Люди привыкли к турбулентной ситуации в мире и постоянным новостям про COVID-19 и снова начали играть свадьбы. Россия не исключение: по данным Минюста, число браков в нашей стране за первые шесть месяцев 2021 года выросло на 40% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Об устойчивом спросе на обручальные кольца на рынке США (одной из крупнейших стран — потребителей бриллиантов, где, по данным Statista, покупают порядка 49% всех бриллиантов мира) говорит индекс бриллиантов RapNet (RAPI). Для самой популярной категории камней в 1 карат (именно такие чаще всего используются в помолвочных кольцах) он увеличился с начала года на 11%, для камней поменьше (0,5 карата) подрос на 1,4%. Правда, цены на крупные трехкаратные камни изменили тенденцию, опустившись на 0,1%.
Рост цен, в свою очередь, еще сильнее подогревает интерес покупателей, которые откладывали покупки, а теперь торопятся приобретать, рассчитывая успеть совершить более выгодную сделку. Благодаря совокупности этих факторов лето 2021-го для рынка украшений США стало действительно успешным. Например, в июле продажи выросли на 82,6% по сравнению с тем же месяцем в 2020-м и были на 54,2% выше, чем в июле докризисного 2019 года. При этом пока нет серьезных возможных причин для замедления покупок бриллиантов, так как рынок отдыха и развлечений не доступен в полной мере.
Другой крупнейший потребитель бриллиантов, где идет долгожданный всплеск торговли, — Китай. Согласно данным Шанхайской алмазной биржи (Shanghai Diamond Exchange SDE), объем импорта бриллиантов достиг $1,576 млрд, увеличившись на 49,24% по сравнению с первым полугодием 2019 года. При нынешних темпах роста ежегодный импорт камней в 2021 году значительно превысит показатели докризисного 2019 года и скорее всего обгонит предыдущий рекордный уровень в 2018 году ($2,78 млрд).
Российский ювелирный рынок с бриллиантами очень мал и, по разным оценкам, составляет менее 1% от мирового, но о нем нельзя не сказать. По данным компании Sokolov, на первую половину этого года сумма продаж украшений в России достигла 129 млрд рублей. Эта цифра на 27% выше за аналогичный период 2019 года, хотя само количество покупок уменьшается. Елена Суховеева, руководитель программы Alrosa Diamond Exclusive, отмечает, что цены на бриллианты в России в последнее время скорректировались и находятся на достаточно интересном уровне для входа: «Цены на высококлассные экземпляры инвестиционного качества отличаются относительно малой волатильностью и слабой корреляцией с другими финансовыми сумма продаж украшений в России достигла 129 млрд рублей. Эта цифра на 27% выше за аналогичный период 2019 года, хотя само количество покупок уменьшается. Елена Суховеева, руководитель программы Alrosa Diamond Exclusive, отмечает, что цены на бриллианты в России в последнее время скорректировались и находятся на достаточно интересном уровне для входа: «Цены на высококлассные экземпляры инвестиционного качества отличаются относительно малой волатильностью и слабой корреляцией с другими финансовыми активами. Обладая максимальной концентрацией стоимости на единицу веса, бриллианты не требуют регистрации владения и передачи и могут стать оптимальным инструментом долгосрочного сохранения и передачи долей капитала. Инвестиции в бриллианты становятся более привлекательными на фоне повышения транспарентности отрасли и прозрачности ценообразования».
Дмитрий Мокринский, основатель Parure Atelier, считает, что российские клиенты в период пандемии обратили большее внимание на сегмент люкс, потому что границы были закрыты и большая часть расходов, связанных с отдыхом и покупками за рубежом, значительно снизилась. Он отмечает, что многие клиенты совершили во время жесткого локдауна те покупки, которые давно планировали, но постоянно откладывали. Преимущественно покупатели были заинтересованы в необычных, фантазийных бриллиантах и цветных драгоценных камнях. Запросы на изумруды, сапфиры, рубины и турмалины Параиба стали появляться значительно чаще.
Перемены уже здесь
2020 год принес новые тренды. Как отметил Брюс Кливер, генеральный директор De Beers: «Мы видим развитие в алмазной промышленности таких трендов, как быстрый рост онлайн-покупок и стремление к продуктам, где очевидна этичность и устойчивость, а также повышенное уважение к миру природы».
В отчете консалтинговой компании Bain & Co и Антверпенского всемирного алмазного центра (Antwerp World Diamond Centre AWDC) можно четко увидеть, как покупателям становится все более важно знать о товаре, что это «бесконфликтная продукция», которая была создана при справедливых условиях труда с минимальным вредом для окружающей среды, — поэтому в том числе растет рынок синтетических камней. Но здесь тоже не все так просто.
Производители таких драгоценностей заявляют, что их товары «эко», что они на «100% этичны и бесконфликтны», и противопоставляют свой продукт природным алмазам, при добыче которых происходят выбросы углекислого газа, перемещение слоев земли, подкисление воды, загрязнение грунтовых вод и вред местам обитания диких животных.
В защиту натуральных камней Совет по природным алмазам (Natural Diamond Council, NDC) и Совет по ответственному потреблению ювелирных украшений (Responsible Jewellery Council, RJC) создали рекламную кампанию под названием «Кстати, спасибо» (Thank you, by the way). Ее цель — рассказать о положительном влиянии добываемых камней, объясняя людям, как покупки природных бриллиантов приносят пользу странам-производителям и местным сообществам. На объявлениях можно встретить фразы: «Ваше предложение руки и сердца с природным бриллиантом только что помогло защитить находящихся под угрозой исчезновения носорогов и 200 000 гектаров по всей Южной Африке» или «Ваш природный бриллиант помогает обеспечить доступ к медицинскому обслуживанию более чем четырем миллионам человек».
По данным все того же отчета Bain & Co, производство синтетических алмазов в 2020 году составило порядка 6–7 млн карат, в то время как добыча природных камней за этот же промежуток времени показала цифру в 111 млн карат. Но рынок синтетических алмазов быстро растет, и, по средним оценкам, к 2025 году доля выращенных алмазов на рынке в сырье составит 20%, а в огранке — порядка 17%. Поэтому отрасли на руку, что покупатель, голосуя кошельком за натуральные камни, чувствует собственное положительное влияние на мир и жизнь других людей. Нивелируют ли положительные стороны рынка натуральных камней его негативное влияние — очень сложный вопрос и главная дискуссия последних лет среди участников индустрии. И однозначного ответа здесь пока нет.
Zoom-украшения
Пандемия подкинула и более прозаические ювелирные тренды, к примеру украшения, подходящие для Zoom-конференций или Zoom-worthy jewelry. Покупатели стали больше обращать внимания на колье, подвески, серьги, которые выделяются и видны в «зоне общения» через камеру смартфона или компьютера. И недремлющие маркетологи подхватили эту мысль, начав выделять такие товары в отдельную категорию. Исполнительный директор крупнейшего в мире розничного продавца украшений с бриллиантами Signet Jewels Ltd Вирджиния Дрозос отметила: «Эффектные серьги и смелые колье были раскручены в рамках этой темы и рекламировались как «победа веб-камеры».
Ювелир Яна Расковалова, основательница модного и ювелирного дома Yana, считает, что в пандемию спрос на бриллианты в России не снизился, но карантин действительно скорректировал предпочтения клиентов. «В период локдауна дорогие украшения и вечерние платья уступили место более повседневным ювелирным изделиям, кашемиру и пижамам. Мы вовремя успели подготовить подходящий ассортимент как в ювелирном сегменте, так и в одежде обеих линий Yana Dress и Like Yana и сделали ставку на онлайн-продажи. После выхода из карантина все вернулось на круги своя», — рассказывает Яна Расковалова. Она также считает, что в ближайшее время покупка ювелирных украшений в один клик станет реальностью в России. Поэтому уже сейчас нужно активно отрабатывать формат работы с клиентом, который предпочитает совершать покупку онлайн.
Дмитрий Мокринский, основатель Parure Atelier, заметил, что самыми популярными запросами за последний год стали кольца, пусеты с бриллиантами, аккуратные повседневные подвески и универсальные теннисные колье и браслеты.
Огранка
Индия по праву считается мировым центром обработки алмазов, где гранят 11 из 12 бриллиантов в мире. Летом прошлого года были введены жесткие меры для ограночных предприятий в этой стране: Совет по содействию экспорту драгоценных камней и ювелирных изделий Индии (Gem and Jewellery Export Promotion Council, GJEPC) вместе с другими отраслевыми организациями призвал остановить все закупки сырья в период с 10 по 31 июля, чтобы уменьшить запасы накопленных алмазов и бриллиантов. Как видно из отчетов алмазодобывающих компаний, сдерживающие факторы внесли свою лепту в восстановление ситуации на рынке. Спустя год импорт в Индию, несмотря на неутихающую ситуацию с ковидом, вырос в 5,6 раза, до $1,7 млрд в июне по сравнению с $303,1 млн в 2020 году.
В Бельгии, где также ограняются алмазы, поставки сырья выросли на 187% в годовом исчислении, до $1,01 млрд, сообщил Антверпенский всемирный алмазный центр. Частично благодаря этому крупнейшие компании-дистрибьюторы De Beers и «Алроса» тоже показали высокие продажи.
Елена Суховеева, руководитель программы Alrosa Diamond Exclusive, считает, что пандемия резко ускорила структурное сокращение мирового предложения алмазного сырья, которое по итогам 2020 года упало на 20% и не сможет быстро восстановиться. Этот показатель служит основным фактором фундаментальной поддержки стоимости бриллиантов в долгосрочной перспективе на фоне прогнозов положительной динамики спроса. «Дело в том, что природные алмазы, которые служат сырьем для изготовления бриллиантов, — исчерпаемый природный ресурс. На сегодняшний день масштабная добыча алмазов осуществляется только в Африке, к югу от Сахары, в Канаде и в приполярных регионах России (Якутия и Архангельская область), где у «Алросы» сосредоточено 28% от общего мирового объема добычи. Австралийский рудник Argyle, некогда бывший крупнейшим на планете, в прошлом году закрылся в связи с исчерпанием запасов. Новых открытий с каждым годом становится все меньше», — объясняет Елена.
Она считает, что дефицит, вызванный недостаточным предложением алмазов на рынке, со временем будет расти. Даже в случае, когда спрос будет развиваться по консервативному сценарию, а добыча восстанавливаться по оптимистичному, спрос все равно превысит предложение ко второй половине 2030-х годов. При этом дефицит относительно редких бриллиантов, к которым относится инвестиционная категория, будет расти быстрее, и они будут дорожать быстрее, чем другие бриллианты.
Глобально в отрасли наметились и укрепились позитивные сдвиги и новые тренды. Еще на носу «жаркий» рабочий сезон — Рождество и Новый год, которые традиционно приносят хорошую выручку ювелирным магазинам. Высокий спрос будет стимулировать повышение цен на бриллианты. Однако возникает вопрос: что будет дальше, когда покупатели потратят скопленные сбережения? Становится все более важным вопрос с синтетическими алмазами, рынок которых сложно оценить, потому что пока есть крайне мало открытых опубликованных данных в этом секторе. И не стоит забывать, что алмазный рынок представляет собой звенья алмазопровода, где сбой на одном участке может повредить всю цепь, поэтому повышение цен на сырье требует особого внимания.