Петербурге. В результате они сформировали два списка, в каждом из которых 1000 слов. Первый — со словами, частотность которых снизилась по крайней мере в десять раз за последний век, а второй — со словами-приобретениями русской лексики, которые ни разу не встретились в дневниковых записях первых сорока лет XX века или изменили контекст своего употребления позже. 

Например, в дневниках, сделанных в период до Великой Отечественной войны, часто употребляется слово «воркотня», на смену которому пришли «болтовня» или «ворчание», а вместо расхожего сегодня «быстро» раньше чаще использовали «ходко». Или, например, «кликать», которое в первой половине ХХ века использовалось как синоним «звать», сейчас означает нажатие на кнопку компьютерной мыши. 

Также на сайте исследования «Яндекса» сейчас можно найти список из ста уходящих и ушедших из русской лексики слов с примерами употребления и современными аналогами, примеры слов-приобретений и лексику, которая изменила основное значение. Некоторые слова просто изменили свое звучание: так «безалаберщина» стала «безалаберностью», «вздорожать» — «подорожать», а «до невероятия» сократилось до «невероятно». А другие вовсе исчезли из нашего лексикона: мы больше не говорим «безначалие» (отсутствие начальства), «вчуже» (со стороны), «захолонуть» (застыть) или актуальное в последние годы слово «инфлюэнца» (грипп).  

 

Для поиска слов, у которых изменилось основное значение, аналитики проверяли, насколько изменился контекст их употребления. С помощью алгоритма word2vec они получили векторы связей слова с другими в каждом из двух корпусов — современных блогах и дневниках «Прожито», а потом нашли такие векторы, которых в сравниваемых корпусах сильно отличаются. Датасет, который содержит информацию, как менялся русский язык с первой половины XX века, по словам исследователей, может быть полезен для лингвистов, которые смогут использовать его данные в своих научных работах. 

«Слова не только уходят, язык постоянно пополняется новыми словами. И дело не только в том, что появляются вещи, которые надо как-то называть (например, парковка, кроссовки, чипсы). Есть и такие слова, к которым мы давно привыкли, но которых всего сто лет назад еще не было в русском языке — во всяком случае, они не встречаются в текстах из корпуса «Прожито». Бывают и другие изменения: слово не уходит, но сильно меняет своё основное значение. Чтобы найти такие примеры, аналитики
«Яндекса» сравнивали лексические окружения каждого слова в двух корпусах — то есть проверяли, насколько изменился контекст его употребления», — комментирует Борис Иомдин, ученый
«Яндекса», заведующий сектором Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+