«Если все делают музыку для TikTok, то кто будет делать музыку для моего поколения? Я с радостью возьмусь за эту работу», — говорила Адель в интервью Зейну Лоу для Apple Music. Поколение, о котором говорит певица, взрослело на балладах Хьюстон и Мэрайи Кэри, и голосом миллениалов Адель стала сразу после релиза своей дебютной пластинки «19». В ней характерный для певицы соул чаще сочетался с акустической гитарой, хотя иногда звучание делало реверанс в сторону электропопа, впрочем, довольно сдержанный. Индивидуальный стиль Адель утвердился ко второму альбому — «21». В нем музыка по-прежнему сохранила верность соулу и R&B, но теперь стала звучать еще более дерзко.
С этих пор творчество певицы становится вневременным: несмотря на современный продакшн, ее музыка звучит так, будто записывалась много лет назад и давно знакома аудитории, что заставляет полюбить Адель. В третьем альбоме — «25» — только одна композиция — Send My Love (To Your New Lover) — выбивается из общего звучания и напоминает о современности. Этот трек, спродюсированный вместе со шведами Максом Мартином и Shellback, нарочно записан иначе, чем другие песни с пластинки. После релиза он ожидаемо стал хитом наравне с более привычными для Адель композициями Hello и When We Were Young со старомодным звучанием.
Певицу принято ругать за эту старомодность и за то, что в своем творчестве она ориентируется на эстраду и звук 1950-1960 годов, отчего ее песни сравнивают с американо-канадским радиоформатом — «середина дороги» (Middle of the Road, или MOR). Сейчас эту аналогию используют, в первую очередь чтобы раскритиковать что-либо за безыскусность: музыку такого формата считали приятной, но не слишком сладкой, не слишком модной, но при этом не устаревшей. В общем, беззубой. В чем угодно, но именно в этом трудно обвинять Адель, чьи тексты всегда были хлесткими и остроумными, а о разбитом сердце ей удавалось петь, передавая всю глубину и гамму эмоций.
Повод для опасений на тему беззубости творчества певицы дал ее прошлый альбом-блокбастер «25», который получился слишком прилизанным, если не сказать безупречным, из-за чего музыка с пластинки казалась немного безжизненной, несмотря на огромную популярность пластинки. На самом деле уже в дебютном «19» было много оригинальных решений: в песне Best For Last бас звучал достаточно непривычно, First Love напоминала колыбельную благодаря звукам челесты (клавишного металлофона, по звуку напоминающего пианино или фортепиано) и глокеншпиля (оркестровым ударным, по которым бьют молоточками). Альбом «21» был полон энергии и напористости, поэтому и от следующей пластинки ожидали многого.
Первый сингл с альбома «30» — Easy On Me — дает повод думать, что Адель решила пойти по пути наименьшего сопротивления: песня сделана в классическом для певицы стиле, простая, привлекающая внимание в основном за счет текста. Тем не менее Easy On Me — единственная композиция во всем альбоме, которая напрямую связана с темой развода Адель и Саймона Конекки.
Развод дал певице сильный импульс для записи альбома «30». Часть песен на новой пластинке посвящена проживанию расставания. В My Little Love — пожалуй, наиболее личной среди других песен — Адель обращается к сыну, используя в композиции диктофонные записи, которые ей предложил делать психотерапевт. Под ритм, напоминающий соул 1970-х, музыкальная сила певицы раскрывается сильнее привычного, и не только через пение, как раньше, а в том числе благодаря силе слов, надиктованных в аудиозаписях для себя, а теперь ставших публичными. Адель говорила, что на использование подобного инструмента ее вдохновили рэперы Tayler, The Creator и Skepta.
Следом за My Little Love идет целый блок не самых привычных для Адель песен. Если Cry Your Heart Out, вдохновленная лондонским дабом, еще напоминает о британском соуле, который больше всего ассоциируется с певицей, то Oh My God и Can I Get It по звучанию гораздо ближе к поп-музыке. Первая напоминает по звучанию британскую электронику и поп-композиции из Соединенного Королевства, которые крутили в 2010-х. Тогда как Can I Get It (еще один результат работы шведских продюсеров Макса Мартина и Shellback) скорее микс из того, что в нулевых делала Мадонна, и современного американского попа.
В I Drink Wine Адель слегка отвлекается на привычное для себя звучание, но уже в следующей композиции используется сэмпл джазмена Эрола Гарнера. В интерлюдии All Night Parking, добавляя к музыке Гарнера хип-хоп-бит, Адель поет о новой влюбленности после горького расставания, а сразу за ней идет трек Woman Like Me, где певица разносит в щепки несостоявшегося партнера, обвиняя его в лени и ненадежности.
Такое музыкальное и тематическое разнообразие Адель только на пользу: ей есть что сказать, и она хочет использовать для этого самые разные форматы. Новый альбом показывает не только желание певицы поделиться своей болью — в нем появляется та живость, которую Адель как будто утратила на время. «30» — это, конечно, качественная поп-музыка высшей лиги, но, кроме тщательно выверенного звука, где все на своем месте, в пластинке найдется и кое-что неожиданное. Вставки диктофонных записей, треск от проигрывания виниловой пластинки, хор голосов подруг Адель в песне Hold On — все это делает «30» живым и дает понять, как важно, кроме силы, показать и слабость, в случае певицы — добавить в идеальные песни что-то неправильное.
Структура нового альбома похожа на восхождение к вершине: самые мощные песни «30», записанные с британским продюсером Inflo, появляются в конце пластинки, оказываются потрясающей, сбивающей с ног кульминацией. Адель признавалась, что истории, которые рассказывают песни из альбома, идут в хронологическом порядке, и под конец певица словно вновь обретает голос, познает любовь к себе, и теперь поет не только о своей потере, но и о том, каким был путь ее преодоления, и о новой надежде. Окончательное прощание с прошлым в этом альбоме подтверждает сокрушительная To Be Loved, записанная с продюсером Тобиасом Джессо-младшим. В клипе на эту песню ничего особенного: Адель просто поет у себя в своей комнате, хотя микрофон ноутбука не справляется с мощью ее голоса. Но это видео кажется самым важным дополнением к альбому — именно тут певица показывает себя как есть, в естественной, а не парадной обстановке.
Как любое поп-произведение на тему развода или расставания, альбом «30» — не только исповедь самой Адель, но и лекарство для залечивания душевных ран слушателей, и в этом пластинка, безусловно, станет одним из лучших средств. Но, кроме того, «30» — еще и мастер-класс по написанию песен. То, как они сделаны, в каком порядке расположены, будут изучать специалисты, чтобы поставить в пример новому поколению авторов. Новый альбом Адель — удивительно профессиональная, филигранная музыкальная работа, которая поможет миллионам пережить непростое время.