К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Праздник синефилов: в Москве покажут старое кино из утерянных архивов

Фильм «Кроткая» Робера Брессона. 1969 (Фото DR)
Фильм «Кроткая» Робера Брессона. 1969 (Фото DR)
15 ноября стартует Московский международный фестиваль архивных фильмов. Forbes Life рассказывает, на что стоит обратить внимание в программе фестиваля

С 15 по 28 ноября зрителям I Московского международного фестиваля архивных фильмов (преемника когда-то знаменитого фестиваля «Белые Столбы») покажут картины из уникальных архивных находок, которые считались до недавних пор утерянными, а также отреставрированное старое кино

«Этот автоответчик не принимает сообщения»

«Этот автоответчик не принимает сообщения»

Реж. Ален Кавалье, Франция, 1978
Раздел: «Кинолюбитель. Автобиографические фильмы Алена Кавалье»

Камерная ретроспектива многократного обладателя премии «Сезар» и призов жюри Каннского кинофестиваля Алена Кавалье пройдет в лектории музея «Гараж». Начав свой кинематографический путь одновременно с Годаром, Трюффо и Шабролем, он оставался в стороне от классиков «новой волны», экспериментируя с жанром фильмов-эссе и съемками на дешевую видеокамеру.  «Этот автоответчик не принимает сообщения» — его первая автобиографическая работа. По сюжету, после гибели жены режиссер семь дней ходит по квартире с забинтованным лицом, постепенно избавляясь от вещей, напоминающих об утрате. Программа собрана куратором Московского международного фестиваля экспериментального кино MIEFF Дмитрием Фроловым и приурочена к 90-летию режиссера, который любезно подготовил для московских зрителей видеообращение.

Где: лекторий музея «Гараж»

«Долгую счастливую жизнь»
DR

«Долгую счастливую жизнь»

Реж. Геннадий Шпаликов, СССР, 1967
Раздел: «Реставрации и находки»

Программа реконструкций — центральный раздел любого фестиваля архивного кино. При этом главная задача кураторов заключается в том, чтобы влюбить в них не только синефилов и реставраторов, но и массового зрителя. В рубрике «Реставрации и находки» МФАФ собраны картины различных эпох — от «примитивов» начала ХХ века до более известных работ наших современников.

После премьеры на фестивале некоторые фильмы обретут новую жизнь в прямом смысле этого слова. Например, фильм Геннадия Шпаликова, одного из знаменитейших поэтов периода оттепели, «Долгая счастливая жизнь» выйдет в повторный прокат. К этому событию журнал «Искусством кино» приурочил выпуск книги «Долгая счастливая жизнь. Инструкция для начинающих».

Где: кинотеатр «Иллюзион»

«Что такое теория относительности?»
DR

«Что такое теория относительности?»

Реж. Семен Райтбурт, СССР, 1964
Раздел: «Ретроспектива Семена Райтбурта»

В дни фестиваля в ЦДК будет проходить ретроспектива великого документалиста Семена Райтбурта — классика отечественного научно-популярного кино, двукратного призера Венецианского кинофестиваля. Одна из самых известных его работ — игровая короткометражка «Что такое теория относительности?» с Аллой Демидовой, героиня которой принимается объяснять в купе поезда своим попутчикам работу Эйнштейна. Визитная карточка Райтбурта — познавательные научно-популярные фильмы с известными актерами того времени в главных ролях. В его картинах в неожиданных амплуа предстают такие советские звезды, как Георгий Вицин, Анатолий Грибов, Иннокентий Смоктуновский, Александр Кайдановский и Леонид Каневский.

Где: Центр документального кино в Музее Москвы

«Кроткая»
DR

«Кроткая»

Реж. Робер Брессон, Франция, 1969
Раздел: «Персона. Достоевский»

11 ноября исполнилось 200 лет со дня рождения Федора Достоевского. В рубрике «Персона» фестиваля, наряду с фильмами Куросавы, Брессона и Висконти, покажут самые редкие и самобытные экранизации писателя. В мире Достоевского начали переводить еще в 1840-х годах, а вдвойне активнее — после смерти. Популярность его наследия за рубежом не могла не отразиться на кинематографе того времени. Особым событием в рамках этого блока будет просмотр на большом экране «Кроткой» Робера Брессона, показы которого с пленки крайне уникальны, особенно в России. Действие повести Достоевского здесь переносится в красочный Париж конца 1960-х.

Где: кинотеатр «Иллюзион»

«Сын»
DR

«Сын»

Реж. Юрий Озеров, СССР, 1955
Раздел: «Тема. Трудный возраст»

Авторская программа главного искусствоведа Госфильмофонд Евгения Марголита «Тема. Трудный возраст» посвящена сложным подросткам 1950–1970-х. Если американские студенты тех времен бунтовали «без причины», английские критиковали общественное устройство, а итальянские выступали против политической системы, то советская молодежь все чаще вступала в конфликт с коллективом. Герой фильма «Сын» — двенадцатилетний подросток, переживающий непростой переходный период. Проблемы в школе, ссоры с отцом, уход из дома, попадание в дурную компанию. История взросления приобретает здесь незабываемый документальный окрас благодаря реальным декорациям московских дворов и улиц.

Где: кинотеатр «Иллюзион»

Австро-Венгерская довоенная хроника
Кадр из документальной хроники «Император Франц Иосиф как правитель и как человек» (DR)

Австро-Венгерская довоенная хроника

Раздел: «Киностолица. Вена»

Это первая в России обширная ретроспектива «венских фильмов» — жанра австрийского кинематографа, золотой век которого пришелся на короткий период 1933–1938 годов. Европа с 1920-х сопротивлялась господству американской продукции в кинопрокате. После банкротства немецкой студии UFA мечта о новом европейском Голливуде зарождается на Дунае.

Документальный кинематограф успел запечатлеть последнее десятилетие Австро-Венгерской империи. Это была крупная страна, большинство ее подданных никогда не были в Вене, и кино было для них единственной возможностью увидеть монарха и столицу. Программа, подготовленная совместно с Австрийским культурным форумом, приглашает зрителей окунуться в мир бесчисленных торжеств и процессий, создававших когда-то образ самой пышной из империй.

Где: кинотеатр «Иллюзион»

Программа «Художественный. 1909»
Кадр из фильма «Дама с камелиями» (DR)

Программа «Художественный. 1909»

Программа «Художественный. 1909» — уникальный «реинактмент» киносеанса 1909 года, приуроченный к празднованию 112-летия московского кинотеатра «Художественный».

В России в то время пользовались популярностью французские, датские и итальянские фильмы, зритель тяготел к драматичным сюжетам и медленному повествованию. Зачастую в одном блоке демонстрировали хронику из жизни высшего общества, видовые сюжеты и игровые фильмы. Важными правилами кинопоказов было строгое соблюдение внутренней иерархии и драматургии — например, просмотр комедий перед царской хроникой был запрещен, а демонстрация последней осуществлялась на замедленной скорости, чтобы не допустить превращения царского прохода в фарс. Сеанс в «Художественном» подготовлен с учетом всех этих нюансов. Приятным бонусом для зрителей станет чтение оригинальных дореволюционных интертитров.

Где: кинотеатр «Художественный»

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+