К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Репутация пластика испорчена: как сделать переработку мусора выгодной для бизнеса

Одна из экологических организаций вывезла рекордные 103 тонны мусора со дна Тихого океана (Фото Zuma\TASS)
Одна из экологических организаций вывезла рекордные 103 тонны мусора со дна Тихого океана (Фото Zuma\TASS)
Проблема переработки пластика во всем мире становится все более острой. Спасет ли Мировой океан от мусора осознанное потребление или раздельный сбор? Или стоит пересмотреть подходы к ресайклингу? Ответы на эти вопросы в своей колонке пытается найти эксперт в области нефтегазохимии Анна Даутова


Рынок переработки пластика в России 

Пластиковые отходы делятся на две большие группы: post-consumer и post-industrial, к последней иногда относится и post-commercial. Все, что каждый из нас использует в быту и сдает в переработку, относится к первой категории — это упаковка, пленки, пластиковые контейнеры. Вместе они занимают существенную долю рынка переработки, и участники этого процесса понятны — это сами потребители и управляющие компании, которые занимаются вопросами эксплуатации домов. В зоне ответственности УК — взаимоотношения с организациями по вывозу мусора. Замыкающими в этой цепочке являются региональные операторы по вывозу мусора.

Post-industrial и commercial wastes — отходы, полученные от промышленных предприятий или ретейла. Важное отличие от категории post-consumer — прогнозируемость объемов и качества, включая данные по составу и сырью. Каждый месяц одно предприятие сдает в переработку примерно одинаковое количество пластика, пленки и других материалов. Для компаний-переработчиков крупный бизнес является наиболее привлекательным поставщиком вторичного сырья. Именно оно лучше всего поддается переработке, из него производятся самые разные изделия для многих отраслей.

 

В сегменте post-consumer сложно прогнозировать объемы вторичного пластика, а главное — его качество. Затрудняет ситуацию дефицит информации о составе и сырье, а потому гарантировать стабильное качество гранулы вторичного пластика сложно. Из сырья низкого качества можно производить только очень простые изделия вроде тротуарной плитки. Большие трудности связаны и с планированием производства, построенного исключительно на сырье, полученном в категории post-consumer, поскольку оно будет отличаться и по составу, и по объему каждый месяц. Региональным операторам сложно нести гарантийные обязательства по стабильности поставок. 

С этой точки зрения рынок post-industrial является наиболее масштабным, он был сформирован еще до «мусорной реформы»  (которая предполагает, что к 2030 году весь мусор в России будет отсортирован, а на свалки поедет только малая его часть. — Forbes Life). К тому же крупные предприятия сегодня сами выбирают, платить за вывоз мусора или сортировать, прессовать, сдавать и зарабатывать самим. Что выбирает бизнес — очевидно. А потому и большинство переработчиков стремится наладить взаимоотношения с поставщиками отходов в категории pos-industrial. Основными факторами монетизации здесь становятся наличие стабильных и понятных источников вторичного сырья, а также отлаженные каналы сбыта. 

 
Основными факторами монетизации становятся наличие стабильных и понятных источников вторичного сырья, а также отлаженные каналы сбыта (Фото Getty Images)

Не весь пластик одинаково хорош

Если посмотреть на современную повестку по теме ресайклинга, то складывается ощущение, что единственная проблема — это наладить раздельный сбор отходов, сформировать культуру разделения мусора у населения. Отношение населения к этому вопросу начало постепенно меняться. Во дворах многоквартирных домов, по крайней мере в крупных городах, установлены контейнеры для раздельного сбора. Но COVID сумел повлиять и на эту сферу. С самоизоляцией, уходом на удаленку во всем мире произошел огромный рост потребления одноразового пластика: перчатки, одноразовая посуда, упаковка. Люди используют эти предметы по одному разу, а далее отправляют в мусорный бак. И тут нас подстерегает еще одна неприятность. Даже если потребитель проявляет осознанность, сортирует мусор и готов сдать его для дальнейшей переработки, помешать этим планам может состав изделия.

 Сами переработчики из-за обмана с составами несут убытки

И этот вопрос адресован производителям. Крупные предприятия фактически не мотивированы выпускать упаковку, которая может быть переработана. Возьмем в руки любой пакет из-под замороженных продуктов. В 100% случаев на нем будет стоять знак «С». Это означает, что в составе пакета смесь разных пластиков. Переработать его очень сложно. Этот процесс требует больших затрат и специальных ресурсов. А потому чаще всего операторы по сбору вторичного сырья не хотят связываться с таким пластиком, и его единственный путь — на мусорную свалку. 

Но даже наличие маркировки в данный момент не гарантирует отсутствие посторонних примесей в составе. Пока в России не введена цифровая маркировка, производители упаковки не несут ответственность. Наличие знака PS6 вовсе не означает, что данная упаковка произведена из полистирола без каких-либо других видов пластика. А что если они есть? Во-первых, переработчик не может гарантировать качество вторичной гранулы. Если родословная вторсырья неизвестна, его остается использовать разве что в дорожном строительстве. 

 

Во-вторых, сами переработчики из-за обмана с составами несут убытки. Представим себе линию по переработке полистирола, на которую попадает упаковка с дополнительными примесями в составе. На это сразу отреагирует система фильтрации: металлические сетки забьются и придут в негодность. В итоге пластик переработать не получилось, плюс к этому мы увеличиваем количество отходов в виде испорченных металлических сеток.

Перевозка раздавленных пластиковых бутылок (Фото Getty Images)

Вторая жизнь пластика

В России не так много переработчиков, которые занимаются ресайклингом пластика. По оценкам компании «Новоплекс», производителя оборудования для компактирования, в крупных городах (таких как Екатеринбург, Красноярск, Новосибирск) ежемесячно на свалки отправляется 25–35 тонн полистирола, при этом речь идет о строительном и упаковочном полистироле.

А вот пищевой и вовсе не перерабатывается. Одна из болевых точек процесса сбора и переработки пластика — это логистика. Транспортировка того же полистирола дорого стоит: он объемный и при этом мало весит. Важно подготовить вторичный пластик к перевозке так, чтобы не перевозить большое количество воздуха. Крупные компании, которые собирают и сортируют отходы, чтобы потом сдать их в переработку, полистирол чаще всего выбрасывают: закапывают, сжигают. Он не представляет для них коммерческого интереса. Для того чтобы ситуация изменилась, на предприятиях должно появиться оборудование для компактирования. Когда полистирол сжимают под воздействием давления, такой способ называется холодным компактированием. При горячем происходит расплав. Пока наличие таких установок — это скорее единичные случаи.

Именно в перевозке скрываются самые большие операционные потери. С другой стороны, эта проблема дала почву для появления технологических стартапов, которые ищут способы ее решить. Так IT-сфера проникает в область переработки. Специалисты IT-индустрии создают работающие базы-агрегаторы, которые позволяют обеспечить эффективность перевозчиков. 

Сбор и сортировка мусора как национальная идея

Для того чтобы наладить систему переработки, нужна работа по всем фронтам. И первый фронт — идеологический. С одной стороны, нужно донести людям, что мусора не существует. Любая упаковка — это сырье для производства нового полезного изделия. Эта мысль заложена в концепции осознанного потребления. Пластиковый пакет приносит пользу тогда, когда нам удалось использовать его несколько раз. Не нужно этого бояться. Мы уже жили так раньше: в магазин ходили с авоськами, стеклянную тару сдавали, а мусор собирали прямо в ведре, без пластиковых пакетов. Неконтролируемое потребление сродни инстинкту, когда у человека есть деньги, он готов много покупать, не особо заботясь о целях.  

 

В Европе, Китае, Японии культура обращения с отходами находится на очень высоком уровне. Конечно, от человека это требует определенных усилий: нужно собрать, помыть, сложить, возможно, какое-то время хранить использованные упаковки у себя дома. Для этого нужна мотивация. Частично вопрос решается развитием инфраструктуры — установкой контейнеров во дворах, расширением сети пунктов приема. В конце концов, нужна мода на сортировку мусора. 

Ситуация изменится, когда в России будет сформирована культура сбора и сортировки, повысится значимость самой проблемы

Как говорится, одной идеей сыт не будешь. Поэтому вторым пунктом после идеи идут деньги. Очевидно, что системе нужны инвестиции. Важно сделать так, чтобы в решении проблемы были заинтересованы все игроки — и государство, и бизнес. Первое будет стимулировать развитие системы сбора и переработки. Бизнес, в свою очередь, тоже включается в процесс: собирает, сортирует и сдает отходы. Одновременно с этим в силах потребителей вовсе отказаться от пластика и упаковки, которые не могут быть переработаны. Важно понимать, что репутация пластика сегодня сильно испорчена, и если показать потребителю, что бизнес заботится об окружающей среде, выпуская товары в перерабатываемой упаковке, это добавит не только плюсов к карме, но и станет конкурентным преимуществом. 

Как только потребители сформируют запрос на упаковку из перерабатываемого сырья, бизнес отреагирует очень быстро, и отрасль начнет развиваться. Мы не сможем очистить Мировой океан от пластика, но мы сможем предотвратить дальнейшее его загрязнение. В силах людей направить новые технологии на сбор и сортировку, инвестировать в разные виды переработки. Большинство компаний сегодня дробят пластиковые изделия на гранулы, которые затем в виде вторсырья используются при производстве разных изделий. Однако есть и другие виды рециклинга, например химический. 

Важно понимать, что технологии позволяют нам перерабатывать любые продукты. И ситуация изменится, когда в России будет сформирована культура сбора и сортировки, повысится значимость самой проблемы. Ресайклинг — это социальная проблема. Нам важно менять подходы, менталитет, только в этом случае получится сдвинуться с места.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+